«Русские шпионы» предпочитают нетбуки, связь 4G и передающие устройства в виде книг

Jun 30, 2010 16:53

Российские спецслужбы, если верить данным ФБР, весьма подкованы по части высоких технологий. Но при этом не спешат отказываться от давних проверенных приемов вроде радиограмм и невидимых чернил ― возможно, потому, что высокие технологии частенько подводили рыцарей плаща и кинжала. Разгорающийся скандал с арестом 11 «русских шпионов» стал причиной публикации американским минюстом данных следствия, в которых указывается, в частности, какие высокие и не очень высокие технологии российские спецслужбы применяют для работы в США. «Маркер» составил перечень шпионских технологий, стоящих на службе у российской СВР.Службы внешней разведки



Неисправные нетбуки портят жизнь агентам

Российские спецслужбы, по данным ФБР, использовали несколько основных способов скрытой связи ― преимущественно высокотехнологичных. Если прежде агенты оставляли материалы, документы, инструкции в особых тайниках, то теперь встречи агентов с кураторами происходят главным образом виртуально. В случае с Анной Чепмен, Михаилом Семенко и некоторыми другими участниками шпионского скандала использовалось беспроводное соединение, устанавливаемое между электронными устройствами. К примеру, агент сидел в кафе с ноутбуком, а его куратор парковался поблизости и устанавливал защищенное беспроводное соединение, по которому шел обмен информацией. Надо сказать, что агенты ФБР смогли лишь зафиксировать факты соединения, но перехватить информацию не сумели.

Как правило, в качестве приемников-передатчиков использовались ноутбуки, точнее, нетбуки. Еще точнее ― ASUS EEE PC 1005. Это, возможно, наиболее дешевый портативный компьютерстоимость от 12 тыс. руб. в России с встроенным приемником сети формата WiMax ― именно через нее создавалось беспроводное соединение. Такой нетбук использовал обвиняемый Ричард Мерфи, такой же был доставлен, по версии ФБР, из Москвы обвиняемому Майклу Зоттоли. И, судя по всему, такой же использовала Анна Чепмен. На них было установлено специальное программное обеспечение, возможно, какие-то изменения вносились и в «железо». Неизвестно, что именно подвело разведчиков ― ненадежность нетбука ASUS или шпионского программного обеспечения, ― но на плохую работу или поломку нетбука жаловались все трое перечисленных «шпионов».

Своего рода исключением был Семенко. Он, как утверждают в ФБР, пользовался для приема и передачи информации электронным устройством, замаскированным под книгу. Судя по всему, «книга» тоже принимала сигнал формата WiMax. Правда, об обнаружении такого устройства в результате обыска ФБР ничего не сообщает.
Шифровки в виде фото и азбука Морзе

Для более дальних коммуникаций, когда не было возможности создать беспроводную сеть, «русские шпионы» пользовались как сверхсовременными, так и дедовскими способами передачи информации. Первый способ ― стеганография, то есть передача информации с сокрытием самого факта передачи. Например, шифровка информации в изображении ― допустим, безобидной семейной фотографии. Способ известен как минимум с 1990-х гг., но информации об использовании его российскими спецслужбами пока не поступало. Существуют даже коммерческие программы, которые осуществляют подобное шифрование, но российские спецслужбы пользовались своим собственным программным обеспечением. С его помощью агенты зашифровывали свои послания в изображения или получали такие изображения из центра и расшифровывали.

Интересно, что, по данным ФБР, зашифрованные фото публиковались российскими агентами на открытых сайтах в интернете. Таким образом, никаких следов коммуникаций - электронных писем или заходов на подозрительные закрытые сайты - между агентами и центром не оставалось.

Наряду со стеганографией применялись известные уже больше 100 лет радиограммы ― те самые, основанные на азбуке Морзе, которые строчила все в тот же центр еще радистка Кэт. Американцы утверждают, что «русские шпионы» активно пользовались радиограммами, но в ходе обысков были обнаружены лишь бытовые приемники, которые могли принимать радиограммы, но никак не отправлять их. ФБР отыскало также блокноты с рядами цифр, которые похожи на исходники радиограмм. Подслушивающая аппаратура в домах подозреваемых несколько раз фиксировала звуки, похожие на прием радиограмм, но сами радиограммы, если судить по материалам следствия, не были перехвачены.
Грузите апельсины бочками

Похоже, что не были перехвачены и записки, написанные невидимыми чернилами, об использовании которых говорят в ФБР. Они узнали об этом давнем шпионском приеме из материалов прослушки, но сами записки к делу, судя по всему, не приобщили.

Ну и, наконец, самый древний прием всех шпионов ― пароль-отзыв ― предполагаемые российские разведчики использовали широко. Ведь как бы ни развивались технологии, личную встречу ничто не заменит. Правда, если верить ФБР, с воображением у СВР проблемы: все пароли удивительно однотипны. «Мы не встречались в Пекине в 2004 году?» - таков типичный пароль. Типичный отзыв: «Да, встречались, но, думаю, дело было в Харбине». Точно по такой же схеме«Не встречались ли мы там-то?» - «Да, но дело было там-то» построены абсолютно все пароли, упоминаемые в деле. Еще из материалов дела видно, что «русские шпионы» любят журнал Time. При встречах друг с другом они обычно держат в руках именно его.

Маркер.Ru

шпионаж

Previous post Next post
Up