У космических истребителей есть одно - главное - отличие от атмосферной авиации: им не нужен разбег для взлёта и посадки, и, ergo, не нужна лётная палуба, занимающая большую часть корабля. Вы можете сделать сравнение с гидросамолётами, и будете правы, в чём-то орбитальные самолёты на них похожи. Но это тоже неправильная ассоциация. Искать параллели следует, скорее, с многочисленными летающими авианосцами, так, в основном, и оставшимися на стадии прототипов. Но важна сама суть.
Впрочем, о чём это я?
Появление истребителя было неизбежно, как тепловая смерть вселенной. Как и за исторической авиацией, дело было во многом за подходящей силовой установкой, прогресс в области которых диктовали соображения, мало связанные с воздухоплаванием (или одноместными космическими аппаратами, в данном случае). На порядок более мощный двигатель давал большую свободу манёвра, большее дельта-вээ, настолько, что использовать его на одноразовую торпеду показалось нерационально. Впервые появилась возможность не просто посадить в малый аппарат человека, но и дать этому малому аппарату запас хода, сравнимый с большими кораблями. И, конечно же, дать возможность вернуть человека обратно.
Разные великие державы видели в новом аппарате разные задачи. Для землян и марсиан приоритетом была противокосмическая оборона наземного базирования. Для луняшей-лагранжистов и сатурняшек, по логическим причинам - противоракетная оборона соединения. И то, и другое - на переднем краю, если можно так выразиться. Сбить все торпеды задолго до того, как они достигнут цели. Сбить торпедоносцы до того, как они достигнут цели! Сбить вражеские самолёты до того, как они собьют все союзные торпеды! Список задач, который пытливые адмиралы, генералы и маршалы ставили перед новой техникой, рос, как снежный ком.
При этом ответ на вопрос, как нужно базировать эту новую технику, не был настолько очевиден, как нам кажется. Истребители носили в ангарах линкоров, вместе с шаттлами и катерами. Довольно быстро оказалось, что много истребителей в такой ангар не засунешь. Истребители принайтовывали к корпусу снаружи, как контейнеры с торпедами, что затрудняло обслуживание и делало сами истребители крайне уязвимыми. Наконец светлые военные умы дошли до идеи корабля, предназначенного исключительно для того, чтобы возить истребители с места на место, то есть - авианосца. Но так как светлые военные умы произошли не от моряков, а от лётчиков, то они не стали слишком сильно держаться за морские образцы (оставшиеся в ту пору разве что на Земле да и то в единичных количествах, хотя это были весьма внушительные шаланды полные кефали). Они пошли другим путём.
Разумеется, какие-то вещи не менялись ни на "Аргусе", ни на "Экроне", ни на "Нимице". Не изменились они и на космических авианосцах. А именно, значительная часть внутреннего пространства корабля отводилась под места для хранения и обслуживания истребителей. То, что в космическом обиходе называется "лётной палубой", появилось несколько позже; у первых же авианосцев был ангар и... всё. Напоминавший, при этом, изрядно линейно увеличенный ангар какого-нибудь линкора.
Кстати, об ангарах линкоров. Шаттлы обычно запускались следующим образом: выносились из ангара наружу корабля на специальном манипуляторе, который после этого отцеплялся и складывался. После чего шаттл, слегка отодвинувшись от корабля, запускал маршевые и летел по своим делам. Эту же систему, в целом, применили для запуска и возвращения истребителей (благо стыковка с помощью манипуляторов была отработана так давно, что люди столько не живут), впоследствие она прошла значительные улучшения и доработки и приняла тот вид, в котором её знает послевоенное поколение лётчиков-космонавтов. Но обо всём по порядку.
Не будем долго перечислять подвиги орбитальной авиации во Вторую Солнечную, поскольку вы можете представить их сами. Таранто, Мидуэй... всё такое. Ну, вы сами понимаете *смущённо улыбается*. Поэтому перейдем к разбору того, как устроен современный (2395) авианосец и как он исполняет свою основную задачу - запускает, обслуживает и возвращает на борт космические истребители. Часто современный авианосец называют "суперносцем" (supercarrier), чтобы отличать его от меньшего линейного авианосца (battlecarrier), и по сути такие корабли представляют собой отдельный, отличный от эскадренных авианосцев времен СВ2, подкласс. But I digress.
Внутреннее пространство авианосца начинается с лётной палубы. Под лётной палубой понимается обычно большой ангар, где самолёты готовят к запуску, снаряжают и выводят на стартовые позиции, а также транспортируют обратно в ангары, с которыми лётная палуба связана подъемниками. Ангары же служат для хранения и обслуживания самолётов. На авианосце есть также ремонтные мастерские, где самолёты ремонтируются, но это, я полагаю, очевидно. Лётные палубы и ангары обычно находятся под давлением для удобства работы команды, да и герметизировать заново такой большой объём было бы слишком накладно.
