Где ж вы слава и доблесть, и честь незабвенной России? На каком рубеже задремали, на ЧЬЕМ БЕРЕГУ?

Sep 03, 2011 15:18






Все чаще мне, как имеющему опыт боевых действий, задают вопросы действующие офицеры, запасники, отставники Российской и Советской армии, да и просто граждане России и Советского Союза: что происходит с нашей обороной, Армией и Военно-морским флотом? В их вопросах звучит крайняя обеспокоенность за нашу безопасность. И если ранее вопросы сводились к бытовому обеспечению кадрового состава военных: жилье, пенсии, денежное довольствие (в том числе и так называемые «откаты» по пресловутому и преступному 400-му приказу министра обороны), то теперь в них звучит боль в связи с полной утратой оборонной мощи некогда сильнейшей в мире страны.

Так ли это? Давайте вместе попытаемся проанализировать состояние нашей армии на примере недавнего 2008 года российско-грузинского конфликта. Что это было-то? А была своеобразная проверка-инспекция «дружественными» нам странами НАТО состояния обороноспособности России. Своеобразный Халхин-Гол, когда японская военщина проверяла «на вшивость» боеспособность Красной Армии…



Вот как охарактеризовал 9 августа, т.е. уже на следующий день после начала активных боев, известный многим полковник ГРУ Генерального штаба Вооружённых сил России в отставке Квачков Владимир Васильевич состояние российских Вооруженных Сил в реальных боевых условиях:

«Боевые действия в южной части Осетии, временно не входящей в состав России, вскрыли истинное состояние российской армии и профессиональный уровень военно-политического руководства страны.

Так называемая «военная реформа» Вооруженных Сил Российской Федерации завершилась явной неспособностью армии пресечь агрессию даже такого карликового государства как Грузия. Военное позорище! Только так можно назвать то постыдное действо, о котором граждане России узнают из средств массовой информации, а российские граждане в южной части Осетии с ужасом испытывают на себе.

Применение грузинскими агрессорами всего лишь бригадной тактической группировки войск в ночное время со специальными задачами при поддержке нескольких штурмовиков Су-25 ввело в ступор российское Министерство обороны и другие органы государственного, военного управления. Только в течение первого дня агрессии погибло более 1400 мирных граждан, несколько тысяч ранено. Грузинские самолеты, беспрепятственно проникнув в воздушное пространство, а артиллерийские орудия и установки залпового огня, практически без помех выдвинувшись на огневые позиции в пригородах Цхинвали, почти полностью уничтожили южно-осетинскую столицу. Тяжелые потери понёс российский миротворческий батальон, оставшийся без огневой авиационной, ракетной и артиллерийской поддержки. В первый же день войны сбиты два российских самолёта и ни одного грузинского. И это при том, что стратегическая и оперативная разведка ГРУ ГШ полностью вскрыла грузинскую группировку войск, изготовившуюся к нападению, с точностью до часа установила возможное время начала агрессии, о чём своевременно доложила руководству Министерства обороны. Однако необходимые меры по обеспечению безопасности граждан России в южной части Осетии не были приняты.

Основными политическими причинами произошедшей катастрофы являются многолетняя массированная ложь о действительном состоянии российской армии и вопиющая некомпетентность бывшего и нынешнего министров обороны, их окружения. В течение восьми лет нам каждый день показывали фальшивые успехи в восстановлении Вооруженных Сил Российской Федерации, которые в действительности являлись дезинформационным прикрытием разрушения армии и флота. Нам показывали катавшихся на танках, самолётах и подводных лодках президента В. В. Путина и достойного его министра обороны С. Б. Иванова, со слащавыми улыбками рассказывавших народу сказки о возрождении былой мощи Российской Армии. Венцом деятельности бывшего Президента страны и Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами стало назначение им на должность министра обороны некоего Сердюкова, для которого вложение денег в боеготовность Вооруженных Сил неоправданно расточительно, так как не приносит дохода. Коррупционная кадровая политика, некомпетентность высшего военно-политического руководства России стали причинами целого ряда ошибочных шагов при принятии решений по строительству Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации.

