Трагическая дата в истории России: 95 лет со дня объявления красного террора

Sep 05, 2013 11:57

95 лет назад был объявлен красный террор, масштабы и последствия которого во много раз превзошли репрессии 37 года. В числе первых жертв оказались св. прот. Иоанн Восторгов и еп. Ефрем.



30 августа 1918 г. в Петрограде эсеркой Ф. Каплан было совершено покушение на Ленина, в этот же день был убит глава Петроградской ЧК М. С. Урицкий, что послужило поводом для объявления большевиками красного террора. 31 августа 1918 г. «Правда» сообщила:

Гимном рабочего класса отныне будет песнь ненависти и мести!

2 сентября 1918 г. последовало постановление Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК), а 5 сентября - декрет Совнаркома «О красном терроре». Следует отметить, что подобную политику советское правительство начало еще раньше: например, в середине лета 1918 г. Ленин писал Зиновьеву:

надо поощрять энергию и массовость террора против контрреволюционеров, и особенно в Питере, пример которого все решает.

Характерной чертой деятельности большевиков было стремление не скрыть, а наоборот - максимального распространить информацию о своих злодеяниях, для чего Дзержинский приказал издавать «Еженедельник ВЧК». Имелись аналогичные региональные издания: «Известия Губчека», «Красный террор», «Красный меч»; большевистские газеты публиковали подобную информацию.

Также для борьбы с политическими противниками еще в 1917 г. была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК). Поскольку власть большевиков была еще непрочна, в первоначальном положении о ВЧК присутствовали лишь общие слова о борьбе с контрреволюцией. ВЦИК 28 октября 1918 г. утвердил положение о Всероссийской и местных чрезвычайных комиссиях, в котором было подтверждено право ВЧК на применение внесудебных методов, которое было отменено только 6 февраля 1922 г. РКП(б) стала по-настоящему руководящим органом для ВЧК после разгрома левоэсеровского мятежа 6-7 июля 1918 г. Если поначалу против антибольшевистских сил применялись более-менее гуманные методы, то после начала германского наступления на Петроград в феврале 1918 г. ВЧК впервые получило право на внесудебные методы. Справедливости ради следует отметить, что на первом этапе расправы осуществлялись преимущественно военно-революционные комитетами, командованием некоторых красных отрядов и отдельными лицами.

Осенью 1918 г. пошла волна арестов и расстрелов священнослужителей на территории, находившейся под контролем советской власти, причем жертвами террора становились даже далеко не самые ярые противники большевиков: например, на Кубани в станице Незнамовской после мучительных пыток был убит священник Иван Пригорский, известный своими лево-социалистическими взглядами.

Реквизированное у арестованных и расстрелянных вещи согласно декретам принадлежали народу, однако на практике большевики довольно часто присваивали добро себе, и порой люди подвергались репрессиям лишь из-за наличия денег, шуб, драгоценностей и т.д.

Если в процентном отношении от красного террора наиболее пострадали образованные люди, то в абсолютном - рабочие и крестьяне, якобы ради которых затевалась революция. Однако непосредственно после переворота главным объектом преследований стали офицеры. Некоторым красным палачам был свойственен садизм и казни порой сопровождались издевательствами, отрезанием частей тела (ушей, носа, губ и т. д.), жертвам загоняли граммофонные иглы под ногти, вырывали глаза, в плечи вбивали гвозди (на месте эполет) и т. п.

Вот как очевидцы описывали эти трагические события:

Одна дама отказалась дать солдатам свой самовар, и ее за это тут же расстреляли.

Если расстреливали мужа, чрезвычайники на другой же день являлись к жене, дочиста ее обирали, всячески издевались и выгоняли из квартиры - таков был обычай.

Всюду расстрелы, всюду трупы офицеров и простых обывателей, даже женщин, детей. На вокзалах буйствовали революционные комитеты, члены их были пьяны и стреляли в вагоны на страх буржуям. Чуть остановка, пьяная озверелая толпа бросалась на поезд, ища офицеров...

... я каждый день натыкался на новые трупы, на разбросанные по дорожкам свежие человеческие мозги...

... мы видели тысячи раздетых и полураздетых трупов, уложенных местами в штабели, а местами наваленных кучей...

Это был театр, в котором расстреливались жертвы чека. Зрителями были члены чека, их знакомые и преимущественно дамы. Во время зрелища казней зрители пили вино и впрыскивали себе кокаин... В результате опьянения алкоголем, кокаином и кровью зрители приходили в исступление и сами принимали участие в казнях.

Палачи были пьяны и находились под действием наркотиков, которыми их снабжали перед каждой казнью руководители чека.

Описание чрезвычайки в Киеве, начальницей которой была 20-летняя Роза:

Большая комната, и посередине бассейн. Когда-то в нем плавали золотые рыбки... Теперь этот бассейн был наполнен густой человеческой кровью. В стенах комнаты были всюду вбиты крюки, и на этих крюках, как в мясных лавках, висели человеческие трупы, трупы офицеров, изуродаванные подчас с бредовой изобретательностью... Тут же на столиках стояла стеклянная банка и в ней, в спирту, отрезанная голова какого-то мужчины...

Описание камеры судебного следователя ЧК Богуславского в Киеве:

... я видел отваренные руки с облезшим отваренным мясом и с голыми костями вместо пальцев, видел трупы без кожи совершенно и с кожей, оставленной на месте погон и лампасов, с отрубленными и вырезанными частями - все это были следы «следствия», а результат один - пуля браунинга в голову...

А вот свидетельство о холмогорском концентрационном лагере:

С осени были сделаны запасы капусты, но вот потребовался корм для коров... Не долго думая, капусту отдали на съедение коровам, а заключенных перевели на мороженую картошку. ... Но самое ужасное это то, что рядом администрация живет на широкую ногу. ... при малейшем неудовольствии не понравившееся кушанье летит в помойку.

Св. патриарх Тихон в своем третьем послании верующим в 1919 г. писал:

Мы содрогаемся, читая, как Ирод, ища погубити Отроча, погубил тысячи младенцев... Мы содрогались от ужаса и боли, когда после покушений на представителей нашего современного правительства в Петрограде и Москве, как бы в дар любви им и во освидетельство преданности, и в искупление вины злоумышленников воздвигались целые курганы из тел лиц совершенно не причастных к таким покушениям и безумные эти жертвоприношения приветствовались восторгом тех, кто должен был остановить подобные зверства. Мы содрогались, но ведь эти действия шли там, где не знают или не признают Христа, где считают религию опиумом для народа, где христианские идеалы - вредный пережиток...

Вечная память жертвам геноцида нашего народа.

Литература
1. Красный террор глазами очевидцев / составл., предисл., комментарии д. и. н. С. В. Волкова. - М.: Айрис-пресс, 2013.
2. Политическая история России: прошлое и современность. Исторические чтения: «Гороховая, 2» - 2009. ЗАО «Полиграфическое предприятие №3». СПб.: 2009. Вып. VII.
3. А. Н. Кашеваров. Православная Российская Церковь и советское государство (1917-1922). Издательство Крутицкого подворья. Общество любителей церковной истории. - М.: 2005.
4. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. Документы и фотоматериалы. - М.: Издательство Библейско-Богословского института св. апостола Андрея, 1996.

история, Православие

Previous post Next post
Up