Территория иракского Курдистана становится полем стремительно расширяющегося военного конфликта, в который уже вовлечены Турция и Иран. С учетом того обстоятельства, что США официально объявили о своих намерениях поддерживать курдов, на севере Ирака может вспыхнуть новая большая война.
10 июля в Турции прошли митинги курдов с протестами против вторжения турецких войск на территорию Курдистана. Таким способом прокурдские Партия мира и демократии (БДП) и ХАКПАР (Партия прав и свобод) отреагировали на решение о трансграничной операции в Иракском Курдистане, которое было объявлено главой генерального штаба Турции Ильекром Башбугом и поддержано министром внутренних дел Беширом Аталаем. «Трансграничная операция вызовет нестабильность в регионе, как в смысле Курдистана, а также центрального правительства Ирака. В прошлом было проведено много трансграничных операций, и было видно, что они ни к чему не привели», - заявил председатель ХАКПАР Байрам Бойзел в интервью курдскому информагентству «Ак-Ньюс». В свою очередь, депутат от БДП Сиирта Озчелик предупредил турецкие власти о возможных последствиях: «Нападение Турции на Курдистан создаст хаос, из которого она не сможет выбраться в течение многих лет».
Напомним, что 7 июля турецкий министр внутренних дел Бешир Аталай заявил, что лагеря боевиков Рабочей партии Курдистана (РПК) на севере Ирака «должны быть уничтожены и Турция полна решимости выполнить это».
Его заявление последовало за телевизионным интервью начальника Генерального штаба Ильекра Башбуга, который сказал: «Турция настроена очень решительно по этому вопросу, и поэтому она предъявляет требования к Ираку, США и администрации Северного Ирака. Но время слов закончилось и теперь ожидается наступление времени действий». Более того, генерал Башбуг открыто предъявил претензии иракским властям, которым, по его словам, необходимо полностью нейтрализовать боевиков на своей территории, используя собственные силы. Другие варианты предусматривают трехсторонние (Турция, США, Ирак) силовые операции по уничтожению формирований РПК или же крупную спецоперацию только турецкой армии на территории Северного Ирака, которая будет координироваться с местными службами и американскими военными.
Следует отметить, что подобные заявления звучат постфактум, лишь констатируя уже сложившуюся ситуацию. Боевые действия в приграничных районах на юго-востоке Турции идут с нарастающим размахом. Так, 7 июля трое военнослужащих ВС Турции погибли и трое получили ранения в провинции Хаккяри при столкновении с курдскими боевиками.
6 июля в турецкой провинции Мардин взорвался нефтепровод Киркук-Джейхан. Теракт был организован боевиками РПК.
3 июля турецкие ВВС нанесли ракетно-бомбовые удары по лагерям РПК в районе Хакурк в горах Кандиль, в Иракском Курдистане. Авианалет был массированным: в нем принимали участие более 50 боевых самолетов. Предыдущая крупная спецоперация ВВС Турции в воздушном пространстве Ирака была проведена 20 мая.
1 июля турецкие СМИ со ссылкой на губернатора района Сиирт сообщили, что в результате нападения боевиков РПК были убиты лейтенант и трое рядовых, а также ранены двое военнослужащих, включая старшего офицера.
В настоящее время у границы с Ираком в юго-восточных областях Турции сосредоточены крупные армейские подразделения. Артиллерия практически без перерывов наносит массированные удары по лагерям боевиков в приграничной полосе на территории соседней страны.
При этом за истекший месяц турецкая армия имела 52 боевых столкновения с силами РПК, в ходе которых потеряла 126 человек, тогда как РПК - 26.
Об этом 4 июля заявил прессе представитель РПК Ахмед Дениз.
Однако стремительно раскручивающийся маховик войны на западных границах Курдистана представляет собой отнюдь не единственную «горячую точку». С севера курдскую территорию атакуют вооруженные силы Ирана. Иранские войска предпринимают в приграничных районах полномасштабные боевые действия с применением авиации, артиллерии и танков. Причем 2 июля посол Ирана в Багдаде Хасан Каземи Куми заявил, что действия иранских войск одобряются властями Курдистана и Ирака. «Цель бомбардировок - ликвидировать террористов, и они проводятся на основе соглашения с Эрбилем и Багдадом», - сказал Куми. Иранский дипломат выступил с утверждением, что курдские экстремисты используют Курдистан как плацдарм для нападений на Иран.
