Пока живут на свете дураки

Dec 18, 2015 16:29

Вчера вечером (вернее, до часу ночи) обсуждал с уважаемым Алексеем, основателем портала Сообщество WebWriters, тему, которую коротко можно обозначить так: "Как выжить автору в условиях издательского кризиса". Он - и я тоже - исходит из посыла, "критикуя, предлагай".

Алексей опубликовал на сайте несколько новых материалов. Думаю, они будут интересны пишущим людям.
Публикуется с разрешения автора, перепост приветствуется.


Небольшое исследование на тему он-лайн магазинов и издательств, а также предлагаемых ими условий.

Обманывать их, стало быть, с руки.
На дурака не нужен нож,
Ему с три короба наврешь
И делай с ним, что хошь.

Как любил говорить незабвенный Мавроди «Лох - не мамонт. Он не вымрет». К сожалению, это так. Каждое поколение так или иначе, но неизменно вляпывается в свое «персональное МММ» для этого поколения. И каждое следующее за ним, поплевывая свысока на «дураков-предков» (хотя и отличаясь от них всего на несколько лет), делает то же самое. Кто из-за молодости не успел потерять деньги в банке «Чара», успешно потеряли их в «МММ». Кто не успел в «МММ», потеряли их на ГКО. Кто не играл в ГКО, потеряли их на азиатском кризисе 1997 г. Кто не играл в акции, благополучно лишились всего на форексе. Когда закончились форексные дураки, появились бинарные опционы. И эта песня будет длиться вечно.

Надо заметить, что рынок писательского труда абсолютно ничем не отличается от финансового.

Пусть классических пирамид на нем и нет, но скандалы, связанные с очередным вскрывшимся жульничеством, сотрясают его регулярно.
При этом все они как один укладываются в ставшую уже классической схему, озвученную в эпиграфе к данной статье.


1-й этап - Завязка. Раздача явных или неявных обещаний, сулящих авторам увеличение дохода без особых хлопот. Мы сидим, а денежки идут» (с). Правда без независимых гарантий, только под честное слово обещающего. Но с очень активной мотивирующей пропагандистской компанией.
2-й этап - Развитие. Обязательное движение событий по якобы «незапланированному изначально» варианту с не менее обязательным формированием ожидания со стороны авторов, что «это всего лишь временные отклонения и положение вот-вот исправится». Хотя никогда, ничего и нигде не исправляется.
3-й этап - Финал. Горькое осознавание авторами крушения несбывшихся надежд и своей неспособности повлиять на ситуацию.
Что в эту схему укладывается? Про ЭКСМО говорить ничего не будем, о нем уже достаточно написано самими авторами. Обратим внимание на он-лайн магазины. Все начальные ожидания авторов по отношению к таким магазинам железно повторяют схему, впервые озвученную с экрана Леней Голубковым - «Мы все - партнеры». И магазины, надо заметить, всеми силами поддерживают такую точку зрения: «Конечно, мы - партнеры, и ни в коем случае не халявщики».

Однако дальше-то что? А дальше наступает второй этап и авторы вместо перечисления денег начинают получать отчеты о том, что «продаж Ваших электронных книг за отчетный период не было». Но, как и положено по канону, продолжают свято верить, что «положение скоро исправится» и надо всего лишь чуть-чуть подождать. Но сколько бы ни ждали, оно не исправляется, просто потому что исправиться в принципе не может. Для он-лайн магазина делиться с авторами выручкой от продажи книг - значит уменьшать собственную прибыль. Какой магазину в этом смысл, когда деньги уже получены? «Автор - не мамонт, он не вымрет». Даже если его совсем перестать кормить.


Наступает третий этап. Авторы наконец-то осознают свое «истинное положение в пищевой цепочке». Но только, как это и было запланировано изначально, ничего сделать уже не могут. Уличать магазин в жульничестве - занятие экономически малорентабельное. Успеха добьются единицы, да и с теми магазин отделается лишь небольшим штрафом, который с лихвой компенсирует за счет других авторов.

