Вечный Город или В миллионный раз о Риме

Apr 04, 2011 02:26

Поездка 5-9 марта 2011 г.

Есть города, которые входят в категорию must see на этой планете. Безусловно, Рим является одним из первых таких мест.

Мы решили выделить три полных дня для осмотра города и 5 марта вечером вылетели прямым рейсом из Санкт-Петербурга. Авиакомпания Alitalia имеет устойчивую репутацию "помойки", что и было подтверждено. Таким откровенным хламом нас не кормили нигде и никогда. Просто испорченные продукты. Впрочем, оставим это и еще многое другое на совести итальянцев. Нас ждет Вечный Город.
День нулевой. Прилет.
О транспорте из аэропорта. Все в Риме призвано, чтобы выкачать деньги с многочисленных туристов. Включается "насос" в аэропорту: при вполне среднеевропейской цене транспорта в самом Риме, чтобы добраться до города из аэропорта есть несколько дорогущих вариантов:

- поезд "Леонардо". Платформа расположена на самом последнем этаже аэровокзала, через переход. В пути до железнодорожного вокзала Termini полчаса. Стоимость проезда 14 (!) евро;
- там же обычная электричка за 8 евро, которая до Termini, как я понимаю, не идет. Надо где-то пересаживаться на метро, в общем непонятные осложнения, тем более с багажом;
- шатлл-бас, по-русски "маршрутка", имеется с десяток видов, остановки напротив зала отлета на втором этаже, как раз под переходом на платформы поездов. Стоимость 8 евро, практически все едут также до Termini, график движения - раз в час. В пути - как повезет с пробками, обычно говорят, что минут 40, ну и вытрясут душу по римской брусчатке;
- такси. Имеется официальная цена 40 евро от аэропорта до Termini. Фиг кто вас по ней повезет. Итальянские таксисты изойдут на слюну доказывая, что меньше 60 евро - вообще никак;
- можно заказать трансфер заранее во множестве фирм. Стоимость разная. Мы пошли как раз по такому варианту и заказали за 45 евро машину у бывшей нашей соотечественницы Виктории http://www.victoriasteps.com , справедливо посчитав, что на четверых это как раз самый оптимальный вариант. Обратно до аэропорта добирались также.
Сразу скажу, что заказом очень довольны: все было сделано четко и в срок: хорошие машины, вежливые водители, никаких проблем. Спасибо, Виктория.
Об отеле. Когда я искал отель (за два месяца, кстати), то ставил несколько несложных условий: пешая доступность до какой-нибудь центральной станции метро, апартотель, две комнаты, не полный хлам (как обычно это бывает в центре туристических городов), не частные квартиры.
Цены на отели в Риме "ломовые" даже не в сезон. В результате долгих терзаний был забронирован номер на четверых в отеле Mayfair Residence 4* (Via Sicilia 183) за 136 евро/ночь. Недешево, но ничего приличнее не нашлось. В принципе отель нас устроил:
- с одной стороны, в пешей доступности (15 минут) до метро Spagna и знаменитой испанской лестницы, столько же до метро Barberini, полчаса до фонтана Trevi и минут 40 не спеша до Пантеона;
- с другой стороны, место не туристическое, поэтому нет толп туристов и приставучих черномазых торгашей всякой китайской лабудой;
- достаточно большой номер из двух комнат с нормальной мебелью плюс малюсенькая кухонька, у нас был номер №4, на первом этаже, сразу за ресепшен, окна во двор;
- приветливый персонал (один портье безукоризненно говорит по-русски, остальные великолепно по-английски);

