Взгляд с "другого берега"

Apr 28, 2016 16:55

Это невероятно, это непостижимо, это немыслимо, но ему это удалось. Не знаю как, и для меня это навсегда останется загадкой. Возможно, если бы я посмотрел постановку этой пьесы в Лондоне в 2002 или в Нью-Йорке в 2007 на языке оригинала (хотя, казалось бы, какой еще оригинал у этой постановки может быть, кроме русского, но ведь это перевод!), то эта тайна мне бы приоткрылась, но увы...

А ведь во время просмотра "Берега утопии" в Российском академическом Молодежном театре ни на секунду не закрадывается мысль, что это пьеса английского драматурга Тома Стоппарда. Не может это все быть не наше родное: усадьба Прямухино в 180 верстах к Северо-Западу от Москвы, Москва, Санкт-Петербург. Помещики и крестьяне.

И только когда герои начинают скитаться по Европе в поисках свободы и правды, которую не могут обрести у себя на родине, начинаешь понимать, что это отчасти и их взгляд. Взгляд на Россию с другого берега...


Как только заходишь в зал, сразу понимаешь, что скоро начнется плавание. Огромный многопалубный корабль сцены буквально врезается в зрителей, и мы, волнами захлестывающих нас эмоций, колышимся под ним. Скоро этот корабль превратится в машину времени с телепортом и перенесет нас в те места и в те времена, где только благодаря ему и можно побывать.

Идиллическая картина русского поместья Бакуниных царских времен. Мечтательные юноши и легкомысленные девушки. Увлекающиеся и увлечения. Письма на бумаге и наблюдения за закатом. Песни крестьян и война поколений.



Выбегаем на перерыв перехватить яблочко и испить чайку, любезно предоставленные театром, и попадаем уже в Москву XIX века. Революционно настроенная молодежь. Эпоха мечтателей, романтиков и философов. Эпоха становления классической русской литературы. И вот герои того времени оживают перед нами на сцене: Бакунин и Белинский, Герцен и Огарев, Тургенев, а вот прямо из зала встает Чаадаев. Все они тут, рядом с тобой - молодые и питающие надежду о светлом будущем. Вот оно - настоящее волшебство театра!



Выбегаем что-нибудь перехватить посущественней. Кстати очень огорчил тот факт, что перерыв между первым и вторым спектаклем, который как раз приходится на обед, - всего 30 минут. А следующий перерыв, между вторым и третьим спектаклем, уже ближе к вечеру, - час. Где логика?

И после перерыва попадаем в водоворот мест и событий. Зальцбрунн, Париж, Саксония, Монморанси, Ницца. На передний план выплывает мощнейшая фигура Герцена, которая затмевает всех остальных, даже своего сподвижника и соратника Огарева. Тургенев и Бакунин не прямо тут, но непременно где-то рядом. Появляются уже и европейские персонажи Гервега и Маркса. Время переворотов и революций. Время перемен.



И за всем этим драма семейной жизни. Родители и дети. Любовные многоугольники и невосполнимые утраты.



Гуляем по вечерней весенней Москве из которой через час попадаем в Лондон, в котором человек недюжинной воли, не смотря ни на какие утраты и разочарования в идеалах, продолжает бороться за Россию и за свободу. Когда-то в молодости они с Огаревым дали клятву на Воробьевых горах "пожертвовать... жизнью на избранную... борьбу" и пронесли эту клятву через всю свою жизнь, даже в самые тяжелые минуты не забывая о ней.



И вот, казалось бы, долгожданная выстраданная победа: отмена крепостничества, но она приносит крестьянам не долгожданную свободу, а загоняет их в еще более бедственное положение. А время идет и твои идеалы устаревают вместе с тобой и новое поколение уже не хочет тебя слушать. И остаешься ты выброшенным на берег утопий, после кораблекрушения надежд и идеалов. Но это путешествие длинною в жизнь стоило того! И нам есть чему у Герцена поучиться! Или хотя бы вспомнить или попытаться представить, что такое идеалы и каково это - борьба за свободу!



3 спектакля. 10 часов с перерывами. Позади целая эпоха. Как мы это выдержали? Да мы рады были это все пережить!

Очень советую приобрести не просто программку а полноценный буклет:



Его будет полезно полистать перед началом, ну а после спектакля вас вообще от него будет не оторвать.

В общем и целом это потрясающий проект! Но постановки такого масштаба крайне редки, так что если вам посчастливится увидеть афишу или анонс этого спектакля - бегите за билетами не раздумывая. Причем советую брать середину бельэтажа. Конечно не так близко к героям как в партере, но обзор будет намного комфортней.

Огромное спасибо mosblog и Российский академический Молодежный театр за приглашение! Это было незабываемо!

РАМТ, Театроведенье

Previous post Next post
Up