Два дня в Константинополе

Aug 27, 2013 12:17

Оригинал взят у kromni в Два дня в Константинополе


Константинополь - прекрасный город, столица величайшей из империй в истории человечества. Когда я туда попал, то был поражен его грандиозностью. Я ожидал увидеть грязные улицы, что-то вроде сцен из Брильянтовой руки «шёрт побери», а увидел действительно Город, как называют его греки, Столицу, древнюю красоту которой не смогли уничтожить даже турки.  Древний Византий, основанный еще в 7 веке до нашей эры, стал Константинополем в 330 году, когда император Константин Великий перенес сюда свою столицу. Город был утерян 29 мая 1453 года после более чем месячной осады за 8 лет до падения Трапезунда - последнего оплота Византийской цивилизации. Последний император Византии Константин 11 погиб во время осады города. С тех пор здесь установилась туркократия. Существует предание, что на восстановленный трон Города взойдет также Константин. Только вот когда это будет? Но, то, что будет - несомненно. Город находится в стратегическом месте на стыке двух частей света. Сейчас он раскинулся в двух частях света, а в древности располагался на европейском берегу Босфора по обе стороны залива Золотой Рог.



Я прилетел туда рано утром 23 мая 2012 года, взял такси и поехал в отель, расположенный в центре недалеко от старинной башни Галата. На осмотр города у меня было всего два дня, потому я провел их, максимально исследуя достопримечательности. Первое, что бросилось в глаза - старая греческая архитектура города, еще более величественная, чем в Трапезунде. Многие старые дома являются просто дворцами!

Старинный квартал.


Здание Консульства Греции. Был приятно удивлен, увидев здесь этот флаг. 


Еще старинная архитектура.




Старинный особнячок или, возможно, часть его, зажатая между турецких новостроек.


Здание, достойное Города. Ромейская агора.




Еще один заброшенный особняк. Обратите внимание на пристроенный сверху дополнительный этаж. Такие встречаются повсюду. Турки - очень практичные, как оказалось, люди, готовы использовать любое возможное пространство, совершенно не обращая внимание на эстетическую сторону дела. 


Вот они свидетельства того, кто на самом деле создавал всю эту красоту и великолепие:


В Городе среди бесконечных мечетей встречаются и церкви. Непонятно, функционируют ли они. По вполне понятным причинам входы в них тщательно завуалированы и охраняются. При попытке позвонить в домофон и попросить разрешения посетить церковь отвечают, что церковь закрыта. 






Вторую половину первого дня в Городе посвятил осмотру Святой Софии и прилегающих к ней окрестностей. Бывший главный храм православного мира поражает своими размерами. Очень трудно найти точку, чтобы сфотографировать его целиком.





Турки сначала устроили здесь мечеть, а затем в двадцатом веке превратили храм в музей и собирают деньги за вход, но, как и в Трапезунде, практически не уделяют внимания сохранности этого замечательного сооружения средневековья. 


Во дворе возле храма собрано множество старинных византийских колонн и каких-то других фрагментов памятников:














Центральный вход. Внутри храм намного кажется еще более величественным, чем снаружи. Он огромен. Внутри, наверное, могло бы поместиться футбольное поле. 


Очень мало отмытых христианских фресок. Все они еще ждут своего часа под мусульманскими узорами. 


Купол. Это было построено в 6 веке!


Галерея


Внутри Святой Софии. Такое ощущение, что это целый город.


Малые купола.


Вид с галереи.



Старинные орнаменты на мраморе контрастируют и последующие мусульманские узоры на штукатурке. Контрастируют резко.


Старинные христианские граффити на мраморных колоннах.


Еще раз взглянем на Святую Софию снаружи. Вот эти контрфорсы, кажущиеся нелепыми, на четырех из которых турки впоследствии возвели минареты, были пристроены в 10 веке, чтобы сохранить храм, сильно пострадавший от землетрясения. 


Еще одна небольшая церковь. превращенная турками в мечеть возле Святой Софии.


Раскопки возле храма Святой Софии. Практически под землей сокрыт целый город!






Крепость Константинополя. На башнях и стенах встречаются греческие орнаменты и надписи.


