8 июля в поддержку позиции Багдада в пограничном конфликте с Ираном выступило американское командование. «Некоторые события и действия доказывают, что существует иранское вмешательство в Ираке. Это проявляется не только при формировании нового правительства, но также в препятствовании американским стратегическим отношениям с Ираком. Иран финансирует и оснащает террористические группы, чтобы запутать политическую ситуацию и дестабилизировать обстановку в области безопасности в Ираке», - заявил агентству «Ак-Ньюс» представитель американских военных в Ираке генерал Стивен Ланца. Под аккомпанемент дипломатической эквилибристики спорадические боевые действия на северных границах Курдистана продолжаются. «Иранские сухопутные войска начали устанавливать мины на приграничных территориях»,- с таким заявлением выступил представитель курдских властей Махмуд Баракаи. По его словам, иранцы устанавливают мины близ населенных пунктов Пира, Кала - Кочик, Вары - Сидан и Мерга - Сор. В то же время иранские военные самолеты постоянно патрулируют небо Курдистана. А 28 июня пресс-секретарь иранско-курдской Партии свободной жизни Курдистана (PJAK) Шерзад Камангар, подводя итоги июньских боев, заявил: «В наших столкновениях с иранской армией в течение последних 20 дней было убито 38 Стражей исламской революции, но мы также потеряли трех наших людей.Сегодня иранский самолет летел над границей Курдистана, и наши бойцы обстреляли его из пулеметов». Масла в огонь подлило решение властей Сирии провести 5 июля крупную спецпоперацию по обезвреживанию курдского террористического подполья на территории этой страны. Сирийские силы безопасности провели массовые аресты представителей курдского меньшинства. Всего было арестовано 630 человек. Власти предъявили им обвинение в связях с курдскими экстремистскими партиями и и сепаратизме. Согласно заявлению руководства Управления национальной безопасности Сирии, это была «одновременная скоординированная операция» на всей территории страны.
Наконец, Северный Ирак может стать полем крупномасштабной гражданской войны.
На реальность этой угрозы указывают участившиеся в последнее время инциденты между иракскими силами безопасности и курдскими вооруженными формированиями (пешмарга). Так, 6 июля иракские солдаты и подразделения пешмарга обменялись ударами и вступили в перестрелку вдоль линии разграничения между курдским меньшинством и арабским большинством Ирака. Это событие приобрело известность, как «инцидент в Кара-Таппе». Примечательно, что американские войска вмешались в конфликт в Кара-Таппе и восстановили спокойствие. Случай весьма показательный.
Американские военные руководители опасаются, что затянувшиеся споры между курдами и иракскими арабами за землю, нефть и власть могут привести к новому большому конфликту в Ираке. Комментируя инцидент в Кара-Таппе, командующий войсками США в Ираке генерал Рэй Одьерно официально заявил, что после ухода американцев из Ирака на север страны, скорее всего, нужно будет вводить подразделения миротворцев ООН. В ином случае высока вероятность возникновения серьезного вооруженного конфликта между иракскими курдами и арабами-суннитами. Между находящимися на севере Ирака курдской автономией и живущими в центре страны арабами-суннитами существует ряд спорных территорий. Важнейшая из них - город Киркук, в районе которого расположены крупнейшие в стране нефтяные месторождения. И арабы, и курды рассматривают нефть Киркука в качестве основного источника дохода своих территорий после вероятной дезинтеграции Ирака, поэтому обе общины намерены отстаивать свое право на Киркук с оружием в руках. Пока их удерживает лишь присутствие армии США, и большинство аналитиков предсказывают, что вооруженные столкновения начнутся сразу же после вывода американских войск из страны. По словам генерала Одьерно, иракское правительство, сформированное после парламентских выборов в марте 2010 года, слишком нестабильно, и в случае обострения отношений между курдами и арабами не сможет самостоятельно справиться с ситуацией.
Странным образом заявление генерала Одьерно контрастировало с точкой зрения американского политического руководства.
Напомним, что 28 июня, в заявлении для прессы после участия в церемонии открытия больницы скорой помощи в Эрбиле, посол США в Ираке Кристофер Хилл подчеркнул, что Вашингтон будет поддерживать стратегические, политические, экономические и культурные отношения с Курдистаном. По его словам, «жители Курдистана считают, что они одиноки и не имеют поддержки, но это не соответствует действительности. Они могут быть уверены, что мы их союзники». Что касается бомбардировок пограничных районов Курдистана иранскими и турецкими ВВС, Хилл сказал: «Их силы занимаются разведкой и тщательно и аккуратно бомбардируют приграничные районы. Мы находимся в постоянной связи с правительством Курдистана по этому вопросу, и полны решимости для оказания поддержки региональному правительству Курдистана с целью защиты и отстаивания границ». Конечно, Хилл заверил, что американцы не будут строить военные базы в Курдистане после ухода из Ирака. Но история с участием американских военных в инциденте в Кара-Таппе говорит о том, что у Вашингтона особого выбора нет.