Может создасться впечатление, что лётная палуба обслуживает только верхнюю полусферу корабля. Это, хм, несколько не так; обычно лётных палуб две, и отличается нижняя от верхней только конструкцией стартовых отсеков. Нижняя палуба также обычно служит для приёма шаттлов (в противовес катерам, это важно), но это не является универсальным для всех кораблей; существуют различия в конструкции.
Что такое стартовый отсек? О. Тут необходимо обратиться уже непосредственно к процессу запуска самолёта. Как уже говорилось ранее, самолёт доставляется на лётную палубу из ангара, где его в последний раз проверяют, заправляют, подвешивают боекомплект, сажают внутрь пилота и выкатывают на стартовую позицию. Стартовая позиция - это круг на палубе, над которым располагается люк стартового отсека; в назначенный момент он открывается, оттуда спускается манипулятор, который крепится к спине самолёта за специальное крепление (
такое), и поднимает его вверх, в стартовый отсек. Это небольшое помещение, вмещающее в себя, по сути, только один истребитель с небольшим запасом пространства: здесь крылья самолёта обычно еще сложены. Манипулятор удерживает истребитель (не "на весу", поскольку гравитации в стартовом отсеке уже нет), пока идёт разгерметизация стартового отсека (а вместе с ним и кабины самолёта, поскольку воздух там только лишний), а снизу самолёт не подцепляет стартовый манипулятор. После этого манипулятор сверху убирается, открывается люк, и стартовый манипулятор поднимает истребитель навстречу звёздам.
Как это выглядит:
Истребитель в стартовом отсеке:
Истребитель снаружи:
Разве что, конечно, купол контролёра находится чуть подальше. Задача контролёра - всего-то проследить за последними проверками, которые проводит уже сам пилот. Но по порядку.
Истребитель находится снаружи, удерживаемый за брюхо манипулятором. Сейчас он все еще подключен к электросистеме и информационной сети авианосца через всё тот же манипулятор, который выполняет функции шнура переходника и сетевого кабеля. Поэтому пилот связывается с диспетчерской и запрашивает разрешения на запуск двигателей. В этот момент на корпусе корабля, позади и прямо впереди истребителя, включается мощное магнитное поле выхлопоотбойника, которое должно защитить корпус корабля от раскаленного выхлопа двигателей - ну и от несчастных случаев с взрывом реактора или выбросом ионизирующего излучения заодно. Да, поле накрывает и станцию контролёра, так что ей нечего опасаться. С радиацией и термоядерной энергетикой люди научились жить (уставы в данном случае пишутся не столько кровью, сколько отдельными атомами). Получив разрешение, пилот включает реакторы, уже заблаговременно проверенные палубными энергетиками (это такие ребята в фиолетовых скафандрах). Напряжение для запуска реакции подается, разумеется, через стартовый манипулятор. Далее, пилот убирает ставшие ненужными шасси, раскладывает крылья и проверяет работу аэродинамических поверхностей, а после этого - включает габаритные огни, сигнализируя о готовности контролёру, и докладывает готовность диспетчерской.
Диспетчерская выдает разрешение, стартовый манипулятор отсоединяется, люк стартового отсека захлопывается, и истребитель срывается с места.
Истребители перед стартом:
Запуск двигателей:
Ушёл!
Почему так? Для того, чтобы истребитель поскорее оторвался от носителя, только и всего. Выхлоп при этом удерживается отбойником подальше от корпуса корабля - что вполне нормально, если уж магнитные сопла, удерживающие этот выхлоп, работают столько, что люди столько не живут.
Можно было бы использовать катапульту, скажете вы. Но истребитель - это не снаряд; он весит более тридцати тонн (более старые модели - меньше, но это все еще тонны). Разогнать его куда затратнее, чем включить поле выхлопоотбойника.
Разумеется, есть и другие случаи: манипулятор отсоединяется, и пилот отводит самолёт на маневровых, прежде чем включить двигатель уже на безопасном отдалении. Этот вариант обычно используется тогда, когда истребителям менее важны лишние метры в секунду, а более важно отстыковаться побыстрее. Иными словами, дальний радиус действия и ближний радиус.
Что до нижней полусферы, то там конструкция стартовых отсеков несколько отличается: истребитель спускается в отсек на подъемнике, после чего стартовый манипулятор хватает его за шкирку и выносит наружу. В дальнейшем разницы никакой.