Утром второго дня я отправился в пешую прогулку по городу. Моей целью был греческий квартал Фанари. По пути опять же фотографировал греческую архитектуру Города. Вот фотография, прекрасно иллюстрирующая, что твориться в душе у людей, символом которых является этот красный флаг. «Лучшего» места для него не найти, конечно.


Рекламная перетяжка тоже не к месту.


А вот старинное здание с каким-то стеклянным курятником на крыше.


К особняку достроили еще один этаж. Разве не мерзко?


А вот два достроенных этажа - один - стилизованный под гармонию постройки, другой - вообще не утруждая себя даже стилизацией. Да и сама стилизация - жалкая попытка повторить хотя бы контуры старой формы. Неужели, обладая современными технологиями, турки не в состоянии даже повторить? Видимо, нет. А может быть им просто не надо?


Целые кварталы греческой архитектуры.


Башня Галата. Известно, что еще в пятом веке до нашей эры на этом холме в месте соединения Босфора и Золотого Рога была дозорная башня. Современная башня была построена генуэзцами в 14 веке. 


Наверху башни ресторан и смотровая площадка. Вид на запад. Залив Золотой Рог.


Вид на север.


Вид на восток. Босфор. Мост в азиатскую часть города.


Вид на юго-восток. Залив Золотой Рог, а за ним Пропонтида - Мраморное море. Самое высокое сооружение - Святая София. Справа от нее Голубая мечеть, о которой напишу в конце рассказа.


Вид на юг. Мост Галата.


Направляюсь к греческому кварталу Фанари. Остатки старинных, явно еще византийских сооружений.




Маленькая церковь Святого Николы.


Греческий квартал, что само по себе нонсенс в греческом Городе (увы, последствия завоевания…) предстал полузаброшенным. По Лозанскому договору в обмене населением были исключения, в том числе и греки-христиане Константинополя, около 300 тыс. человек, проживавшие в районе Фанари. К 1955 году греческое население сократилось до 100 тыс. человек. В 1955 году турки устроили погром. Фотографии и свидетельства этого злодеяния можно найти в интернете. После этого к настоящему времени в Городе проживает не более 2000 греков. Вот так турки соблюдают договора. Кстати, на двух островах Эгейского моря, принадлежащих Турции, также исключенных из обмена населением, где осталось греческое население, запрещено обучение на греческом языке, постепенно острова заселяются турками. А в Греции в Западной Фракии туркам доступно обучение на турецком языке. Хочется выразить надежду, что когда-нибудь турки поймут бесперспективность своей экспансии и придут к осознанию необходимости жить в мире с соседями. 


Церковь Святого Георгия в Фанари. Единственная церковь в Константинополе, куда удалось зайти.








Греческий квартал.






Старинные двери 1890 года с греческим орнаментом, за которыми теперь живет какая-то балатурка. 


Вот, что остается после погромов. В принципе подобное я наблюдал и в Понте. В это превращается все, к чему прикасаются руки диких кочевников.


Здание Константинопольской Патриархии. Местность вокруг сильно застроена, так что сфотографировать его целиком невозможно. 




Даже здесь находится эта золотая голова и красный флаг.


Заброшенное греческое кафе.


Туристки из Греции, наверное приехали посмотреть дом, где жили их предки, возможно, пожилая госпожа сама жила когда-то здесь.


На обратном пути завернул посмотреть акведук Валента - грандиозный водопровод древности. На турецкой карте города обозначен как «Арка Боздоган». Кто мне скажет, они действительно не догадываются о назначении этого сооружения и думают, что это арка???










P.S.

По началу я отдал должное и османскому архитектурному гению. Вот, например, Голубая мечеть (Султанахмед), находящаяся рядом со Святой Софией:




Или мечеть Сулеймания:


Только одно большое НО!

Вернувшись, я поискал информацию и вот, что обнаружил:

Мечеть Сулеймания была построена архитектором Мимаром Синаном, греком по происхождению, изъятым у своей семьи по девширме. Он был величайшим архитектором Османской империи. Только в Константинополе сохранилось 24 его творения.

Голубая мечеть Султанахмед была построена учеником Синана Седефкаром Мехметом, который в молодости был янычаром, а значит тоже имел христианское происхождение.

Вот так вот. Только гений цивилизованного народа может создавать шедевры! Руки варваров могут только крушить.

Византия, архитектура

Previous post Next post
Up