Преступным бездействием можно назвать отказ военно-политического руководства страны отдать приказ на немедленное применение авиации Северо-Кавказского военного округа по пресечению грузинских авиаударов по Цхинвали и другим объектам на территории южной части Осетии. Более того, в разговоре с президентом США Дж. Бушем В. Путин, по информации «Российской газеты», пожаловался, что «российские добровольцы уже собираются в зону конфликта и "их тяжело удерживать".

Непосредственными военными причинами катастрофы в Осетии стали следующие.

На военно-стратегическом уровне - отсутствие в российской военной доктрине и в военном искусстве системы операций, соответствующей вызовам и угрозам XXI века, прежде всего единой (воздушно-космическо-наземной) операции и различных (общевойсковых, совместных и самостоятельных) специальных операций; двадцатилетнее, с 1989 г., отставание от США и других стран НАТО в создании в составе вооруженных сил особого рода войск - Войск специального назначения, или, по западной терминологии, Сил специальных операций; целенаправленный организационный и технический разгром армейской авиации, без которой невозможны современные боевые действия, и вызванное этим отсутствие в составе армейской авиации хотя бы одного вертолётного полка Ка-50 (Ка-52), способного действовать и поражать цели ночью. Знаменитая «Чёрная акула» так и не стала боевым средством российской армии, её уже не могут показать даже на парадах. Прорыв грузинской бригадной тактической группы к Цхинвали вызван отсутствием в составе Северо-Кавказского военного округа хотя бы эскадрильи таких штурмовых ударных вертолетов, в том числе противотанковых, способных в реальном масштабе времени ночью обнаружить и поразить колонны с боевой техникой в горной местности в походном порядке, при развертывании и на огневых позициях.

Военными причинами юго-осетинской катастрофы на оперативном уровне стали неумение органов управления готовить и проводить специальные операции во взаимодействии с дружественными и регулярными вооруженными формированиями; недостаточный уровень взаимодействия с миротворческими силами в случае отражения ими нападения крупных тактических группировок противника, особенно по применению в ночных условиях штурмовой и армейской авиации, ракетных войск и артиллерии.

На тактическом уровне провал российской армии в Осетии обусловлен отсутствием подготовленных засадных и других диверсионных действий по срыву беспрепятственного вторжения и устройству необходимых минно-взрывных заграждений.

Американская проверка боеспособности российских вооруженных сил грузинской армией по типу Халкин-Гола состоялась с положительным для наших противников результатом».

А ведь и правда, даже для несведущих в военном тактическом применении авиации возникает законный вопрос: для чего был направлен в район боя совершенно не предназначенный для этих целей самолет Ту-22МЗ?!

19 августа заместитель начальника российского Генштаба генерал-полковник Анатолий Ноговицын сказал на пресс-конференции, что применение дальнего бомбардировщика Ту-22МЗ в операции по принуждению Грузии к миру было «не самым верным решением». И в самом деле, трудно понять, зачем эту тяжелую машину послали на неподавленную грузинскую ПВО, тем более, что с решением всех боевых задач авиации на югоосетинском ТВД в дальнейшем вполне успешно справились штурмовики и фронтовые бомбардировщики Сухого. А для воздушной разведки должны бы применяться космические технологии, если они конечно есть…

Необходимо отметить, что основную положительную роль в эффективном управлении российскими войсками в этом конфликте, а особенно в информационной войне, являющейся важнейшей составной частью проходивших боевых действий, сыграл именно зам. начальника российского Генштаба генерал-полковник Анатолий Ноговицын. Создается впечатление, что остальные управляющие и координирующие эти события, военные и политические высшие чины вносили только неразбериху! Вот только где теперь генерал Ноговицын? Кто-нибудь знает?...