Минусов отеля два:
- абсолютно "никакие" завтраки: хлопья, молоко, выпечка, чай, какао и всё. Ничего мясного, сырного, ни яиц, ничегошеньки. Но мы отнеслись в к этому факту стоически, восприняв как бесплатный бонус к номеру (обычно в апартотелях завтраки редки);
- наполнение кухни: очень мало посуды и нет никакого вообще ни чайника, ни кофейники, так что везите чайник с собой. Убитый холодильник, плита на кухне тоже древняя: чугунные "блины".
Теперь о том, где в этом районе купить еды. Относительно рядом (через три квартала, пешком минут 8) есть магазин сети Spar (это почти угол Via Sicilia и Via Lucullo. Но он работает до 9 вечера, а приехали в отель мы уже позже. Поэтому пришлось идти на вокзал Termini, где есть супермаркет до 22:00, еле успели, так как путь не ближний. Еще один нюанс состоит в том, что в воскресенье после 14:00 не работает тотально ничего (Европа, однако). В этом случае нас спас супермаркет, который найти очень сложно. Его местоположение мне подсказали на отзыв.ру. Расположен он в подземном переходе на углу Via Vittorio Veneto и Corso d`Italia и работает до 20:30 в воскресенье и до 21:30 в будни.
Цены в супермаркетах среднеевропейские, ничего существенно дорогого или дешевого не заметил. Есть определенная специфика: конечно всё для приготовления пиццы, всяческая паста, томатные соусы, специи и т.д., полное отсутствие говядины, полное отсутствие чего-либо типа вареной колбасы, только сырокопченые нарезки для пиццы за 25-30 евро/килограмм.
Касательно общественных точек питания, то ни разу не были, не использовали и даже цен не знаем. Естественно покупали знаменитое итальянское мороженое в знаменитом же кафе на площади у фонтана Треви (2 евро за два шарика в вафельном рожке). Вот и все.
Что касается погоды, то нам безусловно повезло. Все три полных дня нашего пребывания было очень солнечно и безоблачно. Температура в 8 утра была еще около нуля, поэтому ходили в осенних куртках и шарфах, но отсутствие осадков радовало, да и к середине дня уверенные +12+15 уже были.
День первый. Рим, Рим, Рим.
Описывать в стотысячный раз достопримечательности Рима глупо, тем более лучше один раз увидеть самому. Есть много путеводителей, статей и т.д. и т.п. Мы использовали очень неплохой путеводитель "Оранжевый гид", автор Игорь Тимофеев. Также перед осмотром Римского Форума строго обязательно купить книгу "Рим восстановленный", которая в том числе есть и на русском языке. Книга имеется нескольких форматов, мы купили небольшую за 12 евро в сувенирном магазинчике в Колизее. Ценность книги заключается в том, что там показаны основные развалины в том состоянии, каком они есть сейчас и какие они были тысячи лет назад, что дает ясное представление о величии архитектуры Рима. Без этой книги Римский Форум, например, просто груда камней.
Теперь вкратце маршрут первого дня:
- Испанская площадь (Спанья) (Piazza di Spagna) и испанская лестница (Scalinata della Trinita dei Monti), фонтан Баркачча.

- Площадь Барберини (Piazza Barberini): фонтант Тритон, фонтан Пчел

- Колонна Марка Аврелия (Colonna di Marco Aurelio)

- Фонтан Треви (Fontana di Trevi)

- Церковь Санкт-Иньяццо (Sant'Ignazio)

- Пантеон (Panteon) (был закрыт в этот для посещения, сходили вечером на следующий день)

- площадь Мадама, площадь Навона (Piazza Navona). Фонтаны Четырех рек, Мавра (Moro) и Тритона (Tritone), церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне (San Agnese in Agone)

- Возвращаемся: площадь Венеции (Piazza Venezia)

- Колонна Траяна (colonna Traiana).

- Алтарь отечества. Поднялись наверх на лифте, 7 евро взрослый, 3.5 евро детский. Кассир почему-то решил, что младший у нас пойдет бесплатно, хотя бесплатно только до 7 лет. Поэтому мы заплатили за всех всего лишь 17, 5 евро.

- Капитолийский холм. Памятник Волчице. Капитолийская площадь;

- Рынки Траяна (Mercati Traianei).

Посмотрели латиноамериканский карнавал, который в тот день проводился на улице ведущей от площади Венеции к Колизею. Слабенько, конечно, но необычно.

