Поразмышляем над Писанием?

Mar 01, 2013 12:52

Выбраны цитаты из двух эпизодов Священной истории: искушение Господа в пустыне и диалог между братьями-близнецами Иаковом и Исавом после ночного борения Иакова в Пенуэле. По-моему, можно видеть параллелизм между кн. Бытие и ев. От Матфея.

И сказал Исав: для чего у тебя это множество, которое я встретил? И сказал Иаков: дабы [рабу твоему] приобрести благоволение в очах господина моего. Исав сказал: у меня много, брат мой; пусть будет твое у тебя. Иаков сказал: нет, если я приобрел благоволение в очах твоих, прими дар мой от руки моей, ибо я увидел лице твое, как бы кто увидел лице Божие, и ты был благосклонен ко мне; прими благословение мое, которое я принес тебе, потому что Бог даровал мне, и есть у меня все. И упросил его, и тот взял (Бытие 33:8-11).
Иаков как бы выкупает благословение, которое ранее получил обманом.
И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. (От Матфея 4:3-4)

и сказал [Исав]: поднимемся и пойдем; и я пойду пред тобою. Иаков сказал ему: господин мой знает, что дети нежны, а мелкий и крупный скот у меня дойный: если погнать его один день, то помрет весь скот;  пусть господин мой пойдет впереди раба своего, а я пойду медленно, как пойдет скот, который предо мною, и как пойдут дети, и приду к господину моему в Сеир  (Бытие 33:12-14).
Иаков трезвенно оценивает обстановку и не надеется на чудо.
Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего (От Матфея 4:5-7).

Исав сказал: оставлю я с тобою несколько из людей, которые при мне. Иаков сказал: к чему это? только бы мне приобрести благоволение в очах господина моего! И возвратился Исав в тот же день путем своим в Сеир (Бытие 33:15-16).
Иаков отказывается от охраны, предложенной братом. Ему не нужно такой власти.
Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.  Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (От Матфея 4:8-10).

Если читатель согласен с тем, что параллелизм Ветхого и Нового Заветов имеет место, зададимся следующим вопросом: не является ли эпизод борьбы Иакова в Пенуэле (кстати, это слово и означает «Лицо Бога») Ветхозаветным прообразом Богоявления (Крещения)? Если да, то наполняется новым содержанием (подтекстом) слова Иакова брату: «ибо я увидел лице твое, как бы кто увидел лице Божие». Лицо Бога - это Лицо Христа.
Остается поражаться дерзновенности людей Ветхого Завета, по вдохновению включивших в Писание этот рискованный эпизод, который до сих пор трудно поддается толкованию.

наши домыслы, Священное Писание, богословие

Previous post Next post
Up