Вообще говоря, по свидетельству очевидцев в российской армии в эти дни царил полный хаос. Из сообщения по мобильному телефону из штабной колонны 58 армии: «После ликвидации артнаводчика, стало полегче. У них стоят мощнейшие средства глушения связи. Нет никакой связи, либо они выходят на наши частоты и дают ложные указания. Итог захлебнувшегося штурма - 6 убитых и 9 раненых. Вчера сбили нашу очередную сушку…».

Есть такой замечательный радиолокационный комплекс разведки позиций ракет и артиллерии, как "Зоопарк-1". В радиусе сорока километров он мгновенно засекает летящий снаряд и сразу определяет точку выстрела. Буквально секунды требуются для полной обработки цели и выдачи данных на стрельбу. Через минуту, по идее, вражеская батарея должна быть подавлена прицельным ответным залпом. "Зоопарков" в нужном месте и в нужное время почему-то не оказалось. Корректировка артогня шла, как и в Великую Отечественную, по радионаводке и с матом. Били в основном по площадям…

Достаточно высокие потери наших самолётов (2 Су-25, 1 Ту22М3 и 1 Су-24) объясняются плохо проведённой воздушной разведкой и, как следствие, недооценкой противника. Наше авиационное командование забыло или не учло, что кроме собственно грузинской системы РЛО, грузинское командование постоянно получало информацию от американских средств технической разведки и радиоперехвата, расположенных в этом же регионе, кроме того, с высокой степенью вероятности можно утверждать, что зенитно-ракетные комплексы обслуживались иностранными военными специалистами, имевшими высокий уровень подготовки. И вместо активной энергичной операции по подавлению системы ПВО противника, после которой начинается уже непосредственное поражение намеченных целей, наша авиация уже в первые часы начала наносить удары по объектам, которые оказались хорошо прикрыты силами ПВО. Как следствие сразу понесла потери. По нашим самолётам было выполнено более 30 пусков ракет разных классов и только мастерство лётчиков и бортовые средства РЭП позволили избежать больших потерь. Только после того, как была проведена операция по подавлению ПВО, полёты авиации стали более безопасны.

Не обошлось и без «дружественного огня». Один самолёт Су-25 был сбит нашими зенитчиками, принявшими его за грузинский. К счастью лётчик, пилотировавший его, катапультировался и вышел к своим.

8 августа 2008 года застало Главное Оперативное Управление и Главное Организационно-Мобилизационное Управление в прямом смысле слова - на улице... В этот день, выполняя строжайшую директиву министра обороны Анатолия Сердюкова, управления занимались переездом…  Десяток КамАЗов, выстроился у подъездов, и в них грузилось упакованное в ящики и узлы имущество двух главных управлений Генерального Штаба.

Новость о том, что Грузия начала военную операцию против Южной Осетии многие офицеры узнали лишь из утренних выпусков новостей. К этому моменту функционировавшая бесперебойно больше сорока лет система оповещения была демонтирована. Дежурных в управлениях и службах просто не было, так как дежурить было негде. Оповещать офицеров было некому. Поэтому ни о каком прибытии по тревоге офицеров и немедленном «включении» ГОУ или ГОМУ в ситуацию речи идти не могло. Включаться было некому и негде.

При этом само ГОУ уже два месяца было без руководства. Бывший начальник ГОУ генерал-полковник Александр Рукшин был в начале июня уволен за несогласие с планами Анатолия Сердюкова резкого сокращения Генштаба. Нового начальника ГОУ Сердюкову и начальнику Генерального Штаба Макарову за это время найти было не досуг. Исполняющий же обязанности начальника ГОУ первый заместитель Рукшина генерал-лейтенант Валерий Запаренко был вынужден в одном лице совмещать сразу несколько должностей, что не могло не отразиться на состоянии дел в ГОУ.

Всё это усугубилось тем, что к этому моменту ГОУ и ГОМУ оказались полностью отрезанными от войск. В очищенных под ремонт помещениях не только вся ЗАСовская связь, но даже и обычная «эровская» были уже отключены, а в новом здании её ещё просто не провели. В итоге, в самый драматичный момент цхинвальской драмы Генеральный Штаб России потерял управление войсками.