Затем дошли до Колизея и уехали на метро в отель.
По времени: не торопились. Вышли из отеля в 8 утра, вернулись обратно в 17:30.
Что понравилось и впечатлило в первый день:
- конечно фонтан Треви;
- Пантеон, масштабное сооружение;
- безусловно стоит подняться на "Алтарь отчества", шикарные виды на Колизей, Римский форум и вообще на Рим;
- церковь Санкт-Иньяццо и вообще любые церкви в этот день и позже. Именно ими потрясает Рим. Невзрачные снаружи, они совершенно фантастичны внутри.
Уровень живописи и скульптуры таков, что любое внутреннее убранство немецких, испанских (а тем более португальских) готических соборов кажется бессмысленными упражнениями в песочнице. В Русский музей и Эрмитаж без саркастической улыбки потом уже не сходишь.
Кстати, все действующие церкви и соборы Рима (в т.ч. и Святого Петра) абсолютно бесплатны к посещению.
День второй. И снова Рим, Рим, Рим.
От метро Spagna доехали до метро Coloseo. Выехали рано и в 8:30 были уже у Колизея. Не зря. Очереди не было. Через пару часов в кассу стоял уже приличный "хвост".
Кстати, о римском метро. На вид оно весьма страшненькое и мрачное. Явно экономят на освещении. Совершенно дурная схема: крестовая, с одной пересадочной станцией Termini, в часы пик вагоны забиты под завязку. Стоимость проезда 1 евро, вменяемых проездных на короткое время нет, скидок на детей нет. Билеты покупаются либо в автоматах (есть на каждой станции, необходима мелочь или мелкие купюры), либо в табачных ларьках на станции. Билет представляет из себя бумажную карточку, которая пропускается в щель турникета. Таким образом происходит компостирование билета. На карточке написано, что она действительна 75 минут. Не верьте. Это касается наземного транспорта (билет единый), а в метро принцип таков: один билет - один раз зашел.
В связи с этим будьте крайне внимательны. Устройство некоторых станций поражает верхом своего идиотизма. Пример, станция Circo Massimo. Станция имеет два независимых (!) входа по разным направлениям движения. Т.е. если вы зашли в "неверную" для себя сторону, то на другую платформу не перейти ! Нужный выйти из метро (!) , идти к другому входу и снова заплатить за билет !
Теперь маршрут второго дня.
- как я уже сказал, Колизей. Тут скидок на билет для не граждан ЕС нет - 12 евро с любого возраста стоит единый билет Колизей-Римский Форум-Палантин. Билет действителен весь день. Четыре с половиной евро стоит аудиогид (есть на русском), но нужно оставить в залог паспорт или водительские права. Не было с собой ни того, ни другого.

- после Колизей пошли в Римский Форум.
Если я был почти уверен, что Колизей семейству понравится, то насчет Форума меня грызли сомнения: слишком уж велика разруха. Однако, как ни странно, дети были довольны, помогла книга, о которой я писал выше. Форум облазали весь, до верхней смотровой площадки.

В Палантин мы не пошли, а вместо этого поехали на метро San Giovanni с целью осмотра одноименного собора и Scala Santa (Святой лестницы). Basilica di San Giovanni in Laterano (Собор Cан-Джовани ин Латерано) нами была успешно посещена (очень рекомендую, кстати), а вот церковь Святой лестницы была закрыта до 15:00.Ждать больше часа не хотелось и мы двинулись весьма нетрадиционным маршрутом.
Доехали до метро Piramide. Если египетские колонны присутствуют в великом множестве чуть ли не на каждой площади Рима (трофеи успешного похода), то пирамида, пусть и небольшая, в Риме одна. Еще до н.э. жил такой Гай Цестий. Историки спорят, были ли он аристократ или просто богатый горожанин, но то, что страдал манией величия - это безусловно. Как власти города разрешили ему построить пирамиду в честь самого себя - для меня остается загадкой.

В Риме оказывается живут попугаи.

