Счетная палата РФ выявила в деятельности администрации Липецкой области финансовых нарушений только по двум региональным программам на сумму, превышающую 1 млрд. рублей.
5 месяцев ― с ноября 2011-го по март 2012-го ― Счетная палата РФ проверяла законность и эффективности расходования чиновниками Липецкой области в 2009-2011 годах средств госкорпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и средств долевого финансирования, направленных на капитальный ремонт многоквартирных домов и на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Аудиторы пришли в тихий ужас: объем средств, израсходованных с нарушениями, составил по Липецкой области 371,1 млн. рублей; кроме того, нарушения при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд по региону составили 669,8 млн. рублей. Столичные проверяющие рекомендовали губернатору Олегу Королеву усилить контроль над реализацией адресных программ по проведению капремонтов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда, устранить нарушения и недостатки, привлечь к ответственности должностных лиц, допустивших грубые нарушения законодательства.
Объектами контроля Счетной палаты в Липецкой области были администрация региона, управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, мэрии Липецка, Грязей и Ельца. Аудиторы выяснили, что ветхом и аварийном состоянии в регионе находятся 716 многоквартирных домов общей площадью 160,2 тыс. кв. метров (в т.ч. 308 аварийных общей площадью 93,4 тыс. кв. метров).
За проверяемый период Фонд содействия реформированию ЖКХ выделил для ремонтов жилья Липецкой области 1 млрд. 55 миллионов рублей. Наши чиновники освоили почти все полученные средства ― 98,2%. Впрочем, аудиторы разыскали по состоянию на 1 января 2012 года «заначку» средств Фонда ЖКХ, направленных на проведение капремонтов, составляющую без малого 50 млн. рублей: 25,8 миллиона нашлись на счетах администрации области и муниципальных образований, еще 23,4 миллиона казенных денег осели на счетах управляющих компаний. Специалисты Счетной палаты РФ сделали соответствующий вывод: «в регионе отсутствует контроль за эффективным и своевременным использованием федеральных средств». Впрочем, липецкие чиновники отрапортовали Москве: региональную программу по капитальному ремонту домов выполнили на 100,3%!
Аудиторы выявили как раз те нарушения, о которых не раз писал GOROD48. Так, в нарушение федерального законодательства, управляющим компаниям перечислены средства по долевому финансированию капремонтов без смет расходов, которые было необходимо утверждать на общих собраниях собственников жилых помещений. Только в 2009 году эта сумма составила 769,8 млн. рублей. Результаты проверок с выездом на объекты показали, что в нарушение ведомственных строительных норм и Методических рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту, финансируемого за счет бюджетных средств, по большинству домов отсутствуют акты осмотра, а по некоторым даже не нашлось дефектных ведомостей. В нарушение норм Градостроительного кодекса РФ, в Липецке, Ельце и Грязях отсутствовали документы об утверждении управляющими компаниями проектной документации по капитальному ремонту домов. Столичные аудиторы не обнаружили также и ответственных за ведение технического (авторского) надзора. В нарушение Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий, проектная документация на капитальный ремонт 457 (!) домов не содержала рабочих чертежей, технологических карт, технических решений, а также пояснительных записок с исходными данными. По большинству капитально отремонтированных домов отсутствовали журналы производства работ и акты освидетельствования скрытых работ, не осуществлялась экспертиза сметных расчетов...
Все эти нарушения, конечно, являются плодородной почвой для коррупции. А если говорить без экивоков, то для «распилила» бюджетных средств, предоставления их в распоряжение узкому кругу подрядных организаций.
В ходе проверки реализации региональных адресных программ капитального ремонта многоквартирных домов в Липецкой области было установлено, что в нарушение ведомственных строительных норм в региональную адресную программу капитального ремонту многоквартирных домов были включены объекты постройки 1995-2000 годов. Т.е. их вовсе не должно было быть в планах капремонта, но на них списали 14,6 млн. рублей.
Только в Липецке в нарушение Градостроительного кодекса РФ работы по капитальному ремонту 11 домов на общую сумму 41,1 млн. рублей велись в отсутствие проектной документации. В Ельце мэрия в нарушение закона выделила 5,6 млн. рублей управляющим компаниям даже в отсутствие заявок на их получение (при этом 4,4 млн. рублей незаконно получило ООО «Первая управляющая компания», а не ТСЖ «Подарок», осуществляющая управление домом, подлежащим капремонту).
