Ливан за четыре дня. Ноябрь 2019

Nov 14, 2019 14:34

Поездку в Ливан я планировал давно, а тут подвернулись недорогие билеты Pegasus, хоть и из Москвы, - 15500 рублей за туда-обратно с недолгими пересадками в Стамбуле. Вполне приемлемо, а до Москвы и обратно мы и поездом доедем, не гордые.
О стране читал давно и фактически маршрут был уже готов. Четыре «чистых» дня вполне хватало, с учетом желания взять машину в прокат. Маршрут.
День первый. Баалбек - Анджар.



День второй. Харисса - гроты Джейты - замок Муссалайха - водопад Баатара - Библос (Джебейл).


День третий. Дворец Бейт ад-Дин - Сидон (Сайда) - Тир (Сур).


День четвертый. Собственно, Бейрут.


Таким образом, все основные достопримечательности оказывались охвачены.
Погода. С погодой очень повезло в этот раз. +27+29 С днём и не менее +20 С ночью, солнечно, ни капельки дождя. Прям идеально для путешествия.
Валюта. Ливанский фунт (он же ливр). Курс к USD везде одинаков, 1500 фунтов за доллар. Доллар США имеет свободное хождение, платить можно где угодно, но сдачу дадут в местной валюте. Соответственно, в обменники не ходили, просто старались тратить так, чтобы по итогу местной валюты не осталось.
Машина. За пару месяцев до поездки связался с компанией City Car (www.citycar.com.lb). Выбрал на их сайте машину категории B3. Резервирование подтвердили, немного поторговался с ними, чтобы не платить за несколько часов аренды как за целые сутки. В результате, с 23 часов 4 ноября по 2 часа ночи 10 ноября, посчитали как за 5 дней, получилось 145 долларов (29 USD в день) и 555 долларов залога/ Прекрасная цена даже для несезона. По прибытию всё четко, моментально получил Renault Sandero на автомате. Предъявить просили только российские права и кредитную карту (не дебетку!), но в переписке сразу написали, что если остановит полиция, то без международных прав буду считаться как без прав. Международные у меня есть, взял с собой, но, слава всем богам, полиции я был не интересен. Машина оказалась тупенькой на разгон, с горки стремилась ехать на второй передаче, в горку тоже, а езды в горку было более, чем достаточно. Поэтому постоянно пришлось подпинывать её ручным переключением передачи. Жрала она немилосердные 9 литров 95-го бензина на сто километров. Всего наездили 800 км.
При возвращении машины есть нюанс: нужно остановиться до шлагбаума в аэропорт, дойти пешком до стойки ренткара (позвонить или написать было не с чего), чтобы они открыли въезд по своей карте, иначе заплатите 6500 фунтов (столько стоит въехать на стоянку аэропорта).
Вождение в Ливане, конечно, представляет из себя определенные трудности: местные очень любят ездить посреди двух полос и устраивать непонятную кашу при любом перестроение, плюс поворотниками не пользуются в принципе, а езда по встречке не удивляет никого. Плюсом вокруг как мухи летают граждане на скутерах, пролезая в неимоверные интервалы между машин, поэтому башкой надо вертеть как на шарнирах. Светофоры соблюдают, но обратите внимание, что поворот направо «на красный» разрешен. Ограничения скорости никто не соблюдает, хотя местные ездят достаточно медленно. Пробки в Бейруте адовые, места для парковки найти малореально, даже на платных парковках. Паркуются где угодно, просто где есть место, запрещающие знаки значения не имеют никакого.
Несмотря ни на что, машину брать советую, это очень повышает мобильность, а страна малюсенькая. Дороги, в основном, в хорошем состоянии, везде асфальт. По основной прибрежной трассе можно лететь «сто сорок в час» не задумываясь.
Ездили по навигатору maps.me и в этот раз он нас сильно печалил. Несколько раз предлагал свернуть на несуществующие дороги и, наоборот, «не видел» дорог, которые существуют.
Бензин. Цена одинаковая везде, видимо контролируется государством. На заправках вывешены цены за 20 литров топлива, не пугайтесь. Топливо не очень дорогое. 95-ый стоит 1215 фунтов (меньше доллара) за литр, 98-ой - 1250 фунтов, а дизель - 880 фунтов.
Отель. Зная о безумных пробках в центре столицы и не особо ей интересуясь, отель взяли в северном пригороде и не прогадали. Suite Hotel Merlot вполне соответствует европейским трём звездам, имеет свою бесплатную подземную парковку, да и рядом всегда можно найти место припарковаться. Находится в 10 км от центра столицы, при этом имеет прекрасную для Бейрута цену - всего лишь $55 за сутки за «дабл». Единственное, что плохо - завтраки, включенные в цену. Тут печаль полная, хотя перекусить и есть чем: брынза, колбаса (на удивление съедобная), помидорки-огурцы, лаваш, чай и … всё. Пару дней было вареное яйцо и через день клубничный джем.


