Недавно получил письмо от моего давнего друга. Опуская некоторые подробности относящиеся к нашей дружбе, скучные широкому читателю, привожу здесь отрывок, который назвал "Похвала обыденности".
Зрелищ, развлечений и пестроты нам не нужно искать, потому как они теперь жаждут нас. Они пролились на улицы наших городов, прорвались сквозь все свои орудия не оставляя совершенно даже и щели для обыденности. Совсем необязательно идти в Колизей за хлебом и зрелищами. Он теперь закрыт за ненадобностью, или пригоден только как ковчег, из которого остается только высматривать, не виднеется ли вдали остров, еще не захлебнувшийся какими-нибудь развлечениями. Если в этой пальбе и канонаде зрелищ изъять человека, то эти орудия будут палить друг в друга и. в конце концов, сольются в зрелищном экстазе, и взорвутся к чертям. Может все это преувеличено, но когда и банка гороха желает самовыражаться, художник должен уяснить всю двусмысленность своего положения.
Так вот, спасение художника - в обыденности. Как только художник напускает на себя, на свой образ жизни эксцентричность, позиционирует себя неординарным - спеши усомнится в его художественных притязаниях. Так заведено: стремящийся выставить себя напоказ, стремящийся к исключительности и к вершинам, если не в глянце светской жизни, так в глазах окружающих - чаще всего человек со скудным воображением. Зачем тебе подражать обывателю-пошляку? Действительно, возразишь ты, были талантливые и даже гениальные - и в то же время также эксцентричны и исключительны в быту и образе жизни. Эти единицы, может, и взаправду имели такое свойство натуры. Но зачем впадать тебе в карикатуру, в пошлость?
Только искусство может витать в сфере исключительного, неординарного, и если художник пытается это неординарное распространить на свою жизнь - беда ему. Спасение, повторюсь, в рутине. Художник призван в то или иное поприще не просто так. Он призван туда, чтобы преобразить данность, возвысить будничность и вместе с ней, может быть, на вторых ролях, возвысится и он, художник. Иногда Провидение - а мы читывали немало таких биографий - способно низвергнуть художника, самого соловьино-невинного, в беспощадные обстоятельства. Вспомним ахматовские строки - «когда б вы знали из какого сора растут стихи, не ведая стыда..». Личность, мнящая себя, переполненная собой да еще в неординарных декорациях - что же она способна создать? Это - безвоздушное пространство.
Спасение в обыденности. Самый поэтичный образ рутины - Акакий Акакиевич Башмачкин, переписывающий бумаги денно и нощно. Это может быть самый идеал художника и, как знать, не был ли Башмачкин поэтом, который просто так лихо мимикрировал.
Важно не впасть в другие крайности. Издавна бороздит просторы Руси фраза, которая гласит, что художник должен страдать (говорят, вывел ее Достоевский). Скорее всего, фраза была понята превратно или усечена нашим народом, который всегда считал писателя существом сакральным, верующий, что он не имеет права просто пописывать, какой же он тогда писатель? (ага, видали таких!). Можно предположить, что фраза звучит следующим образом: художник должен страдать вместе со всеми. Он всего лишь должен нести свой крест, совершать свое поприще, совершать свою Голгофу, которая совершается в жизни каждого живущего на земле от нищего и до царя, тем самым соединяясь со вселенной и всем родом человеческим. Конечно, не нужно выдумывать художнику каких-либо скорбей сверх меры (хлыстом что ли плоть свою стегать?), потому что и скорби и радости придут в свой черед. Можно дерзнуть и предположить, что исключительность художника в том и состоит, что он, может быть, имеет меньше прав роптать и просить облегчить ношу.
Беги же от исключительности как от чумы в глушь, в синь, в пределы империи. Как родине будь обыденности верен. Только там - необъятные горизонты, только там - альфа и омега, там - у Иосифа и Марии родился Младенец, озаряемый яркой звездой, по которой обязательно придут волхвы.
КОММЕНТАРИИ
sofya1444Творчество - это созидание, создание нового качества. По сути, любой человек творец, во всяком случае, творец своей жизни и его уход от суеты, крайнее упрощение своей жизни, как в её физической ипостаси, так и в душевной, позволяет ему сосредоточиться на главном и услышать себя, точнее, голос Бога в своей душе, что единственно и важно для человека в этом мире. Тогда и открываются все его таланты, тогда и начинается настоящее творчество.
Причём таланты - это отнюдь не всегда способность к рисованию или складыванию из букв рифмованных фраз, подобное всего лишь техническая сторона вопроса. Какая разница, каким способом человек отображает себя?
Главное, что человек должен состояться, сложиться сам в духовном плане , он должен очистить свою душу от всего наносного, от всякой суеты, вот тогда его отображение, а в процессе жизни человек только и делает, что своей деятельностью отображает себя во всём, только тогда оно, это отображение, будет представлять интерес для окружающих.
Талантливый педагог, талантливый строитель, талантливый огородник, наконец...
Собственно, творчество в области искусства в общепринятом понимании этого слова, отличается от других видов деятельности всего лишь тем, что способно в какой-то части сохранять свои плоды на века и что оно публично, точнее, его деятели зачастую стремятся к публичности, что, кстати, является проявлением их слабости и суетности.
Был Солженицын, который жаловался в ЦК на то, что его произведения не публикуют, и была мужественная молчальница Анна Ахматова. Была Марина Цветаева. Были Андрей Платонов, Булгаков, Заболоцкий, Зощенко... Были и другие, писавшие в стол, но при этом понимающие, что рукописи не горят.
В русском народе талантливых - каждый второй. Они трудятся каждый на своей делянке, будь то расписанная пряха, украшенный деревянным кружевом дом, стройные ряды яблоневого сада или выстроенный своими руками вездеход. Они даже не помышляют о признании, но эти их творения имеют ничуть не меньшую ценность, чем, к примеру, русские народные песни. На протяжении тысячелетий из поколения в поколение своим творчеством они создают удивительную среду, которая пропитана русским творческим духом, среду, в которой пребывает русский народ, даже не замечая этого, среду, в которой неведомым способом подрастающему поколению передаётся всё богатство, наработанное народом за века.
Не стоит творческих людей выделять в какую-то особую касту избранных. Сейчас этих "избранных", как блох на бродячей собаке.
Когда какая-то деваха приезжает в Москву и заявляет, что у неё есть творческое начало и она желает творить, а некоторые чудаки смолоду представляют себя исключительно в роли писателей, это может вызвать только улыбку.
Что такого они, незрелые люди, не успевшие даже просто подумать обо многих вещах, не говоря уже о том, чтобы пережить их, что они могут сказать обществу? Тем более, пребывая в каждодневной суете?
Сергий Радонежский на протяжении большей части своей жизни жил в лесу и занимался огородничеством, но при этом он успел не только заложить основы российского государства, но и сформулировать и личным примером показать, как правильно следует осуществлять колонизацию русских земель. На протяжении следующего века сотни монахов, его последователей, ушли в леса и на тех местах, где они создали свои скиты, образовались большие и малые поселения и даже города, в том числе уездные. Вот это было творчество!
Понятное дело, обычный человек не может творить в пустыне, ему обязательно нужен сторонний импульс и отзвук, ему нужен повод для того, чтобы сделать следующий шаг, но здесь важно не засуетиться и не изгадиться. И не спешить, понимая, что
талант, данный человеку от природы - это одно, а творчество, как квинтэссенция духовной сущности человека, - это совсем другое.