Квадратно-кубический экзистенциализм.

Dec 20, 2012 22:21

Продолжаем разговор. В первую очередь потому, что я и так этого хотел, во вторую очередь потому, что меня опять заебали идиоты. Вообще, протяженность мехасрача в пространстве и времени является прямым подтверждением тезиса о том, что 95% населения - идиоты. Или как минимум мыслят очень оригинально.

Итак. На предыдущем занятии мы с вами разобрались с важным экзистенциальным вопросом давления на грунт и узнали, что он не настолько страшен и апокалиптичен, как его малюют мехафобы. Сегодня мы рассмотрим другой, не менее экзистенциальный, вопрос, а именно закон квадрата-куба. Опять же, спасибо a_burlaka, который не устает разъяснять мне возникающие у меня подобные вопросы.

В общем, вы все крутые технари и знаете, что закон квадрата-куба, в общем-то, фундаментальный и гласит, что когда объект подвергается пропорциональному увеличению размеров, его новый объем будет пропорционален кубу множителя, а новая площадь его поверхности пропорциональна квадрату множителя. Ну, и это действительно так. Проще говоря, это означает, что нельзя увеличить муравья в десять раз и ожидать, что он будет функционировать так же, как раньше; нельзя увеличить человека и ожидать, что он будет функционировать так же, как раньше; нельзя увеличить самолет в два раза и ожидать, что он будет летать так же, как раньше. Муравей просто не сможет дышать, человека раздавит при попытке сдвинуться с места, а самолет перестанет летать, потому что у него крылья будут для этого коротки.

Естественно, тут же был выдвинут аргумент, что-де меха не может существовать, потому что развалится под своим весом. В особо запущенных случаях еще и стоя смирно (хотя без приложения силы ничего разваливаться не будет - в разумных пределах, естественно). В общем, это, как бы сказать, несколько неверно. В смысле, не посылка неверна, а предположение. Если вы, конечно, не строите Мазингер З, потому что при увеличении размеров масса все равно растет нелинейно, а Мазингер, все-таки, очень большой. Ну или не Мазингер, а Гуррен-Лаганн, в последних своих инкарнациях.

Но в общем штука в том, и это меня смущало, что мы, когда делаем меху, ни с чего ее не увеличиваем пропорционально. Вообще. Меха это не пропорциональное увеличение человека, она не биологический объект и не имеет даже общего строения. Вот если мы увеличиваем меху, тогда да, тады ой.

Больше того, совершенно непонятно, почему процесс проектирования мехи должен начинаться с высоты. Как раз с нее он начинается в самую последнюю очередь. Как и у большинства видов техники, в принципе. Иными словами, масса мехи не может ВНЕЗАПНО вырасти пропорционально ее размерам - ну типа, делали-делали, а оно возьми и развались, как считают мехафобы. Процесс вычисления размеров это вообще отдельная песня, для меня слишком сложная, хотя я был бы очень не против узнать детали, но в целом - сначала мы имеем ТЗ на гигантского робота такой-то массы, а уже потом на основе этой массы вычисляются габариты, а потом уже все остальное. И не в обратном порядке. И уже под эту массу и эти габариты для будущего робота находится двигатель, приводы, системы управления и так далее.

А не наоборот.

Поэтому, в принципе, очевидно (хотя и без цифр, за что я сильно-сильно извиняюсь), что вопрос ВНЕЗАПНОГО разрушения под собственным весом мехе не грозит - она, повторюсь, не является пропорционально увеличенной копией чего-либо (особенно человека), а является машиной, спроектированной по определенному техническому заданию, с определенным назначением, определенными техническими характеристиками и технико-экономическими требованиями. Как и любая другая машина. Закон квадрата-куба, конечно же, на нее влияет в плане дополнительного ограничения гигантомании конструкторов - километровая меха точно развалится под собственным весом, но куда более вероятно, что ее просто не построят. Поскольку либо тот же вес комфортнее уместится в гораздо меньшем размере, либо и его уменьшат вместе с размерами, но нереальные массо-габариты это вообще, скорее, гигантомания не конструкторов, а их высокого начальства.