Связь. Хотели прикупить по прилету местную симку, но в аэропортовом магазине сказали, что они кончились, а в ближайшем «салоне связи», куда мы заехали, нам загнули цену в $60 и сказали, что типа дешевле не бывает. В результате забили и обошлись без мобильного интернета.
Еда. Рестораны. Много легенд ходит о дороговизне ливанских ресторанов, вплоть до того, что «питайтесь фастфудом или разоритесь». Да, если тупо в лоб на набережной или в туристическом месте, то очень дорого, обычный обед может потянуть и на сто долларов на двоих. Но, потратив немного времени на Google, мы нашли хорошие не дорогие рестораны с местной едой в каждом городе. Именно рестораны, а не забегаловки. Второе блюдо, как правило это кебаб или шашлык с овощами, обходился в 11-15 тысяч фунтов,


тарелка хумуса 6-7 тысяч фунтов,


по умолчанию всегда приносят полуторалитровую воду за 2-3 тысячи фунтов, лаваш бесплатно в любых количествах. Алкоголь в ресторанах очень дорог. Питались в ресторане мы раз в день, вечером после 16:00 и никогда не оставляли на двоих больше $30. Второе блюдо каждому плюс хумус на двоих - вполне хватает, чтобы наесться. Да, не как в ЮВА, но и не запредельно дорого.
Конкретные рестораны.
Бейрут, у отеля. Abou Jihad Restaurant (33.9064, 35.5805).
Сайда. Zawat Restaurant (33.566, 35.3726).
Анджар. Al Shams Restaurant (33.7297,35.9276). Самый «цивильный» ресторан из немногих посещенных и самый недорогой. Мало того, они сделали нам сказочный подгон. Мы заказали шашлык, кебаб, тарелку хумуса. После чего официант притаскивает большое блюдо фруктов: хурма, бананы, виноград, ананас и три вида десертов и даже творог. И говорят: а это презент от ресторана, бесплатно. Каждый раз бы такие презенты.


Еда. Фастфуд. Ливан славится шавермой, да и вообще фастфудом.


Так как питались мы в ресторанах, то пришлось выделить один день чисто под «вредную» пищу. Как раз день в Бейруте. Отправились в самое известное место с незатейливым названием Bar Bar (33.894280, 35.483247). Что могу сказать? Шаверма вкусная, хотя едал и лучше. Стоит 4500 фунтов ($3). Вот только одной мало чтобы от души поесть взрослому человеку. Поэтому, выгода тут достаточно условная. Рядом мороженка, от этой же конторы (4000 за порцию три шарика) и вот этого в сочетании с шавермой уже более чем достаточно.


Если не хватило, то тут же пекарня, которая изготовляет маленькие жареные пирожки со шпинатом, стоимостью в 500 фунтов каждый. В целом, один раз всё это рекомендую, но питаться так каждый день я был не стал.
Еда. Магазины. Покупали только в мелких лавчонках воду (одна тысяча фунтов за двухлитровую бутылку), лимонад (тысяча за банку 0.33), пиво (полторы - две тысячи за бутылку 0.33). В овощной лавке брали спелейшие египетское манго (4000/кг), «сахарное яблоко» (4500/кг), гуаву (3000/кг), также были гранаты (1500-2500 за кг), хурма (1500-2000 за кг). В общем, фрукты по сезону.
Местное население и язык. Очень радушно к туристам. К любым туристам. Говорят, в основном, на арабском. Но и английский многие знают вполне достаточно. Французский разговорный еще более широко распространен, чем инглиш. А вот все надписи тотально на двух языках: английский и арабский. Меню в ресторанах также, французский тут редок.
Местное время. Зимой на час раньше московского.
Проблемы и опасности. За пару недель до поездки новости о Ливане начали нас не радовать: протесты, народный бунт, погромы, перекрытия дорог. Особенно не радовало перекрытие основных трасс. К счастью, зацепили мы проблемы только в первый день: были перекрыты основные дороги во все стороны, проехать было невозможно. Но мы в этот день поехали в Баалбек и Анджар и «горными тропами» добрались туда и обратно без проблем. Дольше, конечно, чем по основной дороге. На следующий день протесты уже кончились и дальше мы ездили без ограничений. Повезло. В Бейруте в центре у мечети было много следов деятельности протестующих: разбитые витрины, украшенные лозунгами стены, неработающие магазины, палатки.