Очевидно, что полный вывод американских войск вызовет взрыв. Российский эксперт Виктор Юрченко из Института Ближнего Востока РАН следующим образом оценивает обстановку в Ираке: «В июне усилилась напряженность в районах Иракского Курдистана, прилегающих к границам с Турцией. Руководство РПК 4 июня объявило о выходе из договоренности о прекращении огня с Анкарой, достигнутого в апреле 2009 года, В ответ вооруженные силы Турции начали серию крупных войсковых операций, в ходе которых турецкие военные неоднократно, вторгались на территорию Северного Ирака.
На протяжении минувшего месяца напряженная ситуация сохранялась также в северо-восточных районах Иракского Курдистана, расположенных вблизи границы с Ираном. Вооруженные силы Ирана неоднократно вторгались на иракскую территорию. Эти действия иранской стороны вызвали резкий протест со стороны правительства иракской курдской автономии, потребовавшей от Багдада и США «оказать давление на Иран», заставить его прекратить обстрелы пограничных деревень и вывести иранские войска с иракской территории.
В то же время наблюдается постепенное возрождение «Армии Махди» - вооруженных формирований радикального шиитского лидера Махмуда ас-Садра, формально распущенных в 2008 году. В июне шиитские боевики вновь появились в окрестностях Багдада. «Ползучее» воссоздание «Армии Махди» местные эксперты связывают как с нынешним политическим кризисом, так и с предстоящим уходом из страны американских войск, после чего в Ираке, резко обострится борьба за власть. Американцы серьезно обеспокоены восстановлением военного потенциала «Армии Махди»». Более того, США могут быть вовлечены в конфликт своми турецкими союзниками.
Как известно, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган договорился во время встречи в Торонто с президентом США Бараком Обамой о совместных действиях против РПК.
2 июля на иракско-турецкой границе в местечке Силопи прошла трехсторонняя американо-турецко-иракская встреча военных. «Стороны договорились проводить более эффективную борьбу с боевиками РПК и оперативно передавать друг другу разведданные о движении террористов вдоль границы», - сказано в заявлении американского командования в Ираке.
Неизбежность новой большой войны, отправной точкой которой станет переплетение целого ряда локальных конфликтов на территориии Курдистана, обусловлена тем обстоятельством, что у Вашингтона нет никакого действенного политического решения проблемы. Так, во время нахождения в Ираке с официальным визитом вице-президент США Джо Байден сделал несколько предложений, одно из которых связано с расширением полномочий президента Ирака. Как считают наблюдатели ООН в Эрбиле, этот вариант по сути непроходной и может только усугубить ситуацию. Сенатор Джон Маккейн, который возглавляет делегацию Конгресса США в Ираке, откровенно заявил на пресс-конференции в посольстве США в Багдаде: «Мы не предлагаем каких-либо предложений». При этом показательна оценка событий в Ираке коллегой Маккейна по партии сенатором Линдси Грэмом: «Иракский народ страдает за свою свободу».
Вместе с тем, нарастающий на севере Ирака хаос - это та самая мутная вода, в которой удобнее всего ловить рыбку.
По крайней мере, ряд иракских политиков уверены в том, что подобная обстановка наиболее выгодна Вашингтону, руководствующемуся знаменитым принципом «Разделяй и властвуй».
Как заявила 7 июля представитель Иракского национального альянса Камилла аль-Муссави: «Существует американское вмешательство в дела Ирака и ситуация поощряет это прямое вмешательство, позволяя Вашингтону участвовать в политическом процессе. Визит Байдена свидетельствует об активной роли американцев в Ираке. Американцы пытаются обеспечить свои интересы после вывода их войск из Ирака». Но при этом США рискуют запутаться в собственных военно-политических комбинациях и полностью потерять контроль над ситуацией. Скажем, 27 июня Вашингтон в качестве реакции на действия турецких войск в Курдистане заявил устами представителя Госдепартамента Филиппа Гордона, что нынешняя политика Турции несовместима с членством в Североатлантическом альянсе. В частности, Гордон отметил, что «правительство Турции отталкивает от себя американских союзников». Подобная непоследовательность лишний раз доказывает, что США мучительно ищут выход из колоссального геополитического тупика на Ближнем Востоке и в обозримой перспективе едва ли смогут его найти.
Артем Ивановский
Столетие.Ру