Монополия рынка противогололедных реагентов Москвы или почему на наших улицах так много соли

Mar 20, 2014 14:57

Зима в этом году была недолгой. Но как только столбик термометра опускался чуть ниже нуля, москвичи могли наблюдать под своими ногами примерно такую картину:


Вместо обычного снега под ногами хрустели обильно рассыпанные реагенты. Белые кристаллы, разъедающую нашу обувь и лапки животных, можно было встретить абсолютно везде: не только на проезжей части дорог и улиц, но и на тротуарах, автобусных остановках и пешеходных зонах. Зачастую реагенты попадали туда, куда им уж совсем не следовало: на газоны, в почву, водоемы.

Каждый, наверное, задается вопросом: какого черта их так много? Можно ли сократить количество реагентов, сохранив улицы чистыми от снега, а наши ботинки от скорой кончины? Или применение солей в таких объемах является необходимым?

Давайте попробуем разобраться по пунктам.

1. Город использует слишком много реагентов. Много реагентов - много денег - много шансов утащить.

Антигололедных реагентов действительно используется чересчур много из-за нарушения норм и методики их применения. В правовых актах Москвы четко расписано, как, куда и сколько можно сыпать антигоголедных солей. На практике нормы не соблюдаются.
Например, в п. 2.7.2. Технологии зимней уборки (http://www.teh-stroy.ru/uborka-snega.php), утвержденной Распоряжением Департаментом ЖКХиБ города Москвы от 28.09.2011 г. № 05-14-650/1, установлено четкое правило: «Тротуары с плиточным покрытием убираются исключительно ручным способом.»

На практике мы видим совершенно другое. Плитку также как и асфальт дворники обрабатывают от души. Вот площадь Киевского вокзала этой зимой с ровным, плотным слоем реагентов.
Фотографию сделала сама этой зимой:


И таких примеров много. Но почему же не соблюдаются методики применения реагентов?



Все просто. Это не выгодно всем, кто занимается очисткой дорог: дворникам - потому что легче рассыпать реагент, чем убирать снег вручную. Властям Москвы, которые должны контролировать соблюдение требований, потому что их устраивает большой расход реагентов. Ведь чем больше применяется реагентов, тем больший объем можно будет закупить для следующей зимы. Это, в свою очередь, потребует больше денег из бюджета. А чем больше будет стоимость закупки, тем больше будет откат. Такая простая схема работы с бюджетом на реагентах подтверждается цифрами госзакупок последних лет:



2. Начиная с 2010 года в Москве растет стоимость закупки реагентов. Раньше расходовать надо было мало и эффективно, теперь "чем больше - тем лучше".

Вот как это происходило.
С 08.10.2009 года начала действовать «Технология зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства города Москвы) с применением противогололедных реагентов и гранитного щебня фракции 2-5 мм (на зимние периоды с 2009-2010 годов и далее)». В ней был определен химический состав реагентов, технологические и экологические требования к ним. При этом были установлены следующие нормы использование реагентов: жидкие - до 265 тыс. тонн за сезон (100 обработок при норме распределения 40 г/кв.м) и твердые - до 85 тыс. тонн (30 обработок при норме распределения 42 г/кв.м).

То есть вот так по Технологии 2009-2010 было делать НЕЛЬЗЯ:



Потому что на 1 кв. метр можно было насыпать только 40 г реагента, а это всего 1,5 столовых ложки.

Как видно из названия, Технология была принята на периоды 2009-2010 гг. и далее. Документ получил положительное заключение комиссии государственной экологической экспертизы, сроком действия на 5 лет, утвержденное приказом Ростехнадзора от 07.10.2009 № 845.

Но вскоре, по причинам, о которых можно только догадываться, документ утратил силу и вместо него стала использоваться другая Технология: «Технология зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства города Москвы) с применением противогололедных реагентов и гранитного щебня фракции 2-5 мм (на зимние периоды с 2010-2011 годов и далее)».

Согласно этому документу, увеличился как объем закупаемых реагентов, так и количество обработок. Причем увеличились существенно. В отличие от предыдущей версии Технологии, в ней уже отсутствует четкий алгоритм расчета потребностей в тех или иных реагентах. Общая разрешенная солевая нагрузка на город в 2011 году свыше 387 тыс. тонн за зимний сезон в пересчете на сухое вещество, причем на тротуарах и пешеходных зонах - 150 тыс. тонн.