[/url]
Хотелось бы сказать, что на это тема ливанских беспорядков закрыта, но нет. Сегодня, 13 ноября 2019 года, я прочитал в новостях, что протесты начались с новой силой и опять перекрыты дороги и, что самое страшное, военными застрелен один из протестующих. Пролилась кровь.
Теперь пройдёмся по дням маршрута и достопримам. Но до этого сделаю замечания по таймингу. Выезжать из отеля нужно максимально рано, поскольку в два часа дня уже свет не тот, в четыре начинает смеркаться, а в пять уже темно. Ноябрь, однако.
День нулевой. Прилетели в 22:40, быстро прошли границу (главное не колоться, что был в Израиле и иметь бронь отеля), получили машину, доехали за полчаса до отеля (25 км), заселились и спать.
День первый. Выехали в 8:00, два часа пилили кривыми дорожками до Baalbeck. Бесплатная парковка недалеко от развалин тут 34.0042, 36.203, собственно вход тут 34.0066, 36.205.


Цена билета 10 долларов (15 тыс фунтов) с человека. Туристов ноль (кроме нас еще трое), руины прекрасны, но Персеполис в Иране круче гораздо.


Доехали рядом до Южного камня (33.9992, 36.2),


тут же рядом и Восточный камень (33.9985, 36.1988), но к нему спускаться не стали. Кучи мусора вдоль дорог. Вообще, с мусором вне городов в стране беда. Не убирает его никто.


В полдень уже вырулили в сторону Анджара (Andjar) и через час приехали к входу в дворец Валида (33.7342, 35.9339). Туристов тут нет совсем никого, за кассой скучает пара дядек. Цена билета 4 доллара (6 тыс фунтов) и оно того не стоит: честно говоря, смотреть там не на что.


День второй. Выехали в 7:30, запутались, благодаря навигатору, в съезде и проторчали минут 15 в пробке. К 8:30 приехали к Харисской богоматери (Lady of Lebanon) (33.9817, 35.6521) . Парковка бесплатна. К статуе можно подняться по короткой круговой лестнице. Отсюда открываются хорошие виды на Бейрут и окрестности.


Затем полчаса на дорогу и к 9:30 приехали в Гроты Джейты (Jeita Grotto) (33.9439, 35.6405). Парковка тут стоит 2200 фунтов. Туристов чуть больше, чем вчера, но тоже близко к нулю. Билет стоит 18 315 фунтов на человека. Сначала едем к верхнему гроту на очень короткой канатной дороге (сделанной больше ради понтов, чем по необходимости, дойти пешком вообще не проблема), затем после его осмотра нужно спуститься чуть ниже (либо на бесплатном паравозике, либо пешком три минуты) и в нижнем гроте вас посадят на лодку и буквально пять минут покатают по подземной реке. Все средства фотографирования при этом отнимут и в первый и во второй раз. Пронести мобильник с собой можно, но бессмысленно, в верхнем гроте через каждые 50 метров стоят служащие, а в нижнем вы на виду у лодочника.
Я много видел на своём веку карстовых пещер, точно более двадцати, и заходил в Джейта со скепсисом. Но молва людская оказалась права: ничего прекраснее в жизни я не видел. Я имею ввиду верхний грот. Нижний просто как дополнение. Такое разнообразие всевозможных сталактитов и сталагмитов, такая невероятная глубина пещеры. Вот образования похожие на брокколи, а вот на какие фантастические инопланетные грибы, а вот на медуз, а вот … Это великолепно!
Выехали от гротов в 10:45 и рванули по шоссе к Триполи. Не доезжая 25 км до него, к полудню, приехали к замку Муссалайха (Mseilah Fort) (34.2737, 35.6897), который стоит буквально у трассы. Он небольшой, но очень аутентичный. Входа внутрь нет, да и делать там нечего, замок разрушен. Но за ним находится фирма по разведению крупных растений и пальмы с разными драценами в гигантских горшках выглядят очень необычно на фоне древнего строения.


К часу дня доехали до водопада Баатара (Baatara Gorge Waterfall) (34.1735, 35.8706). Это на восток в горы, минут сорок от замка. Парковка бесплатна. Вход к водопаду стоит 4000 фунтов. Сам водопад не представляет из себя ничего значимого, но интересно место куда он вытекает. Такой огромный провал. Так что могу рекомендовать к посещению.


