Бурятский гений Даши Намдаков

May 04, 2015 10:40

Невероятные, потрясающие душу работы! Можно написать тысячу книг о величии монгольских народов и сказать меньше, чем сумел это сделать гениальный Даши Намдаков своими скульптурами.
Каждая его работа - чудо! Предельная сосредоточенность и самоуглублённость, мужественность и благородство, высочайшее владение оружием и своим телом, неразрывная связь воина с конём, когда они образуют единое целое, резкая ярость в бою и здесь же глубочайшая мудрость и сильная трагическая нота, которая пронизывает всё творчество этого удивительного человека.
Не хватает слов, чтобы описать всю гамму чувств, которые испытываешь глядя на работы этого гения.
Собственно и сам он, стоящий в общем ряду среди своих творений, точно такой же, как и они. Обычный современный монгольский, бурятский герой. Один из многих.
В наше время, когда российское общество ничего не знает о малых народах Сибири и в лучшем случае относится к ним снисходительно, как к диким племенам, которым ещё расти и расти до высот европейского цивилизованного общества, совершенно необходимо доносить искусство Даши Намкадова до массового зрителя. Тогда и никаких слов не понадобится - люди сердцем поймут трагическое величие этих народов, осознают униженное состояние, в котором они пребывают сегодня, и признают их таки равными себе, чтобы далее действовать вместе с ними рука об руку. Собственно это и есть единственное условие дальнейшего сохранения единой Российской Империи.

PS Я полукровка, мой отец - алтаец. Алтайцы не относятся к монгольским племенам, они тюрки. Но был славный период, когда "под главенством племени монголов объединились все монголо-язычные и тюрко-язычные народы центральной Азии и стали называться монголами" (с). Это был период, когда монгольские (в широком смысле этого слова) племена пережили свой наивысший взлёт.
Когда я смотрю на фотографии этих замечательных творений, то в моей душе начинает звучать горделивая нота. Я конечно понимаю, что тогда было всё, но при этом имела место возможность проявить себя с самой лучшей, героической стороны. И сегодня точно также, как в душах монгольских племён, в душе моего народа звучит та самая трагическая нота, о которой так сильно говорит Даши Намдаков. По сути он говорит от имени всех родственных народов, которые сохранили себя и своё достоинство, но достаточно давно находятся в состоянии полного забвения.

Взято  http://sergey-v-fomin.livejournal.com/82022.html?view=193894#t193894



Даши Намдаков: НОСТАЛЬГИЯ ПО ИСТОКАМ

«…Кочевники, отличались двумя качествами - военной храбростью и безусловной верностью. И на этих принципах, то есть на принципе своего геройства и принципе личной преданности они создавали великие монархии».
Л.Н. ГУМИЛЕВ.

Этот пост посвящен российскому скульптору, художнику и ювелиру Даши Намдакову и его работам. С некоторыми из них посетители нашего ЖЖ уже знакомы.
Родился он в 1967 г. в забайкальском бурятском селе Укурик. Был шестым ребенком в многодетной семье Бальжана Намдакова, принадлежавшего к древнему уважаемому роду кузнецов-дарханов. Согласно обычаям, только им дозволялось работать с огнём - священным символом избранности. Как и в соседней Монголии, тут весьма внимательны к семейной родословной. По мужской линии род Намдаковых в течение 600 лет дал 23 поколения.




Даши Намдаков учился сначала в Улан-Удэ, а затем в Красноярском государственном художественном институте, после окончания которого открыл в Бурятии маленькую ювелирную мастерскую. В 2000 г. в Иркутске прошла первая его персональная выставка, после которой к нему пришла заслуженная слава.





Ритуал. 2001 г.

Выставки его работ прошли в главных музеях страны: в Третьяковской галерее (2008), в Эрмитаже (2010), Государственном Историческом музее в Москве (2014).



Богатая невеста. 1998 г.



Степная Нефертити. 2001 г.

Его вклад в создание художественного фильма «Монгол» был отмечен премиями «Ника-2008» и «Белый слон» «за лучшую работу художника». Д.Б. Намдаков лауреат правительственной премии Российской Федерации 2009 г. в области культуры.



Кадр из фильма «Монгол».

Основные темы произведений Даши Намдакова - кочевники, воины, сакральные фигуры, легендарные личности, родовые покровители бурят, тотемные животные и мифологические существа.



Хан.



Вельможа.



Кочевник.



Кочевник-2.



Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...
Александр БЛОК.

Выставка работ Даши Намдакова в Эрмитаже 2010 г. получила очень точное название: «Ностальгия по истокам. Вселенная кочевников».





Просветленный.



Воин.

Большая часть произведений Даши Намдакова выполнена в технике художественного литья, ковки и смешанной технике. Материалом служит бронза, серебро, золото, медь, драгоценные камни, а также кость (бивень мамонта), конский волос и дерево.