Кстати, до недавнего времени применение технической соли на тротуарах, остановках общественного транспорта, парках, скверах и пешеходных зонах было запрещено. Теперь рассыпать горы реагента можно и там.

3. В состав реагентов включили новые, неоправданно дорогостоящие химические вещества, включая запрещенные.

Возросла и стоимость 1 тонны реагента. Сделали это путем включения в состав дополнительных дорогостоящих химических веществ, практически не влияющие на плавильную способность льда и снега. Например, таких как хлорид калия. При температуре воздуха ниже 15 градусов по Цельсию, плавящая способность этого элемента равна нулю. Кстати, это вещество является агрохимикатом и запрещено к использованию в городе. Но власти Москвы об этом не сильно заботятся. Вот, например, заказ прошлого года на 187 млн. рублей реагента, в состав которого входит до 10% хлорида калия:


http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/orders/info/common_info/show?source=epz¬ificationId=6734423

Специалисты в области ЖКХ новый состав реагентов также ругают: твердые и комбинированные реагенты являются смесями от трех до пяти химических веществ, которые имеют различных гранулометрический состав, плотность и форму частиц, что приводит к резкому возрастанию потерь при распределении реагента, а также к снижению его плавящей способности. Более рационально применять плавящие реагенты для облегчения механической уборки снега и льда отдельно от фрикционных материалов, гранитного щебеня и песка, последние же использовать только в отдельных местах, где необходимо создать «шероховатую» поверхность. А применение больших объемов реагента с мраморной крошкой в своем составе, как это делается сейчас, значительно усиливает пылеобразование в городе.

Все это создает дополнительную нагрузку и влияет не только на состояние дорог и транспортную ситуацию в городе, повышение коррозии автотранспортных средств, загрязнение ливневых канализаций, но и на экологию и здоровье людей, что, по моему мнению, гораздо важнее.

Но кого будет волновать здоровье людей, когда на кону миллиарды бюджетных средств?

4. Монополия рынка поставки реагентов.

Интересно посмотреть, как и кому эти бюджетные миллиарды достаются, не правда ли?

И вот тут интересно почитать одну статью на сайте компромат.ру, чтобы вникнуть в суть происходящего. В статье говорится о связи А.В. Цыбина, руководителя Департамента ЖКХ и Благоустройства г. Москвы



Ю.П. Трутнева, бывшего Министра природных ресурсов и экологии России (2004-2012 гг), а ныне полпреда Президента в ДФО и члена Высшего совета Всероссийской политической партии «Единая Россия»



а также А.О. Кульбачевского, руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы:



«Засыпать Москву реагентами УЗПМ удалось с помощью схемы, которую трудно назвать иначе, как «коррупционным сговором», реализация которой началась в ноябре 2010 года. В этом месяце бывшим главой Минприроды Юрием Трутневым было пролоббировано назначение директором московского Департамента природопользования и охраны окружающей среды (ДПиООС) сотрудника своего министерства Антона Кульбачевского, ранее занимавшего должность начальника департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Центральному федеральному округу.

Кульбачевский сразу же занялся изменением «Технологии зимней уборки…» московских улиц, включив в нее в качестве основных реагентов составы типа «Бионорд» с неопределенной формулой и сомнительными составляющими, вроде формиата натрия, хлорида калия и мраморной крошки. Кроме того, в новой «Технологии» был в два с половиной раза увеличен расход реагентов по сравнению с предыдущим вариантом документа. Одновременно на контролируемом Дмитрием Трутневым (сыном Юрия Трутнева) Уральском заводе противогололедных материалов (УЗПМ) был налажен выпуск этих смесей. Таким образом, УЗПМ оказался единственным производителем реагентов, которые указаны в нормативных документах мэрии столицы.

Трутневым-Кульбаческим-Цыбиным была реализована классическая схема «белой коррупции», в которой официальная нормативная документация создается под одного производителя. Конкуренты отсекаются «по закону», как говорят, с помощью «барьеров». В данном случае «барьеры» для конкурентов были выстроены путем внесения в рецептуру ПГМ формиата натрия (дорогого, дефицитного и совершенно ненужного вещества, он плавит лед хуже соли) и неопределенного состава реагентов (формулы ПГМ в «Технологии» приводятся в терминах вроде «до 80%», «от 10 до 30%) и т.п. В случае появления конкурентов в конкурсную документацию в рамках неопределенностей в составе вносятся уточнения такие, под которые подходят реагенты «своего» поставщика и не подходят реагенты «чужака». Поэтому никто из российских производителей ПГМ даже не пытался выступить конкурентом трутневских реагентов.