В Ельце был выявлен и вовсе уникальный факт: председателем сразу трех товариществ собственников жилья - «Подарок», «Неон» и «Соната» без наличия на это правовых оснований была гражданка Т. Горюнова, не являющаяся собственником помещений в данных ТСЖ. Елецкий городской суд в мае 2011 года, кстати, вынес решение, которым установил, что общее собрание собственников помещений домов в поселке Электрик по созданию ТСЖ «Неон» не проводилось. В суде Горюнова призналась, что протокол собрания она изготовила сама, так как хотела создать ТСЖ с целью последующего получения бюджетных денег на капитальный ремонт жилья. В результате своих действий Горюнова как заказчик заключила два договора на проведение капитального ремонта домов с подрядчиком ООО «Первая управляющая компания» в лице... директора Горюновой на общую сумму 12,4 млн. рублей. Т.е. сама с собой! Кроме того, являясь директором ООО «Первая управляющая компания», Горюнова без проведения комиссионного отбора заключила договора с директором ООО «Свой дом»... Горюновой на проведение капитального ремонта МКД на общую сумму 4 млн. рублей. К счастью, приезд в Елец аудиторов Счетной палаты положил конец махинациям этой предприимчивой гражданки, годящейся в правнучки лейтенанта Шмидта.
Осмотр капитально отремонтированных домов показал, что не все работы, предусмотренные сметами, выполнены в полном объеме и надлежащим образом. Так, в Ельце на доме, на ремонт которого потратили 2,6 млн. рублей, подрядчик некачественно выполнил ремонт крыши. В Грязях крыши текут в 11-ти отремонтированных домах. Были выявлены и случаи простого списания средств без каких-либо ремонтов вообще. Так, в доме №26 по ул. Фрунзе в Ельце за вовсе не сделанный ремонт канализационной системы подрядчик, ООО «РСП-Авион», получил 805,9 тыс. рублей.
В 2009-2011 годах Фондом ЖКХ предоставлена финансовая поддержка Липецкой области на реализацию региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в сумме 1 млрд. рублей. По данным отчетности, представленный в Фонд ЖКХ, остаток средств Фонда ЖКХ, неиспользованных на реализацию программ по переселению граждан, по состоянию на 1 января 2012 года составил по Липецкой области 97,3 млн. рублей.
Аудиторы констатировали: региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Липецкой области не выполнена. Не обеспечен снос 98 аварийных многоквартирных домов, или 30% от указанных в программе. Расселено 838 квартир, или 60,3 % из предусмотренных. Переселено 2136 человек, или 57,7 % от заявленных.
Кстати, списки жителей, проживавших в многоквартирных домах, признанных на 1 января 2007 года аварийными, до 1 января 2010 года решениями органов местного самоуправления Липецкой области не утверждались. Данный факт не дал аудиторам возможность установить обоснованность выделения средств для финансирования программ, в том числе с учетом численности граждан, подлежащих переселению на период признания домов аварийными.
В 2010 году на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Липецкой области необоснованно использованы средства Фонда ЖКХ в сумме 18,9 млн. рублей.
Выборочной проверкой использования администрацией города Липецка средств Фонда ЖКХ в рамках реализации региональных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда установлено, что при ее формировании мэрия не предусмотрела полного выселения граждан из подлежащих сносу аварийных домов, а решила проблему путем поэтапного расселения жильцов, что незаконно.
В нарушение федерального, регионального и местного законодательства, администрация города Липецка приобретала не готовые к эксплуатации жилые помещения, а объекты незавершенного строительства общей стоимостью 182,9 млн. рублей с последующей их достройкой и теми же застройщиками, у которых эти объекты были приобретены. Кстати, материалы по одному такому дому ― по улице Кривенкова ― находятся в Следственном комитете РФ и в УФСБ РФ по Липецкой области.
В нарушение приказа Минэкономразвития РФ, муниципальные контракты на приобретение объектов незавершенного строительства и на проведение работ по их завершению общей стоимостью 405,5 млн. рублей заключены с единственным поставщиком. В результате в 2009 году в Липецке фактически приобретены жилые помещения по цене 1 кв. метра в 30,6 тыс. рублей, а в 2010-м ― по цене 33,9 тыс. рублей, что выше стоимости одного кв. метра (27 700 рублей), установленной постановлениями администрации Липецкой области на 2009 -2010 годы. Таким образом, за счет только этого нарушения в 2009-2010 годах только по Липецку перерасход средств Фонда ЖКХ составил 26,8 млн. рублей, по Ельцу - 4,9 млн. рублей.
Аудиторы выявили и тот факт, что на протяжении двух лет не заселены 18 квартир площадью 451,9 кв. метров стоимостью 12,5 млн. рублей, переданных из областной собственности в муниципальную собственность города Липецка. При этом данный факт в отчетах о ходе реализации программ переселения, представленных администрацией города Липецка в Управление ЖКХ Липецкой области, отражен не был. И, кажется, понятно почему: эти самые 18 квартир могли быть заначкой мэрии для решения проблем с правоохранительными и контролирующими органами. Кстати, такую же «заначку» аудиторы выявили и в администрации области: в нарушение приказа Минэкономразвития РФ, региональным управлением энергетики, тарифов и жилищно-коммунального хозяйства купило без дальнейшей регистрации права собственности 36 квартир площадью 2 020,3 кв. метров стоимостью 55,7 млн. рублей.
Источник