Святые отцы писали про любовь к земной отчизне - исключительно по должности, в соответствии с византийской моделью взаимоотношений Церкви и государства, где государство доминировало над Церковью. Христиане - граждане царства Божия, а не кесарева. Точнее, у христиан - двойное гражданство, и понятно, какое из них основное. "Ишите прежде всего царства Божия, и всё остальное приложится вам". Поклонение идолу государства неизбежно ослабляет любовь к Богу. Обожествление государства (в виде "третьеримства") приводило же уже Россию к катастрофе - ровно век назад.
> Святые отцы писали про любовь к земной отчизне - исключительно по должности
Да нет, они писали по духу.
> Поклонение идолу государства
Между поклонением идолу государства и любовью к Родине столько же общего, сколько между поклонению иконе, как идолу и почитанием иконы, как это происходит у нас, православных.
"Через слово я обуздываю порывы гнева, им усыпляю иссушающую зависть, им успокаиваю печаль, оковывающую сердце, им уцеломудриваю сластолюбие, им полагаю меру ненависти, но не дружбе (ибо ненависть должно умирять, а дружбе не должно знать пределов). Слово в изобилии делает меня скромным и в бедности великодушным, оно побуждает меня идти с идущим твердо, простирать руку помощи падающему, сострадать немощному и сорадоваться возмогающему. С ним равны для меня и отечество, и чуждая страна, и переселение для меня - не более, как переход с одного чужого места на другое, не мое." (Свт. Григорий Богослов. Слово 6)
"Уранополитизм" всего лишь констатирует факт: нет заповеди Божией - любить земное отечество. Напротив, сказано: "где сокровище ваше, там будет и сердце ваше". Т.е. если ваше сокровище - в земном величии империи, то и слава ваша будет в сраме, а богом вашим будет - чрево. Есть заповедь о любви к Богу ВСЕМ СЕРДЦЕМ. 1. Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; 2 о горнем помышляйте, а не о земном. 3 Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. (Кол.3гл)
Вот что бывает, если в голове у известного миссионера (прот.Андрея Ткачева) - в преизбытке "любовь к Родине" (по ссылке из ЖЖ о.Кураева, в комментах подтверждают, что не фейк - этот эфир радио "Радонеж
( ... )
Кроме свт.Филарета можете процитировать свв.отцов хвалебное о патриотизме? Согласие свв.отцов, как известно, имеет силу быть аргументом в вопросах определения истины.
Уранополитизм всего лишь термин. А означает он то, чему учили святые отцы. Мы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел. Нам любой православный должен быть ближе, чем соотечественник-безбожник. Иначе как вообще молиться святым и считать их своими то? Они же многие нерусские. Те же апостолы, Николай Мир Ликийских, Златоуст...
Только катехизис? Других святых отцов нельзя? Меня устраивает и cамо Писание, проводящее разделение по признаку веры и принадлежности к Церкви, а не по признаку земной принадлежности к нации или государству и Златоуст устраивает: Первая добродетель, и добродетель всеобщая состоит в том, чтобы быть странником и пришельцем в этом мире и не иметь ничего общего с здешними вещами, но быть в таком отношении к ним, как к чуждым для нас, - подобно тем блаженным ученикам, о которых (апостол) говорит: «…скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин» (Евр. 11:37,38). Они называли себя странниками, а Павел сказал о себе ещё нечто большее: он не только называл себя странником, но говорил, что он мёртв для мiра и мiр мёртв для него: «…для меня», - говорит он, - «мир распят, и я для мира» (Гал. 6:14). А мы ведём себя, как (здешние) граждане, и устрояем все дела свои в жизни так, как живые граждане. :)
Можно. И нужно. Но когда мы читаем святых отцов, то должны помнить важные вещи:
1. Цитата может быть выдернута из контекста и в целом не отображать мнение святого о вопросе. 2. Цитата может быть адресована конкретному человеку в конкретном контексте и другому человеку в другом контексте этот же святой будет писать совершенно противоположное. 3. Мы можем ориентироваться на Consensus patrum, а не отдельные частные мнения святых.
> Меня устраивает и cамо Писание
Не вы один. Но и в катехизисе том же, именно словами из святого Писания обосновывается наша любовь к отечеству земному. Вопрос в толковании. А толковать нам самим Писание - дело не благодарное. И опасное.
Comments 64
Reply
Reply
Reply
Reply
Христиане - граждане царства Божия, а не кесарева. Точнее, у христиан - двойное гражданство, и понятно, какое из них основное.
"Ишите прежде всего царства Божия, и всё остальное приложится вам".
Поклонение идолу государства неизбежно ослабляет любовь к Богу.
Обожествление государства (в виде "третьеримства") приводило же уже Россию к катастрофе - ровно век назад.
Reply
Да нет, они писали по духу.
> Поклонение идолу государства
Между поклонением идолу государства и любовью к Родине столько же общего, сколько между поклонению иконе, как идолу и почитанием иконы, как это происходит у нас, православных.
Reply
Reply
Есть заповедь о любви к Богу ВСЕМ СЕРДЦЕМ.
1. Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога;
2 о горнем помышляйте, а не о земном.
3 Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. (Кол.3гл)
<<<<Свт. Феофан Затворник ( ... )
Reply
Reply
А причем тут он? Я всегда подчеркивал, что ориентир это святые отцы, учителя Церкви...по ним надо сверяться. Обязательно.
Reply
Reply
Вы и сами очень легко это можете сделать, если интернет имеете под рукой.
Reply
Мы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел.
Нам любой православный должен быть ближе, чем соотечественник-безбожник. Иначе как вообще молиться святым и считать их своими то? Они же многие нерусские. Те же апостолы, Николай Мир Ликийских, Златоуст...
Reply
Reply
Меня устраивает и cамо Писание, проводящее разделение по признаку веры и принадлежности к Церкви, а не по признаку земной принадлежности к нации или государству и Златоуст устраивает: Первая добродетель, и добродетель всеобщая состоит в том, чтобы быть странником и пришельцем в этом мире и не иметь ничего общего с здешними вещами, но быть в таком отношении к ним, как к чуждым для нас, - подобно тем блаженным ученикам, о которых (апостол) говорит: «…скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин» (Евр. 11:37,38). Они называли себя странниками, а Павел сказал о себе ещё нечто большее: он не только называл себя странником, но говорил, что он мёртв для мiра и мiр мёртв для него: «…для меня», - говорит он, - «мир распят, и я для мира» (Гал. 6:14). А мы ведём себя, как (здешние) граждане, и устрояем все дела свои в жизни так, как живые граждане.
:)
Reply
Можно. И нужно. Но когда мы читаем святых отцов, то должны помнить важные вещи:
1. Цитата может быть выдернута из контекста и в целом не отображать мнение святого о вопросе.
2. Цитата может быть адресована конкретному человеку в конкретном контексте и другому человеку в другом контексте этот же святой будет писать совершенно противоположное.
3. Мы можем ориентироваться на Consensus patrum, а не отдельные частные мнения святых.
> Меня устраивает и cамо Писание
Не вы один. Но и в катехизисе том же, именно словами из святого Писания обосновывается наша любовь к отечеству земному. Вопрос в толковании. А толковать нам самим Писание - дело не благодарное. И опасное.
Reply
Leave a comment