Взято из сборника Повелители танков Дэвида Дрейка и переведено (крайне хуево) мной. Чтобы если не закрыть тему насчет того, что я имею ввиду под паверганами и чего я хочу, то хотя бы подвести ее к завершению.
И кроме того, это просто представляет собой интерес.
Итак...
(Люся uses Bad Translation! It's super effective!)
Энергоорудия
К двадцать первому столетию огнестрельное и ракетное оружие, по всей видимости, достигло апогея в своем развитии, и подходящая замена для них отсутствовала. Можно было изменять массу и скорость полета снарядов, но их увеличение вело к соответствующему увеличению отдачи или реактивной струи. Разрывные пули, хотя и были разрушительными при попадании, обладали нулевой бронебойностью вне радиуса разрыва; такая пуля могла испарить лист, маячивший перед дулом, так же легко, как и удаленную цель, а использование взрывчатки в пылу боя было тем более бесполезно, поскольку представляло опасность в первую очередь для самого стрелка.
Лазеры, хотя и имели применение в качестве систем противовоздушной обороны, тоже не являлись решением вопроса. Проблемой лазеров был источник питания. Огнестрельное оружие сохраняет энергию в пороховом заряде; пулемет с одним патроном настолько же эффективен - один раз - как и с лентой на тысячу патронов, и боевую нагрузку, таким образом, можно варьировать по обстоятельствам. Лазеру, способному убивать людей, необходима была термоядерная силовая установка весом в четыре сотни килограмм, чтобы просто обеспечить его энергией; подключать же лазер к менее крупногабаритному источнику энергии давало не меньшую эффективность, а, скорее, нулевую.
Наука протянула Смерти руку помощи - как Наука делала с тех пор, как первый клин стал первым ножом. Тридцать тысяч жителей Сен-Пьера, что в Мартинике, были убиты восьмого мая 1902 года; их уничтожило «пылающее облако», выпущенное во время извержения вулкана Пелее. Общепринятое мнение заключалось в том, что их гибель была вызвана обыкновенными вулканическими явлениями - горячими газами или пеплом подобно тем, что сожгли дотла Помпеи; но при ближайшем рассмотрении всех свидетельств становилось ясно, что причиной смерти послужил прямой выброс энергии. В 2073 году доктор Мари Вейганд, возглавлявшая исследовательскую группу по договору с «Олин-Америка», сумела воспроизвести этот феномен.
Решение было подсказано спектроскопией лавовых пород в кратере Пелее, предшествовавших 1902 году. В более старых породах наличествовали необьяснимые пробелы среди металлических элементов, присутствовавших в их составе. Последовавшие полтора года опытов руководствовались больше интуицией доктора Вейганд, нежели тем изобилием научных приборов, что ее наниматели стали отправлять при первых же признаках успеха. В конце концов открытый принцип имел мало пользы в качестве источника энергии вообще - но с другой стороны, «Олин-Америка» и не искали способов обогрева домов.
Вейганд нашла, что атомы металлов с фиксированной магнитной ориентацией могут быть конвертированы непосредственно в энергию с приложением точной комбинации тепла, давления и пересекающихся магнитных полей. Строение металлических отложений в старых лавовых породах определяется магнитной обстановкой на момент охлаждения лавового потока. При извержении Пелее в 1902 году, мощная гауссовая нагрузка нового извержения случайно пересеклась с потревоженной лавой на краю кратера. Материя превратилась в энергию в направлении, определенном этим пересечением, отрывая другие атомы от базальтовой матрицы и, в свою очередь, конвертируя их. Внизу, в Сен-Пьере, горели люди.
С открытием принципа оставалось только усовершенствовать его разрушительную силу. Проводились эксперименты с разными топливными элементами и матричными материалами. Стандартным стал заряд меди и кобальта, заключенный в капсулу из микропористого полиуретана, поскольку было найдено, что такой заряд давал максимально возможный выход энергии с минимальным разбросом. Так как выход был линейным, нужда в длинной трубе для направления энергии, как у ружейного ствола, отпала, но ручному оружию необходима была некоторая защита для разброса, вызванного атмосферой. Лучшим материалом для ствола оказался иридий; вольфрам и осмий были еще более тугоплавкими, но эти элементы впитывали большую часть выхода энергии, вместо того, чтобы ее отражать, как делал иридий.
