Продолжаем разговор: Трансвавилонская прыжковая магистраль

Mar 10, 2014 19:15

Развивая мысль. В порядке эпиграфа:

Мажит Гафури путь в литературе начал с книги Себер тимер юлы йәки әхүәле милләт («Сибирская железная дорога, или положение нации») (Оренбург, 1904).




В случае с ФТЛ олдерсоновского типа (фиксированные прыжковые точки) звездные системы, обладающие такими точками, имеют стратегическую ценность сами по себе - как её имеют, например, морские проливы на Земле. Со всем причитающимся: морской пролив важен сам по себе для прохода в другое море; так и система с прыжковыми точками важна сама по себе для попадания в другие системы.

Рукотворные порталы же такой ценности не имеют. Вообще, претензии к порталам начинаются и заканчиваются тем, что их сравнительно легко уничтожить. Прыжковую точку можно блокировать, но её никуда не денешь, а вот неудобный портал во время войны имеет все шансы отправиться в утиль. Следуя аналогии, портал - это не столько канал (хотя канал можно блокировать физически и тем более можно привести его в негодность - не нарушит ли сообщение между Атлантикой и Тихим океаном ядерный удар по Панамскому каналу..?), сколько мост. Только мосты обычно гораздо проще восстановить.

Единственный вариант, когда порталы не уничтожают и всячески стараются держать их в целости и сохранности - это если порталы достаточно редки или сложны в изготовлении. Если, например, порталы достались нам от исчезнувшей цивилизации Предтеч, то ежу понятно, что их вообще будут стараться лишний раз не трогать и пылинки с них сдувать. Или - если ноу-хау изготовления порталов недоступно всем и каждому, по какой-либо из причин, а сами порталы слишком дороги в изготовлении, чтобы весело сносить их каждый раз, когда приспичит повоевать.

Как это совмещается с ФТЛ типа лечу-куда-хочу? Ну, как было правильно замечено, лететь куда угодно можно только до тех пор, пока хватит топлива/энергии/чёрта лысого. Имеют ли стратегическую важность отдельные системы без порталов - вопрос дискуссионный, но если брать веберовскую плотность населения, то скорее нет, чем да: дозаправиться можно в любом мухосранске. Если же плотность населения куда более реалистичная, то все в порядке. При этом население все равно необязательно, не станем же мы считать заправочную базу и её персонал, если он вообще есть, за населенную систему, верно? Так вот, говоря о порталах: выгода рукотворных порталов в том, что они, в отличие от ФТЛ типа лечу-куда-хочу, соединяют между собой две системы любой удаленности мгновенно. Залетел корабль в портал в одной системе - сразу вынырнул в другой в другой части галактики. Без необходимости лететь несколько недель или даже месяцев, да еще и либо медленно, либо с остановками. Мгновенно: если портал не работает мгновенно, то нахрена вообще его строить?

Порталы могут соединять с цивилизованным пространством другие, более удаленные системы и скопления систем. Собственно, в этом их главное предназначение в подобной ситуации. В каждую систему же, скорее всего, портал не воткнешь, но достаточно развесистая космическая империя может и раскошелиться, конечно. Не на каждую систему, а только на самые главные, отчего сеть порталов приобретает ассоциации с Транссибирской магистралью. В Америке железнодорожные пути ради железнодорожных путей прокладывали через континент еще раньше (строительство Транссиба - 1891 год, так что таки да).

Что тут главное. По сравнению с общим количеством заселенных систем систем, соединенных порталами, все равно мало. Иначе системы с порталами опять-таки не имеют собственной стратегической важности.

Строительством порталов могут заниматься, если могут, далеко не все системы и только межзвездные империи, да и то не все. Или государство с двумя-тремя звездными системами мы не называем "межзвездной империей"?

Исходя из предыдущего пункта, техобслуживание порталов (а ведь порталы должны требовать техобслуживания) тоже может быть не всегда доступно каждой системе, включая и те, в которых есть эти порталы. Что может иметь последствия.

Долететь в другую систему в обход порталов можно. Но в зависимости от того, насколько далеко находится ближайшая населенная система или хотя бы заправочная станция, и нужно ли кораблям вообще регулярно заправляться/разряжаться при ФТЛ-перелетах - возможно, что и не нужно. Пользуясь случаем, напомню, что у этого вашего Вебера вопрос дозаправки при гиперперелетах не поднимается в принципе - что вызывает вопрос, а зачем тогда все эти сотни тысяч заселенных систем? Шоб було?

По вопросу обороны портала от вторжения через него все то же самое, что и с обороной прыжковых точек. Не знаю, можно ли портал отключить; это должно зависеть от механики работы собственно порталов. Но все остальное - если можно расположить корабли, боевые платформы или мины возле прыжковой точки, то можно и возле портала. Главное, при этом, не повредить сам портал...

Должны ли корабли физически проходить через портал? Это накладывало бы ограничения на массу и габариты кораблей, которые могли бы пользоваться порталами. Опять-таки, портал не вечный двигатель, и ему для работы тоже нужна энергия (которую, кстати, надо откуда-то брать... где тогда должны будут располагаться порталы?), что тоже будет накладывать свои ограничения. С другой стороны, какой тогда потребный диаметр портала?

Впрочем, если через портал корабли сами не проходят, то он уже перестает быть порталом и становится передатчиком. Кто сказал "Масс Эффект"?

Забегая вперед, скажу честно, что вариант с Предтечами мне, как всегда, не нравится. Но вот вариант с порталами, оставшимися вполне работоспособными еще со времен эпохи до исторического материализма, мне нравится несколько больше. Другой вопрос, что если другого ФТЛ, помимо портального, в ту эпоху не было, то когда же они были построены?..




Вопрос патрулирования пространства (при наличии ФТЛ вида лечу-куда-хочу) остается в силе, но он как раз решаем. Неплохо бы, конечно, ФТЛ-радар какой сообразить... но тут я немного забегаю вперед.

P.S. Новый тэг для ФТЛ. Frankly speaking, давно пора.

инфодамп, ФТЛ, общая теория космооперы

Previous post Next post
Up