Святитель Иустин (Полянский) епископ Уфимский (+1903)

Aug 17, 2010 17:42


Святитель Иустин (Полянский), епископ Уфимский и Мензелинский. Родился приблизительно в 1832 году в Воронежской губернии. При крещении был назван Михаилом. Сын диакона с. Богатырева.
В 1853 году окончил Воронежскую духовную семинарию. В этом же году по благословению архиепископа Воронежского женился на сироте, дочери священника. 25 сентября 1854 года рукоположен в сан диакона, а 26 сентября - в сан иерея.
В 1864 году овдовел и 1 июня архиепископом Иосифом был пострижен в монашество с именем Иустина, а не с именем Митрофана, в честь свят. Митрофана Воронежского, как ему хотелось. Архиепископ Иосиф, будучи прозорливым, знал, что Иустина ожидает не монастырская жизнь, а предлежит ученая дорога по стопам свят. Иустина философа. Назначил новопостриженника народным духовником и проповедником в монастыре и одновременно утвердил педагогом в Воронежское духовное училище.


В 1869 году окончил Киевскую духовную академию и назначен преподавателем Харьковской духовной семинарии.
В 1870 году удостоен степени магистра богословия за свою диссертацию "Нравственное учение св. отца нашего Исаака Сирина" и назначен инспектором Литовской духовной семинарии.
15 апреля 1872 года возведен в сан архимандрита.
С 26 декабря 1875 года - ректор Костромской духовной семинарии, одновременно был преподавателем по Догматическому богословию.
27 января 1885 года хиротонисан во епископа Михайловского, вик. Рязанской епархии.
С 10 августа 1885 года - епископ Новомиргородский, вик. Херсонской епархии.
С 16 декабря 1889 года - епископ Тобольский и Сибирский. Здесь он много потрудился в деле благоустройства Обдорской и других Северных епархиальных миссий.
17 июля 1893 года уволен на покой и назначен управляющим Раненбургской Петропавловской пустынью Рязанской епархии.
С 10 декабря 1894 года - епископ Рязанский и Зарайский. С 14 октября 1896 года - епископ Уфимский и Мензелинский. С 14 июля 1900 года уволен на покой и снова назначен управляющим Раненбургской пустынью. В июле 1903 года перемещен в Григорьево-Бизюковский монастырь, Херсонской епархии.
Скончался 26 сентября 1903 года в глубоком затворе в одной из башен Бизюковского монастыря.

Фельдшер Бизюкова монастыря Н. Ногачевский, хорошо знавший епископа Иустина, рассказал такой случай:
В 1919 году группа юношей задумала проникнуть в замурованный в одной из башен Бизюкова монастыря склеп, где был похоронен по завещанию епископ Иустин и надругаться над телом усопшего.
Темной осенней ночью они подошли к стене монастырской башни и стали железным ломом пробивать отверстие в склепе. Ударов в стену почти не было слышно, так как сильный ветер сгибал деревья и все вокруг гудело от непрестанного шелеста листьев.
Когда юноши пробили несколько отверстий в стене и уже предвкушали удовлетворение своего злого умысла, внезапно вырвались из этих отверстий яркие бело-фиолетовые струи огня и привели в замешательство "трудившихся". Одни из них упали на землю, другие бросились бежать, ухватившись от страха и ужаса за головы. Произошел полный переполох. Так Божия десница предохранила своего угодника от поругания.
Благотворитель и ученый, плодовитый духовный писатель - оставивший большое литературное наследство. Обладал замечательным даром слова. Еще будучи педагогом Костромской духовной семинарии, где преподавал догматику, своими воодушевленными лекциями, будил сердца слушателей, просвещая не только ум, но и сердце. Яркий проповедник и благоговейнейший епископ - аскет и затворник. Был очень скромным и многие свои произведения печатал под инициалами "А.И." или "Е.И." (архимандрит или епископ).
Епископ Иустин сам похоронил своего учителя, наставника, друга, отца (Архп. Иосиф скончался 10 февраля 1892 г.) этого великого старца Божия - прозорливца, который 8 сентября 1864 года, служа в Пятницкой церкви г. Воронежа на Рождество Богородицы, освящая антиминсы внезапно ослеп и только сказал: "Благо мне, яко смирил мя еси Господи" - литургию окончил слепым. И потом двадцать семь лет благодушно переносил свою слепоту до своей мирной и благочестивой смерти.
Для архиепископа Иосифа епископ Иустин был ближе сына родного, и, конечно, на всю его жизнь в сане священника, монаха, епископа, ученого, проповедника, аскета, затворника и архиепископа имел громадное влияние. Под его умелым старчеством вырос и окреп писательский талант епископа Иустина, а душа его достигла духовного совершенства. Стал он благоговейным епископом и строгим монахом-аскетом, проведшим остаток дней своей жизни в глубоком затворе.

Сочинения Преосв. Иустина весьма разнообразны по содержанию и их можно разделить на четыре группы:
1. Догматические,
2. Историко-патриотические,
3. Нравоучительные и
4. Гомилетические.
Его учения были изданы в 12-ти обширных томах. Для примера можно указать, что только в 10-ти томах его сочинения 4500 страниц - почти 300 печатных листов. Этот громадный труд потребовал большой усидчивости.
Не останавливаясь подробно на его многочисленных сочинениях, нам хочется особо отметить его труд "Келейное правило", о котором нигде нет сведений в имеющихся в нашем распоряжении печатных и рукописных источниках, так как оно только в 1910 году посмертно было оттиснуто при Православной миссии в Корее, в журнале "Китайский Благовестник" (вып. 2-ой и 3-й и т.д.).
В 1886 году, еще будучи викарным епископом Новомиргородским Херсонской епархии, епископ Иустин начал свой труд "Келейное правило", которое окончил в Уфе в 1898 году 16 октября. Составлял оно его под руководству всех бывших под руками святоотеческих правил. Задача этого колоссального труда, который потребовал упорной и кропотливой работы на протяжении двенадцати лет: во-первых, обнять всю область предметов, подлежащих молитве, молению, прошению и благодарению, а, во-вторых, занять молитвой все время в течение уединенной монашеской жизни для стяжания духа непрестанной молитвы.
Святитель Иустина епископ Уфимский был прославлен, как месточтимый святой, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена, в Соборе Крымских святых в 1988 году.

Источниу: Жития семинарских святых. Ч.2 / сост. Рева К.А./ Воронеж: Редколлегия Студенческого совета ВПДС, 2009. С.11-13

архипастыри, Воронежское

Previous post Next post
Up