Ну, диктаторы же любят большие фаллические вещи!

Опять-таки, при смене массы - скажем, был у нас робот в двадцать тонн, а стал в сорок - он едва ли вырастет в два раза. Был четырехметровый двадцатитонный робот, стал шестиметровый и сорокатонный. По тем же соображениям. И то еще вопрос, сильно ли потребуется увеличивать его в размерах, но это уже зависит от того, чем было обусловлено увеличение в массе.

И напоследок, насчет гигантских роботов и размеров. В мире существует такой чудесный самолет, как Ан-225 Мрія, гордость и печаль украинского авиапрома. Его паспортная высота - 18 метров (от земли и до конца вертикального оперения), а максимальная полетная масса составляет 640 тонн (на практике же Мрыя возит поменьше, но ненамного - обычно где-то 500 тонн), 250 из которых составляет полезный груз. Остальные размеры тоже, в принципе, не менее впечетляющие - длина 84 метра, размах крыла - 88.4 метра, а приводят в движение этот мегасамолет шесть двигателей по 229.47 кН каждый.

И, о чудо, он даже летает. Причем делает это регулярно, поскольку я имею сомнительное удовольствие наблюдать брюхо этого монстра ровнехонько над моим домом, а стекла от пресловутых двигателей во всем доме дрожат только в путь. Скорость у него, кстати, 800 км/ч крейсерская и 850 км/ч максимальная.

Вызывает искреннее удивление, почему пресловутый MS-06J Zaku II, оказавшись в условиях земной гравитации, должен немедленно развалиться на части под собственным весом, когда, на секундочку, он весит всего 74 с половиной тонны (что примерно в шесть раз меньше, чем Мрыя), а рост у него всего пяти метров не достает до высоты самой Мрыи. А максимальная скорость, которую он способен из себя выжать, и вовсе ни в какое сравнение с самолетом не идет, поскольку равняется всего-то 88 километрам в час.

Искреннее удивление.

P.S. Я знаю, я знаю! Гандам не имеет смысла, все ТТХ скорее всего взяты от фонаря, и ИРЛ Заку был бы отнюдь не 18 метров ростом, даже при том же весе.

И работал бы на танковой газотурбине, гы-гы-гы. Хотя почему только танковой - AVCO Lycoming/Honeywell AGT-1500, на котором работает Абрамчик, выдает 1 120 киловатт мощности, жрет все что угодно начиная от реактивного топлива и заканчивая морским ДТ, и в свое время предлагался вообще для вертолетов.

Абрамчик вон и весит немногим меньше, 67 тонн. Тут уж знаете, если на сорок шесть тонн по уши хватает полмегаватта (736 кВт, вообще-то), то от целого мегаватта с копейками что 67 тонн, что 74, должны кипятком писать.

Паспортная мощность реактора Заку - 951 кВт. Где-то 12 кВт/т. Если воткнуть в Заку вышеупомянутую абрамовскую турбину, то соотношение мощности к массе будет уже 15 кВт/т.

Вот вам и мегареакторы Миновского.

P.P.S. Кстати, возвращаясь к закону квадрата-куба, вот кто из анимешной мехи должен от него страдать, так это Евы. Поскольку они самые что ни на есть биологические существа, да еще и, по сути, сильно увеличенные копии людей.

То есть, конечно, Евы большей частью состоят из мышц, и скелет у них прочнее в разы, и по-настоящему это не они сильно увеличенные копии людей, а люди сильно уменьшенные копии Адама. И то и то, в принципе, довольно глупое утверждение, поскольку природа так не работает, что видно из различий во внутреннем строении хотя бы людей и муравьев. Или людей и динозавров.

Евы все равно не могут работать, слишком большие, там никаких мышц для этого не хватит, но Евы вообще с инженерной точки зрения такой пиздец, что сушите весла.

инфодамп, science!, it's a gundam!, Хумонгоус Меха, авиакрафты

Previous post Next post
Up