Позравляю всех христиан, в том числе тех, кто христианами является на индивидуальном уровне, а не в силу Принадлежности к Православной Церкви. Всех, всех всех!!!
И поскольку сегодня рождество новостильное, которое отмечают в основном на Западе, то я сегодня расскажу о западной иконографии Рождества, тем более что мне эта тема очень близка, так как именно она доказала мне окончательно, что создание политической истории искусств необходимо. Дело в том, что именно в теме Рождества как в точке фокуса сходятся все лучи, испускаемые разными менталитетами на Востоке и на Западе.
Дело в том, что католицизм в силуопределенных причин очень озабочен интепретацией девства Девы Марии, что особенно сильно проявилось в иконографии так называемого "мистического рождества". От обычного рождества в западной иконографии эту тему обычно отличает наличие двух повитух, одна из которых по имени Саломея сказала. что она поверит в девство роженицы только после того, как прикоснется к нему. И у нее тут же отсохла рука, которая восстановилась только после того. как она прикоснулась к младенцу Христу.
Об этом в википедии прекрасная статья, которую он
передрали из академического словаря.Через
"Мистическое Роджество" Ботичелли эта тема раскрывает связь Фламандского Возрождения в кризисом Итальянского Возрождения получившего название "маньеризм", который можно считать первым художественным течением Нового Времени или если хотите модернизма. Возрождение все таки пограничное течение, которое одной ногой осталось в средних веках.
Кроме того эта тема раскрывает историю развития Русской Православной традиции, так как в иконографии 16 века эта тема почти исчезает в связи с апокрифичностью упоминания о повитухах, а у Андрея Рублева они есть. Кроме того эта тема очень важна для понимания Византийского искусства. в котором эта тема раскрыта в рамках декоративно-прикладного, а не литургического искусства.
Но самое интересное это то, что через Мастера Хохенфурзского эта тема связана с темой Иосифа Обручника и c эпохой рыцарских орденов, о которой я писал в
статье о самом загадочном произведении Роберта Кампена - Благовещенье. А если предположить, что Роберт Кампен и Родриг ван дер Вейден это один и тотже человек, то сравнение этой картины Роберта Кампена с каноническим Рождеством Родрига ван дер Вейдена, то становится понятно, что произошло с людьми в те критические 20 лет. когда практически одновременно закончилась Столетняя Война (вслед за Северными Крестовыми походами), распалась Золотая Орда, образовался Орден Золотого Руна, и перестала существовать Византия.