Для успешного функционирования, новое оружие необходимо было охлаждать. Даже если бы раскаленные добела стволы не расплавлялись, следующий же заряд испарился бы еще до выстрела. Поэтому, после каждого выстрела в ствол выпускался сжиженный газ - как правило, азот или другой благородный газ, который не вызывал бы эрозию металла. Для увеличения темпа стрельбы или для стрельбы зарядами высокой мощности, таким образом, использовались орудия многоствольной конфигурации - либо с вращающимся блоком стволов, как у пушки Гатлинга, или с фиксированными стволами, как у французской современницы Гатлинга, митральезы. Ручные орудия, в целях сохранения приемлемых массогабаритных характеристик, были полуавтоматическими. Впрочем, нашлись и те, кто ратовал за пистолеты-пулеметы с большими газовыми баллонами, стрелявшие пистолетными зарядами - как и у их пулевых предшественников.
Энергопушки - сказать, когда впервые был использован этот термин, настолько же сложно, как и сказать, когда впервые появилось слово «пушка»*, хотя происхождение их и очевидно - значительно увеличили дальность и разрушительную силу отдельного бойца. По сути, эти орудия были настолько разрушительными, что даже на большинстве планет фронтира они использовались исключительно для убийства людей. Несмотря на столь ограниченное применение, заводы по производству энергопушек были бы в числе предметов первой необходимости на большинстве миров - если бы это производство не находилось за пределами возможностей любых планет, кроме самых индустриализированных.
Прецизионная формовка столь твердого металла, как иридий - задача нетривиальная сама по себе. Газовые баллоны нуждались в непроводящей оболочке, дабы газ не истек еще до их прибытия на фронт. Капсулы боеприпасов, развернутые в колеблющемся электронном поле, с таким же успехом могли разорваться в стволе или зарядной камере, как и ранить противника. Все запасы планетарной гордости в космосе не могли изменить законов физики.
Конечно, некоторые человеческие культуры предпочитали альтернативное оружие. К примеру, семь миров скопления Горгоны снаряжали свои армии - и некоторые наемные подразделения - игольчатыми ружьями. Их гиперскоростные поражающие элементы, сделанные из осмия, имели лучшую пробиваемость на коротких дистанциях, нежели двухсантиметровые энергопушки, равно как и очень высокий темп стрельбы. Но стволы игольчатых ружей производились из синтетического алмаза, что делало их, как минимум, настолько же сложными в производстве, как и более обыденные виды энергетического оружия.
В силу дороговизны современного оружия, будущие противники на аграрных мирах откладывали приобретение оружия до последнего момента, когда военных действий было не избежать. Впоследствии стало обыденным приобретать не только оружие, но и людей, которые были привычны к нему - а энергопушки не были диковинкой для наемников, чьи жизни и чья зарплата прямо зависили от их умений в обращении с наилучшим возможным снаряжением. Разрыв между солдатом-призывником с энергопушкой, которую ему выдали едва ли неделю назад, и профессионалом, который ежедневно обучался владению этим оружием годами, был невообразимо широким. Таким образом, если только одна сторона на бедном мире нанимала наемников, ее победа была предрешена - численность и мотивация тут не имели значения. Естественно, это означало, что обе стороны должны были подобным образом вложить средства даже в том случае, если для этого пришлось заложить планетарный бюджет за ближайшее десятилетие - поскольку нищета была лучше, чем то, что воспоследовало бы за поражением.
(из справочника по вселенной Молотобойцев, написанного под присмотром Дрейка:)
...Энергопушки выпускали заряд энергии и плазмы, бивший по прямой со скоростью света. Короткий иридиевый ствол использовался для защиты стрелка от разброса. Стволы охлаждались с помощью жидкого азота, но все равно отличались крайне малым сроком службы.
Существовали энергопушки разных размеров, от пехотных моделей калибром 1-2 см до тяжелых танковых пушек калибром 15-25 см. Космические корабли и установки планетарной обороны использовали схожие орудия с диаметром ствола до 100 см включительно. Производились также скорострельные энергопушки калибров в 1-3 см, обычно классифицировавшиеся как многоствольные противопехотные или зенитные орудия, «гатлинги» или «каллиопы». Одной из тактических особенностей было то, что выстрелы энергопушки высвобождали всю свою энергию в первое, что попадалось им на пути, и даже относительно мягкое прикрытие могло являться защитой для цели - по крайней мере, против первого выстрела. Энергопушки, хотя и были дорогостоящими и сложными в производстве, все равно являлись стандартным вооружением землян.
* - в русском языке этимология слова "пушка" яснее, чем этимология слова "gun" в английском, и при переводе это, предсказуемо, утерялось.