Священномученик Захария (Лобов) архиепископ Воронежский и Задонский (в миру, Захар Петрович) родился 23 марта 1865 года в селе Петровка Павловского уезда Воронежской губернии в семье служащего Петра Лобова. Как и прочие дети духовенства того времени после получения начального образования, будущий священномученик поступил в Духовное училище в городе Павловске Воронежской губернии. Успешно завершив обучение в училище, будущий Воронежский архипастырь продолжил свое образование в Донской Духовной семинарии в Новочеркасске. После окончания семинарии практически сразу, вступив в брак, был рукоположен в сан священника и в сентябре в 1888 года священник Захария был назначен клириком Новочеркасского кафедрального собора. Более 30 лет прослужил в соборе будущий исповедник Христовой веры, пользуясь большой любовью и уважением духовенства и прихожан. За усердные пастырские труды и успешную административную деятельность священник Захария Лобов был удостоен сана протоиерея и назначен на должность ключаря кафедрального собора.
В семье протоиерея Захарии Лобова было четверо детей: Ольга, Вера, Гавриил и Алексей. Последний впоследствии принял монашеский постриг под именем Антоний и в 1930-е годы, будучи архимандритом, находился в ссылке под Архангельском. В начале 1920-х годов будущий священномученик овдовел, после чего довольно скоро принял монашество с сохранением прежнего имени.
5 октября 1923 года игумен Захария (Лобов) был рукоположен во епископа Нижнечирского, викария Донской епархии, после того как стало известно, что прежний викарий епископ Николай (Орлов), скончался в тюрьме города Царицына (ныне Волгограда). Через несколько месяцев после хиротонии в 1924 году епископ Нижнечирский Захария (Лобов) был арестован и приговорен к двухлетней ссылке на Соловки, после чего Нижнечирское викариатство было упразднено. По некоторым данным еще до ареста стал титуловаться епископом Аксайским, викарием Донской епархии В Соловецких лагерях особого назначения в те годы было больше епископов, чем на свободе.
Пребывая в узах на Соловках, владыка Захария в числе двадцати четырех православных иерархов 7 июня 1926 года подписал известную «Памятную записку Соловецких епископов, представленную на усмотрение правительства», в которой православные иерархи призывали власти неуклонно соблюдать принцип взаимного невмешательства Церкви и государства в дела друг друга. Епископы отказывались от участия в политической жизни общества, но при этом хотели провести Поместный Собор, избрать Патриарха и свободно совершать богослужения. Правительство это обращение проигнорировало.
С ноября 1926 года владыка Захария жил на поселении в городах Бежецке и Торжке Тверской области. В 1926 году будущий исповедник Христов был назначен епископом Новоторжским викарием Тверской епархии.
24 апреля 1929 года Временным Патриаршим Синодом при Заместителе Патриаршего местоблюстителя епископу Захарии (Лобову) определено быть правящим архиереем Воронежской и Задонской епархии с возведением в сан архиепископа, вместо принявшего мученическую кончину на Соловках священномученика Петра (Зверева) архиепископа Воронежского. В Воронеж архиепископ Захария (Лобов) прибыл в пасхальные дни 1929 года. В приветственном слове к пастве он сказал: «Усерднейше прошу принять меня как архипастыря и отца и обращаться ко мне всем сердцем и всей душою. Да будем едины, ибо в единении спасение наше и небесное и земное». С 1930 года в Воронежской области началось массовое закрытие храмов и монастырей, которому сопутствовали многочисленные аресты и ссылки священнослужителей.
Первые полтора года архиепископ Воронежский и Задонский Захария жил в сторожке при Успенском адмиралтейском храме, совершая богослужения сначала в Троицком Смоленском кафедральном соборе, а после его закрытия в марте 1932 года - в Успенском адмиралтейском храме. Своей аскетичной жизнью, отзывчивостью и подлинным христианским смирением, будущий священномученик заслужил немалую любовь своей паствы. На богослужения святителя собиралось множество верующих со всех районов города и близлежащих деревень.
В 1931 году архиепископ Захария участвовал в заседании Временного Патриаршего Синода, будучи верным соработником Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). 19 апреля 1932 года Воронежский архипастырь в связи с добросовестным исполнением своих архипастырских обязанностей был награжден правом ношения креста на клобуке.
Несмотря на ограниченные возможности и всю сложность своего положения архиепископ Воронежский Захария (Лобов) радушно принимал у себя собратьев архипастырей, часто находившихся в еще более сложном положении чем сам владыка Захария. Так в 1933 году у него неделю жил освобожденный из ссылки будущий священномученик Вассиан (Пятницкий) епископ Тамбовский, в 1934-м в Воронеже два месяца провел священномученик Онуфрий (Гагалюк) архиепископ Курский, в 1935 году у архиепископа Захарии останавливались, приезжавшие в город, епископ Моршанский Павел (Введенский) и епископ Елецкий Серафим (Протопопов).
23 мая 1935 года святитель Захария архиепископ Воронежский был арестован, в его квартире, которая последние годы была одновременно и епархиальной канцелярией, произведен обыск. Были изъяты предметы архипастырского облачения и более 22 тысяч рублей церковных денег. 19 июля будущему священномученику было предъявлено обвинение в контрреволюционной агитации «с использованием религиозных предрассудков масс» и в распускании провокационных слухов. Архиепископу Захарии (Лобову) вменялось в вину, что он, якобы враждебно относясь к советской власти, публично высказывался: о бедственном положении крестьян в связи с созданием колхозов; о нищенской заработной плате рабочих; о том, что государство проводит политику по искоренению религии, закрывает храмы и репрессирует священнослужителей; и что в проповеди в канун Пасхи 1935 года он сравнивал современную Россию и первые века христианства в плане гонения на верующих и пастырей.
В августе 1935 года было утверждено обвинительное заключение и дело передано в спецколлегию Воронежского областного суда.
10 сентября 1935 года священномучнику Захарии (Лобову) архиепископу Воронежскому и Задонскому, вынесли обвинительный приговор - пять лет лагерей. 12 ноября 1935 года архиепископ Захария был отправлен в лагерь, по некоторым данным на Соловки. С 1936 году Воронежский архипастырь отбывал наказание в Чурубай-Нуринское отделение Карагандинского лагеря (Карлага) Казахстанская ССР. От невыносимых тягот и лишений во время пребывания в лагере владыка Захария тяжело заболел и ослеп.
21 сентября 1937 года Особым Совещанием УНКВД по Карагандинской области архиепископ Воронежский и Задонский Захария (Лобов) приговорен к расстрелу. 22 сентября 1937 года священномученик Захария принял блаженную мученическую кончину. Погребен Воронежский святитель был в безвестной братской могиле Чурубай-Нуринского отделения Карагандинского лагеря.
На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года священномученик Захария (Лобов) архиепископ Воронежский и Задонский канонизирован в сонме новомучеников и исповедников Российских.
Память священномученика Захарии архиепископа Воронежского и Задонского совершается в день его блаженной мученической кончины 9 (22) сентября, а так же во дни соборных памятей: Новомученников и Исповедников Российских - в ближайшее воскресение к 25 января (7 февраля); Тверских святых - в ближайшее воскресенье после 29 июня (12 июля); Соловецких святых - 9 (22) августа; Казахстанских святых - в ближайшее воскресенье после 3 (16) сентября и Воронежских святых - 4 (17) сентября.