Ущерб бюджету Москвы «сообщество на соли» нанесло двумя способами: закупкой реагентов по тройной цене (благодаря монополизму поставщика) и многократным увеличением расхода реагентов.»


Доказать сговор лиц, указанный в статье, не так-то просто. Уральский завод противогололедных материалов (УЗПМ), фигурирующий в статье, открещивается и пишет опровержения (http://www.compromat.ru/page_32848.htm), в которых пытается убедить всех в своей полной невиновности.



И хочется верить, только не получается. Факты, а вернее, данные с сайта госзакупок (http://zakupki.gov.ru/), - противная штука.

Смотрите. Вот так проходили закупки реагентов для Москвы для нынешнего зимнего сезона.
Весной и летом 2013 года было объявлено 12 тендеров (№0173200001413000424, №0173200001413000425, №0173200001413000426, №0173200001413000555, №0173200001413000558, №0173200001413000559, №0173200001413000560,№0173200001413000562, №0173200001413000563, №0173200001413000564, №0173200001413000565, №0173200001413000638) на общую сумму свыше 6,2 миллиардов рублей.
Все закупки состоялись, были выбраны победители, которые приступили к исполнению государственных контрактов на поставку противогололедных реагентов.

Но что смутило РосПил - так это то, что все тендеры на поставку антигололедных реагентов проходили на удивление однообразно. Во всех торгах приняли участие только два участника - ООО «Научно-производственное объединение «Путевые технологии» и ООО «Башхимпром». При этом торги по каждому аукциону проходили по одному сценарию: на первых минутах один из участников снижал начальную цену на 0,5%. Далее, во второй части аукциона, второй участник подавал ценовое предложение, равное начальной (максимальной) цене. Таким образом, первый участник «брал» госконтракт, второй, логично, проигрывал.

Победителями, то есть теми, кто исполняет госконтракт и получает все бюджетные миллиарды по указанным аукционам, участники стали следующим образом:

№ 0173200001413000638, № 0173200001413000563, № 0173200001413000562, № 0173200001413000559, № 0173200001413000555, № 0173200001413000425 - ООО «Башхимпром»;

№ 0173200001413000565, № 0173200001413000564, № 0173200001413000560, № 0173200001413000558, № 0173200001413000426, № 0173200001413000424 - ООО «Научно-производственное объединение «Путевые технологии».

Необходимо отметить, что указанные аукционы проходили в разные дни. Таким образом, нет сомнений, что участники торгов совместно реализовывали единую стратегию поведения, целью которой являлась не конкуренция между ними в ходе проведения процедуры торгов, а достижение взаимовыгодного результата.


http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/orders/info/commission_work_result/show?source=epz¬ificationId=6734466



http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/orders/info/commission_work_result/show?source=epz¬ificationId=6734466
И так по всем другим аукционам, все данные есть на сайте госзакупок, вы можете сами убедиться.

Какое отношение имеет к этим торгам Уральский завод противогололедных материалов, о котором шла речь выше? Самое непосредственное.

УЗПМ является учредителем обеих компаний.



ООО "Уральский завод противогололедных материалов" владеет по 95% и ООО «Башхимпром» (ЕГРЮЛ), и ООО «Научно-производственное объединение «Путевые технологии» (ЕГРЮЛ).

Вот такая незамысловатая схема использована, чтобы скрыть монопольное положение на многомиллиардном московском рынке реагентов. Все деньги сведены в один канал, который исправно ежегодно пополняется. ООО «Башхимпром» также проставляла реагенты Москве и в предыдущие года как единственный поставщик по ряду контрактов.

По этому поводу мы обратились в Федеральную антимонопольную службу России еще в прошлом году


Полный текст жалобы
Сейчас по этим фактам антимонопольщики проводят проверку.


О результатах обязательно расскажу.

Вот так планомерно власти Москвы ежегодно вместо соблюдения и совершенствования технологии применения реагентов и уборки снега, в том числе через использование новых видов техники, скачкообразно увеличивают объем закупаемых антигололедных солей, часть из которых содержит запрещенные и ненужные хим. элементы.

Вспомните об этом посте и прошедших выборах мэра Москвы, когда сегодня выйдете на улицу.

Читать далее: Куда деваются неиспользованные реагенты и что с этим делать
Подписать петицию Мэру Москвы Собянину и руководителю Департамента ЖКХ и благоустройства Москвы: http://urls.by/25kd

московские тендеры, РосПил

Previous post Next post
Up