Старый воин. 2001 г.



Старый воин. Фрагмент.



Работы Даши Намдакова хранятся в фондах Государственного Эрмитажа, Музея искусств народов Востока, Музея современного искусства в Москве, а также в китайских и американских государственных собраниях. Имеются они и во многих частных коллекциях, в том числе и Президента В.В. Путина.



Воин Чингисхана.







Лучник. 2000 г.





Есть у Даши Намдакова и графические работы.







Умчались, пропали без вести
Степных кобылиц табуны,
Развязаны дикие страсти
Под игом ущербной луны.
Александр БЛОК.

ВСЕЛЕННАЯ КОЧЕВНИКОВ (окончание)



Царица. 2010 г.

Даши Намдаков: НОСТАЛЬГИЯ ПО ИСТОКАМ

«Копытами коней вписана история Евразии в летопись человечества. […] Легендарная монгольская конница, вызывавшая ужас у европейцев, навсегда осталась в исторической памяти поколений».
А.Н. ЗЕЛИНСКИЙ.

В одном из предыдущих постов нашего ЖЖ мы уже писали об установке 14 апреля 2012 г. в Лондоне бронзовой конной статуи Чингисхана, созданной Даши Намдаковым к 850-летию со дня появления на свет Великого завоевателя.
Скульптор работал над ней более двух лет. Англичане предоставили ему в Лондоне огромную мастерскую в самом центре города. Мастер нашел интересное решение: Великий Хан, облаченный в монгольские доспехи, как бы остановился у самого края невидимой пропасти - у границы Неба.



Отливали скульптуру из бронзы в мастерской «Mariani» на севере Италии, доставив в Великобританию по частям. Высота ее от копыт коня до шлема всадника составляет около пяти метров, вес - 2714 килограммов.
Установили статую у Лондонского городского совета Вестминстера на островке-лужайке рядом с Мраморной аркой в северо-восточной части Гайд-парка. Событие происходило в рамках фестиваля «Город скульптур» в преддверии Олимпиады.



Однако появление статуи в центре английской столицы не пришлось по вкусу некоторым островитянам.
«В каких облаках витали консерваторы в Вестминстере, когда принимали решение об установке статуи рядом с Мраморной аркой? Кто следующий у них на очереди? Сталин? Пол Пот? Саддам Хусейн?», - возмущался депутат-лейборист Пол Димболденберг.



Ничего странного, конечно, в такой реакции нет. Достаточно вспомнить некоторые строчки из уже приводившегося нами стихотворения Алексея Широпаева:

Буряты, монголы, казаки -
На запад, на запад, на запад,
Туда, где сверкает столица,
Легенда, как туча, стремится.



На офисы, факсы и пластик -
Мистерия шашек и свастик.
Смотрите: на банковских стенах
Пульсирует конская пена.



В ребристые ваши тоннели
Бураны степные влетели,
И рушит компьютеров недра
Империя бронзы и ветра.



Сорвав занавески и шторы,
Влетят в сновидения ваши
Казаки, буряты, монголы,
Влекомы прибоем Ла-Манша.



Тогда конники Чингисхана не добрались до Британских островов.
Однако сегодня бронзовая статуя их Грозного предводителя стоит в самом центре Лондона.



Между тем триумф бурятского скульптора из России в Европе продолжался.
В следующем 2013 году он стал лауреатом международного конкурса скульптуры «Pietrasanta e Versilia nel Mondo», который ежегодно проводится в Пьетрасанте (итальянская провинция Лукка), городе с мiровой известностью, где творили величайшие мастера, включая Микеланджело.



Российская Азия в Сердце Европы.

Это была первая награда такого рода, присужденная российскому скульптору.
Премию и звание «Художник года» Даши Намдаков получил за работы на скифскую тему. Одна из них - «Царская Охота», - изготовленная в знаменитых мастерских художественного литья Италии «Мариани» и «Массимо Дель Кияро», была представлена на суд публики и экспертов на главной площади города Пьетрасанта.



Увиденное покорило зрителей. Известный итальянский критик, поэт, доктор искусствоведения Джузеппе Кордони оставил восторженный отзыв: «Маэстро Даши изобразил прекрасную Царицу - амазонку и Царя - героя. Они в состоянии стремительной погони. Они номады Евразии, где дом - это шатер, а крыша дома - небо над ними. Души всадников “дышат” безграничной необъятностью степи, по которой они скачут. Для автора степь - это центр мiроздания, она определяет суть существования персонажей скульптуры. В ней заключено все, что воплощают и чем обладают герои: шаманский дух предков, тайны ранней буддийской культуры, знаки и символы древнего искусства».