Истребитель стартует из нижней полусферы:
Возвращение выглядит другим образом: сначала истребитель уравнивает скорость с авианосцем. На корпусе из стартового отсека выдвигается манипулятор. Уравняв скорость, пилот подводит самолёт к ожидающему его манипулятору и, - небольшое движение маневровыми, - стыкуется с ним, эффектор манипулятора защёлкивается на креплении (вы уже поняли, как выглядит это крепление?), и самолёт, складывая крылья, втягивается в стартовый отсек, где процедура повторяется в обратном порядке: хватается за шкирку манипулятором лётной палубы, герметизация, выпуск шасси и манипулятор аккуратно ставит самолёт на стартовую площадку. Туда прибегает, подгоняя роботов, палубная команда, делающая на ходу сто дел, но главным образом их задача - побыстрее оттащить вновь прибывшего со стартовой площадки, чтобы не мешать. Герметизируется кабина, и оттуда наконец-то вылазит пилот. После этого самолёт либо быстро проверяют, перевооружают и дозаправляют для следующего запуска, либо убирают в ангар. Собственно, именно поэтому шасси и колёсное: с ним двигать самолёт по палубе как-то немного легче, чем с заштампованными в космоопере (ЗВ, Баттлстар Галактика) посадочными опорами.
Схожим образом происходит и запуск и возвращение шаттлов, только для них предусмотрены немного другие стартовые отсеки: в истребительный шаттл нипралазит. Собственно, нередка была проблема, когда в стартовый отсек нипралазили новые истребители, что служило почвой для модернизаций и проектирования новых авианосцев. В конце концов, истребители планомерно росли в размерах.
Диспетчерская - это то место, откуда руководят полётами и перемещениями всего авиаполка, в том числе и по лётной палубе. Это, в принципе, само собой разумеется, это почти как центральный командный пункт корабля, только для лётчиков. Центр управления полётами.
Что до палубных команд, то народу там много: это одно из наиболее многочисленных подразделений на авианосце, где-то наряду с эспатьерами. По своими задачам члены палубной команды разделяются по цветам, а именно:
жёлтый - отвечают за перемещение самолётов и транспортировку грузов на палубе;
зелёный - обслуживающий персонал, персонал контроля качества, операторы палубного оборудования;
белый - контролёры эскадрилий, сигнальщики, персонал техники безопасности, операторы жизнеобеспечения, медики;
красный - аварийные команды, оружейники;
синий - операторы робототехники, тягачей, подъёмников и манипуляторов;
фиолетовый - энергетики, заправщики;
коричневый - старшие авиатехники (отвечают за подготовку самолётов к запуску);
чёрный - контролёры.
Цвета изображаются на плечах рабочих комбинезонов или на верхней части скафандра. Таким образом, сразу видно, кто в этом бардаке есть кто. Все они работают и в ангарах, что само собой разумеется.
Что касается самих пилотов и самолётов, то... ну, это зависит от пилотов и самолётов. Пилоты стараются под ногами не мешаться и вообще должны появляться на палубе только перед вылетом и только для того, чтобы сесть в кабину и закупориться в ней. И не мешать, тут профессионалы (большую части палубной команды составляют специалисты и сержантский состав, офицеров там единицы) работают, не то что некоторые лётчицы-самолётчицы...
Что касается различий между авианосцами и линейными авианосцами (баттлстарами), то баттлстары везде разные, но обычно суперносец несет больше самолётов, чем баттлстар, но и там, и там ангары и лётные палубы занимают значительную часть внутреннего пространства. В доктрине КВСГ эскадрилии на баттлстарах обычно меньше, чем на суперносцах, и если какой-нибудь "Акаги" несёт шесть эскадрилий, в каждой из которых четыре звена по четыре самолёта, то какой-нибудь "Дерзновенный" - уже всего три эскадрилии, в каждой из которых по три звена по четыре самолёта. При том, что какая-нибудь "Адмирал Мацусима" или "Адмирал Белозёрова" несли по четыре эскадрилии, хотя и были баттлстарами, но это второе поколение. А "Дерзновенный" проектировался специально под более крупные и тяжелые "Гэкко", в то время как ныне усопшие "Мацусима" и "Белозёрова" должны были нести куда меньшие и лёгкие "Тоннеры". А на "Акаги" и подобных ему пришлось два стартовых отсека делать специально под здоровенные "Цуруги", а в остальные "Муссоны" хоть и пролазили, но почти впритык. Если кто-то недоумевает, кто все эти самолёты, то
здесь можно узнать о них больше.
Кроме того, не следует забывать про отдельные звенья самолётов ДРЛО, помехопостановщиков, шаттлов, в том числе поисково-спасательных, и... на суперносце типа "Акаги" в состав авиаполка входит 112 летательных аппаратов, а на линейном авианосце типа "Дерзновенного" - всего 50. Или 62 - на баттлстарах второго поколения типа "Адмирала Мацусимы".
Вот так.
Иллюстрации для поста взяты из м/ф Macross Frontier Gekijō-ban ~Itsuwari no Utahime~.
Автор выражает благодарность педивикии за статью
Modern United States Navy carrier air operations, которая автору чудовищно помогла. To be the best, one must learn from the best.