При этом, сам переезд никто не отменил и разворачивать работу пришлось фактически на колесах. В качестве средства связи с войсками использовалось несколько обычных телефонов открытой дальней связи в тех нескольких кабинетах, которые были определены под временное размещение министерских советников. Но больше всего выручали обычные «мобильники», с которых за свои деньги офицеры и генералы вели переговоры с коллегами из СКВО.

Рабочие группы разворачивались в любых мало-мальски пригодных помещениях бывшего штаба Объединённых Сил Варшавского Договора. В гримёрках, раздевалках, за сценой, в спортивном зале. Одно из направлений ГОУ вообще оказалось сидящим в оркестровой яме.

Несмотря на информационную блокаду, в российских СМИ появились подробности уничтожения штабной колонны 58-армии. Грузинам удалось полностью застать врасплох штабную колонну.

По свидетельству журналиста именно он заметил готовых к бою грузинских спецназовцев.

Ситуация выглядит более чем странной - по идее, колонну с командующим, тем более штабную колонну, должно сопровождать боевое охранение, кроме того, обычно используются и беспилотники, которые кружат над местностью на высоте около 2-х километров и отслеживают ситуацию. Не говоря уж о том, что осуществляется спутниковая разведка. Как грузинские коммандос могли незамеченными подойти вплотную и что при этом случилось с боевым охранением и было ли оно вообще - неизвестно.

«К машинам!» - крикнул командующий. Мы подбежали к БТРу, но тут началась пальба. Упали между БТРом и «уазиком». Я услышал, как трещат стекла «уазика», понял, что стреляют по нам.

Грузины сразу зажгли две наши БМП. Стреляли отовсюду, падали люди, наши и грузины. Бой шел в десяти метрах друг от друга, расстреливали в упор. Потом колонна стала разъезжаться в разные стороны, растянувшись километра на полтора. Мы решили бежать в обратную сторону за отъезжавшим БТРом, в сторону от города. Впереди бежал генерал. Смотрю, он исчез в дымке. В эту секунду взорвался БТР, к которому мы бежали».

Командующий армией, бегущий в одиночку, без сопровождения, как простой солдат, грузинский спецназовец, выскакивающий (откуда?) ему навстречу, колонна, которая под огнем стала «разъезжаться в разные стороны», бросив своего командующего, генерал-лейтенанта, одного на поле боя, фактически на верную смерть или плен, лежащий в кювете раненый генерал, в одиночку отстреливающийся из пистолета. На простом русском языке это именуется «разгром».

Каким бы совершенным оружием ни обладала армия любой из стран, решающим в конфликте настоящего и будущего был и останется высокий моральный и боевой дух солдат и офицеров. И с этим в нашей армии, что больше всего радует, в основном все пока в порядке.

Очень похоже, что все это только «цветочки». «Ягодки» следует ожидать уже скоро по многим другим воинским частям, и не только в ВВС…

Очень уж все это напоминает период перед Великой Отечественной войной, когда определенными структурами в СССР, а главное, за рубежом, уничтожался командный состав Красной Армии. Времена другие, а сюжеты схожие…

А что же далее? Не исключаю применение технологий по сценарию «цветных революций» в арабских странах Магриба, Среднего и Ближнего Востока. Армия России уничтожена, спровоцированы «народные бунты» (благо почва для народного возмущения подготовлена) и, наконец, ввод войск НАТО или без оного - установление нового марионеточного прозападного и полностью подконтрольного единому Мировому управленцу правительства России с последующим ее распадом на несколько отдельных государств. Сценарии уже отработаны. Вспомните хотя бы Югославию…

Все, что я попытался здесь рассказать по проблеме уничтожения нашей обороны, конечно же, не полно. Я был бы благодарен моим читателям за дополнения, уточнения, а может быть и возражения по данному вопросу в рамках определенной этики.

Пустопорожний и бездоказательный треп в виде: «этого не может быть, потому что не может быть никогда…» не допускается.

анатолий ноговицын, армия, офицеры россии, военно-морской флот, уничтожение армии

Previous post Next post
Up