После чего авторы начнут, угадайте что? - правильно, искать другой, «по-настоящему честный» магазин, который «уж точно никого обманывать не будет. Совсем как обманутые вкладчики после закрытия МММ несли оставшиеся деньги во «Властилину», «Доку-хлеб» или «Московскую недвижимость». И «эта песня будет длиться вечно».

В качестве конкретных примеров можно привести отзыв писателя Соболева С.В. о всем хорошо известном магазине Литрес.
http://samlib.ru/s/sobolew_s_w/rynoke-knigwrossiiilififteenmenonthedeadmanschest.shtml

Но, может быть, Литрес - это исключение? Есть же ему альтернатива - куда более демократичный Литмаркет. Который в отличие от Литреса обязуется взимать с авторов комиссию не 70-75%, а всего лишь 10%. Совсем как добрый полицейский на фоне злого. Однако нет, с таким же успехом можно было назначать и 1% - авторы жалуются, что и с ним не получают ничего.



http://webwriters.ru/Portals/42/Images/1648-04.png

Хорошо, разочаровал Литмаркет, сейчас появился Лит-эра. Уж этот-то платить будет честно? Возможно. Пока (на дату написания статьи) магазин находится в стадии набора авторов, каких-то фактов, порочащих его репутацию нет.

Как говорит Жванецкий «Может, пора что-то в консерватории подправить?» Может, пора задуматься над тем, что причина всех разочарований авторов не в конкретных магазинах, а в порочности самой идеи он-лайн торговли? Точнее в порочности роли магазина как обязательного финансового посредника между автором и читателями?

Ведь современные технологии давно позволяют исключить магазин из цепочки финансовых расчетов. Вместо приема средств от покупателей с последующим перечислением их авторам магазин мог бы просто предоставлять авторам доступ к торговой площадке для продажи своих произведений. Превратившись из магазина в биржу. Биржа ведь не требует от продавцов или покупателей делиться частью прибыли. Она взимает фиксированную и очень ограниченную плату за пользование собственной инфраструктурой, а не за успешность той или иной операции.

Так же и здесь. От того, что магазин предоставит каждому авторам возможность получать деньги сразу на свои личные счета, минуя счет магазина, мир не перевернется. И магазин от этого меньше зарабатывать не станет, конечно, при условии, что он работает честно. Технически это осуществить несложно. Было бы желание.

Желание. Вот он - самый ключевой момент всего происходящего. Желание магазина работать честно, быть прозрачным для авторов, давать авторам возможность моментального контроля за своими операциями. Предоставить авторам механизм совершения контрольных закупок и проведения сверок в любой момент времени. Однако нигде этого нет (кроме как на WebWriters). Потому что нет мотивации (желания). Точнее мотивация есть, но она диаметрально противоположна.

Выход для авторов крайне простой - голосовать ногами. Переходить на площадки, которые позволяют получать деньги от читателей напрямую и не навязывают себя в качестве обязательных посредников. Безусловно перейдут не все. Какая-то часть авторов останется с «социально и психологически близкими» им обманщиками, подобно тому как в середине 90-х уже после краха МММ толпы пенсионеров выходили на демонстрации с транспарантами «Руки прочь от Мавроди!» Лох - не мамонт, он будет всегда.

Что впрочем, не мешает более умным раз и навсегда уяснить для себя простую истину - прохождение покупательских денег через счет магазина или издательства порождает зачастую непреодолимый соблазн для их воровства. И чтобы преодолевать эту ситуацию без потерь, авторам понадобится самостоятельно организовываться и самостоятельно защищать свои финансовые интересы.

Ну, а путь для этого один - налаживать прямую продажу своих произведений читателям. "Политика есть концентрированное выражение экономики", а не наоборот. Политические права приобретаются только после успешной защиты своих экономических интересов. Кто этого делать не будет, так и останется в положении овец для стрижки.



http://webwriters.ru/glavnaia/publikatsiia-podrobno/tabid/1511/ArticleId/1648/Default.aspx

информация к сведению, зри в корень, литература, писатели, лохотрон, webwriters

Previous post Next post
Up