Далее по улице Via Marmorata поднимаемся на площадь Piazza dei Cavaleri di Malta, где расположен монастырь мальтийского ордена и в воротах его проделано "Святое отверстие" (Santo Buco). Смотря в него можно увидеть три государства сразу. Собственно Италию (Рим), собор Святого Петра в Ватикане и аллею на территории монастыря, который считается территорией Мальты. Тут уже почти нет туристов, группы сюда не водят, приезжают только те, кто знают, место тихое, зеленое.

Затем мы двигаемся по улице святой Сабины (via Santa Sabina) к церкви Святой Сабины (Santa Sabina). Церковь неожиданно строга внутренним убранством и по особому величественна. Тут также имеется круглое отверстие в стене с видом на интересный фонтанчик в саду.

Рядом небольшой парк-сад Савелло (Parco Savello), в нем смотровая площадка с великолепным видом на Рим.

Затем по переулку Кливо ди Рока Савелла (Clivo di Rocca Savella) топаем к церкви Санта-Мария ин Космедин (Santa Maria in Cosmedin) с высокой романской колокольней. В ней находятся так называемые Уста Истины (Bocca della Verita).

А вот это уже раскрученное туристическое место. Имеется приличная очередь, чтобы войти и засунуть руку в эти самые уста. В районе сотни желающих. Мы уже устали, времени больше 16:00, поэтому идем к метро Circo Massimo и уезжаем в отель.

День третий. Чутка Ватикана и … чтоб вы думали ? … снова Рим !
С утра едем до метро Ottaviano, чуть-чуть пешком и мы на территории Ватикана. В 8:30 очередь в собор Святого Петра еще совсем не велика и мы практически не стоим не минуты. Тут мы "прилипаем" на 2 часа на внутренний осмотр. Нет смысла расписывать внутреннее убранство величайшего в мире (нет, не по размеру, тут он, увы, уже второй, а по значимости) католического собора. Как говорится, куда ни плюнь, то Рафаэль, то Микеланджело.

Умышленно демонстрирую только фотки деталей, ибо пытаться передать красоту всего собора занятие бессмысленное.

Затем, под впечатлением увиденного, мы отправились в крепость святого Ангела (Castel Sant Angelo, которая соединена с правым берегом мостом святого Ангела (Ponte Sant Angelo). Честно говоря, крепость не впечатлила абсолютно. Так, небольшой кругляшек из стен. Даже вид сверху не самый шикарный.

Вход стоит 8 евро, но тут кассирша тоже почему-то решила, что у них есть семейный билет за 8 евро. На всех эта сумма как-то еще не очень обидно, а вот каждому платить - совершенно не за что там.
В крепости провели минут 30-40 и пошли по набережной, по этому же берегу в сторону площади Попполо. По пути увидели очень красивую готическую (!) церковь, неожиданную в городе-барокко.

Минут через 20 дотопали до площади Пополо (Piazza del Popolo), план был посмотреть саму площадь, церковь Санта-Мария-дель-Пополо, парк Пинчо (Pincio) со смотровой площадкой на площадью Napoleon. Но как назло в церковь перед носом (был уже полдень) закрылась до вечера, а вся площадь была уставлена торговыми палатками и в парк не пускала полиция - там был какой-то праздник для детей. В общем, смотреть-то оказалось и нечего. Разочарованные отправились обедать в отель, благо рядом - следующая станция метро. Затем к 15:00 таки опять поехали на метро San Giovanni. Церковь со святой лестницей не давала нам покоя.
Хорошо, что приехали заранее, т.к. к открытию паломников скопилось много. Церковь знаменита своей деревянной лестницей по которой якобы поднимался Иисус к Понтию Пилату в Иерусалиме. Позже она была перевезена в Рим. Лестницу полагается преодолевать на коленях, молясь на каждой ступени. Верующие католики проводят в этом небольшом подъеме несколько часов. А так как мы были практически первыми, то поднялись ударным темпом минут за 15-20. Хотя колени все равно по итогу болели.

Финальным аккордом нашего пребывания в Риме стала Basilica di Santa Maria Maggiore, в которой находятся ясли Христа.

На следующее утро аэробус все той же "помоечной" Alitalia унес нас обратно в Санкт-Петербург.