В 13:45 выехали от водопада и меньше чем через час доехали в Библос Byblos (Jbeil). Припарковаться бесплатно можно вот тут 34.12439, 35.64637. Это легальная парковка, просто её нелегко найти. К крепости и раскопкам не пошли, хватило вчерашних, поболтались часик по городу, не нашли ничего интересного и уехали в Бейрут ужинать. Обычный прибрежный насквозь туристический город. Да, ему пять или шесть тысяч лет. Ну и что?


День третий. Выехали поздновато, в 8:30. Вчера был север, сегодня юг страны. Сначала час едем к дворцу Бейт ад-Дин (Beiteddine Palace) (33.6953, 35.581), о котором столько положительных отзывов.


Парковка бесплатна, вход стоит 10 тысяч фунтов. Нууууу… не знаю. Может я обсмотрелся подобных дворцов в Ливане, но меня не особо впечатлило. Если никогда не были в подобных сооружениях, то точно стоит, а вот если были, то …


В одиннадцать выехали в самую отдаленную точку нашего путешествия: город Сур (Тир). Это уже ближе к границе с Израилем. Ехали туда полтора часа. Тут нас интересует в первую очередь неплохо сохранившийся римский ипподром, самый большой, кстати, античный ипподром в мире (33.26969 35.21425).


Парковка бесплатна, вход стоит 6000 фунтов, туристов ноль.


Из развалин вылезли только полвторого, доехали до набережной (33.2715,35.2014), вдоль которой растут финиковые пальмы, чудом запарковавшись на свободном месте.


Делать тут нечего абсолютно и в 14:00 стартуем обратно на север, через сорок пять минут доезжаем Сайды (он же Сидон, Sidon), опять-таки чудом паркуемся у ресторана Zawat (33.566, 35.3726). Фотографируем крепость крестоносцев Калаат аль-Бахр (33.5672, 35.371) (внутрь не идём, по отзывам делать там нечего),


болтаемся полчасика по старому городу (33.5628, 35.3694), где покупаем в маленькой лавке вкуснейший лукум. И идём обедать (ужинать?) в вышеозначенный ресторан. После остается уже по темноте доехать до Бейрута.
День четвертый. Торопиться совсем некуда, поэтому в Бейрут выезжаем уже сильно после девяти. По большому счёту, в столице смотреть особо нечего. Сначала едем к новой мечети - Mohamad al amin Mosque (33.8952, 35.5063), машину ставим рядом на большой стоянке на площади за 3000 фунтов на три часа. Идём внутрь мечети,


затем гуляем по центру. Старая мечеть Al Omari Mosque (33.8979, 35.5051) снаружи неплоха, но внутри ничего из себя не представляет. На площадь Звезды (Nijmeh Square) (Сахат-аль-Нэжма) (33.8968, 35.5045) прохода нет, всё перекрыто военными и пускают только местных жителей по удостоверению личности. Вообще весь центр перекрыт блокпостами. На площади у мечети стоят палатки с остатками митингующих. Но особого напряжения не чувствуется, вокруг идёт обычная жизнь. У мечети однозначно достойно внимания здание бывшего кинотеатра («Яйцо), построенного еще в 1966 году и разрушенного во время гражданской войны.


Из центра едем максимально близко к набережной, но пробки такие и мест для парковки настолько нет, что бросаем машину за два километра в первой подвернувшейся «дырке» и топаем пешком. В «программе» всего один объект - это знаменитые Голубиные скалы (Raouche Rocks) (33.8903, 35.4717), по пути обедаем в Bar Bar, который я упоминал выше.


Несмотря на то, что посмотрели немного, возвращаемся в отель уже затемно, от души постояв в пробках. Вот, наверное, и всё о Ливане.
Общие впечатления о стране. Вкусно, тепло, душевные люди, дороговато, грязновато, особенно за пределами столицы. Очень надеюсь, что не «полыхнёт» и страна останется доступной для туристов.
Бюджет (без перелетов).
Машина (аренда + бензин, на парковку почти не тратились): $217
Отель $333
Пропитание $130
Достопримечательности $80
Итого $760 на двоих.
Внимательный читатель заметил, что «чистых» дней у нас было пять, а в отчете я описал всего четыре дня в Ливане. Да, на пятый день мы задумали небольшую вылазку. Находится так близко от Сирии и не побывать там было бы преступлением. Итак, в следующей части повествования вас ждёт рассказ об однодневном визите в Дамаск.

ливан, путешествия

Previous post Next post
Up