В «Царской Охоте» есть то, что сегодня приходится видеть не часто: пластика, элегантность, легкость, движение…





«Я счастлив!» - так отозвался на успех скульптора глава Тувы Шолбан Кара-оол. «Я безмерно благодарен Даши Намдакову за силу его искусства, за то, как оно сближает народы. За то, что сегодня эта свобода и вольница скифских Царя и Царицы уже здесь на Западе в бронзе, в самом центре мiровой культуры, вызывают восхищение у взыскательной публики и критиков. Высокохудожественная эстетика Даши прочитывается людьми самых разных языков и культур, связывает нас, доносит дух Азии до самых отдаленных уголков планеты».
«Царская Охота» представляет из себя часть скульптурного ансамбля «Центр Азии» в столице Тувы - Кызыле, заказанного Даши Намдакову.

С нетерпением будем ждать осуществления этого замысла.



«По коня-ям!» - доносится команда,
Люди враз взлетают на коней,
И глотают ветер кони жадно,
Ветер тех невозвратимых дней.
Юлия ШИШИНА

КОММЕНТАРИИ

rosh_mosoh
Честно говоря, ты меня расстроил здорово, прошу прощения, что не мог сдержаться... Чертей каких-то понапихал в свой блог... Толерантность!


sofya1444
Любовь к своему народу совершенно не предполагает ненависти или презрения к другим народам. Тем более, что эти народы столетиями живут рядом с русскими и, по сути, пребывают в русской матрице, сохраняя при этом своё национальное достоинство, свой язык, свою культуру и свою религию.
Большинство русских людей это воспринимают правильно, но находятся идиоты, которые готовы сапогом выбивать из монголов всё нерусское.
Уважаемый! Не уподобляйтесь американцам!

rosh_mosoh
Речь в комментарии идет об отношении к художественному образу с точки зрения православного религиозного восприятия, а вовсе не о современных российских людях, которые, конечно, не таковы на самом деле. И дурна не толерантность, а ее издержки. И подскажите, как можно "выбить" из чего-то что-то чего в нем нет?


sofya1444
=о современных российских людях, которые, конечно, не таковы на самом деле=
Таковы, таковы! Вы просто их не знаете. И русские, и монголы, каждый в своём деле, исключительно талантливы. Я вообще-то не о ленивых и говорливых горожанах говорю, но о реальных делателях.
=...из чего-то...=
Может быть всё-таки из кого-то? Или вы отказываете малым народам даже в праве быть одушевлёнными существами?
=...что-то...=
Я же написала вам. Если не услышали, повторю: что-то - это язык, культура, религия и национальное достоинство.
=...чего в нем нет...=
Взгляните на фотки этого поста. Дай Бог, чтобы у вас была хотя бы тысячная доля того, что присутствует у героев этого скульптора хотя бы в духовном плане, мелкотравчатый вы наш!
Про физический план я просто не говорю. Пусть не на коня, на козу вскарабкаться сможете? Натянуть тетиву? Хотя бы руки в стороны развести?

rosh_mosoh
существа, в отличие от этих шаржей или каррикатур, которые претендуют быть образом живых людей,будучи в сущности отражениями инфернальной природы,кумиротворением.

К сожалению, того, что присутствует у героев этого скульптора,нахожу в себе гораздо более тысячной доли...
Руки в стороны развести могу от того взаимонепонимания, выраженного в нашем с Вами обмене мнениями, которое характерно вообще для современного мира, не только для представителей разных народов и культур, но и для близких людей, единомышленников.
Увы, мы говорим на разных языках.


sofya1444
=Современные российские люди не таковы, как изваяния скульптора=
А это как смотреть, уважаемый! Что должен был сделать скульптор, чтобы вы признали в его творениях своих современников?
Натянуть на них бейсболки, полосатые семейные трусы и китайские шлёпанцы за пятьдесят рублей? Или изобразить их с голыми задницами, как это сейчас модно? А на грудь просто повесить табличку, на которой написать: этот скачет на коне, этот - стреляет из лука, этот - думает, этот страдает, этот боится...
Как вы хотя бы умозрительно изобразите страсть? Покой? Усталость? Горечь? Беззащитность? Нежность? Замкнутость? Крик души, наконец? Какие средства вы найдёте для того, чтобы рассказать о вожде и герое Чингизхане? Чтобы рассказать о том, какая непомерная тяжесть лежит на его плечах? Взгляните в его лицо. Это вы о нём говорите - карикатура?
Вы действительно считаете, что ядовитый чернильный всё растворяющий скепсис, этакое поплёвывание на всё - плодотворно?
Вы позволяете себе оскорблять целые народы, а когда вас тычут носом в собственное дерьмо, начинаете рыдать и плакать: Ах-ах, вас не понимают!
=Руки в стороны развести могу...=
Руки в стороны развели? А теперь присядьте, скажите "Ку" и попрощайтесь с тётей Светой навсегда. Она с вами говорить больше не будет.

Монголия

Previous post Next post
Up