Продолжу описание нашего маршрута по Бразилии. Первая часть
ТУТ. Техническая часть
ТУТ.
Сегодня плотина Итайпу и немного Рио !
День четвертый. Плотина и Парагвай.
Сегодня у нас запланировано посещение самой мощной ГЭС в мире - Итайпу (Itaipu). Итайпу - межгосударственная. Она поровну делится между Парагваем и Бразилией, т.к. стоит на реке Парана. Понятное дело, что физически управляют плотиной не две разные команды из разных стран, а все-таки совместно. Вырабатываемое электричество делится поровну между сторонами. Точнее говоря, Парагвай продаёт большую часть своей доли Бразилии, т.к. им столько электроэнергии не надо. Попасть на саму плотину с экскурсией можно с обоих сторон, причем с парагвайской бесплатно, а с бразильской за 38 реалов. Но только с бразильской стороны можно попасть внутрь электростанции. Как следует из бразильского
официального сайта электростанции, это удовольствие стоит аж 82 реала. Первая экскурсия начинается в 8:30.
В восемь утра мы уже были на автовокзале и садились в автобус номер 104 (также туда идет автобус 101 и 102).
Ехать минут двадцать. Итайпу - конечная остановка, дальше дороги нет. Но по прибытию к кассам экскурсионного бюро нас ждало разочарование: на обзорную внешнюю экскурсию за 38 реалов - пожалуйста, а вот внутрь только по предварительной записи (и оплате) на сайте. Да, места есть, но только на 11 часов. Честно говоря, ждать два с половиной часа нам не улыбалось и мы согласились на обзорку.
Количество туристов, посетивших плотину за сорок лет её существования
Из России не так и много
Эта экскурсия поставлена на поток. Автобусы отходят каждые 15 минут. Покупаете билет, сразу идете в зал, где вам показывают кратенький фильм об истории строительства ГЭС. После фильма, всех кто собрался, ведут в двухэтажный автобус с открытым верхом, который везет вас на территорию электростанции на обзорную площадку.
Здесь можно провести сколько угодно времени, так как автобус не ждет, а уезжает за новой партией туристов.
Внутри же территории ездит другой маршрут точно таких же автобусов.
Он уже без остановки провезет вас по всей плотине,
в том числе и сверху, попутно рассказывая на трёх языках о том, что вы видите.
Всего всё мероприятие длится полтора часа, так что в районе 11 утра мы были уже обратно на автовокзале Фоз.
В целом, впечатления неплохие, но так чтобы прям восторг - нет. Думаю, что если хотите просто обзорной экскурсии, то есть смысл ехать за бесплатной в Парагвай и получить тоже самое. Только не уверен, что там есть экскурсии по выходным.
Теперь мы хотим попасть в Парагвай. Понимаю, что там делать нечего, но вряд ли я когда-либо соберусь в эту страну отдельно, так как никаких существенных достопримечательностей в ней нет. Так что - вперед! На самом деле возвращаться на автовокзал было ошибкой. Сто четвертый автобус по пути от плотины останавливается недалеко от границы (метрах в пятистах) и можно было бы выйти там. Мы просто пропустили этот момент. Ну что ж. Идем на остановку парагвайского автобуса. Она рядом, но вовне автовокзала -25.5326, -54.5865. Проезд стоит шесть реалов в одну сторону, и десять, если берет сразу в обе. Ехать совсем недалеко, километра три. Бразильцев проскакиваем также мимо. Граница представляет из себя длинный мост через реку (наверное, с километр), на одной стороне Бразилия, на другой Парагвай и сразу начинается город Ciudad del Este. Автобус проскакивает мост и на парагвайской границе также не тормозит. Э, нет, я не хочу быть нелегалом. Кричим водителю, он останавливается. Выходим и ищем пограничников. Первый раз у меня такое: я сам хожу и ищу где бы на границе поставить штамп. Народ идет туда-сюда через мост пешком, едет на машинах и автобусах. Никаких представителей власти не видно. Никаких шлагбаумов нет. Если не знать, то и не поймешь, что это граница. Находим офис пограничников. Он пуст, лишь один служивый лениво таращится в потолок. С интересом рассматривает мой паспорт, долго листает его и говорит на испанском:
«А где печать бразильцев о выезде ?»
«Дак нет же», говорю, «нет же никого в таможне» (прям «Белое солнце пустыни» получается)
«Надо вернуться и поставить. А вы надолго в Парагвай ?»
«Да на пару часов всего ! Вот скоро вернемся»
«Аааа, тогда ладно», шлепает печать, «только на обратном пути печать поставьте в офисе напротив».
В общем, если бы мы сами не озаботились, то можно спокойно уехать в Парагвай без всяких печатей.
Погуляли чутка Ciudad del Este. Он представляет из себя большой торговый центр.
Торгуют везде и всюду. Я так понимаю, что в Парагвае отсутствуют ввозные пошлины на товары, да и сама страна производит немало ширпотреба, вот и едут на шоппинг бразильцы с аргентинцами. Есть шикарные магазины, а есть обычные уличные лотки. Вот только в воскресенье многие торговцы после обеда уже начали сворачиваться. Странно, мы в России привыкли, что выходные - это наоборот торговый день. По ценам не скажу, нам ничего не надо было, поэтому не приценивались. Пункты обмена валют - на каждом углу. И курс прекрасный ! Если я вчера менял доллары на реалы по курсу 3.88, то тут он 3.98. Эх, надо было подождать денек.
С достопримечательностями в Ciudad del Este, конечно, беда. Вот памятник известному парагвайскому певцу.
И всё, пожалуй. Народ явно живет беднее, чем в Аргентине и Бразилии. На улицах очень грязно. В каждом магазине на входе: вооруженная до зубов охрана. Показатель того, что надо быть внимательным. Дошли пешком обратно до моста, поставили выездную печать. Поймали тут же «с руки» автобус и уехали обратно, так же гордо мимо бразильских пограничников.
Подводя итог, доехать до границы вы можете за 3.55 реала, например, на автобусе 104. Пешком перейти границу, погулять и уехать обратно. Лучше совместить это с посещением Итайпу с парагвайской стороны.
А мы пообедали опять в Муффато. И закончили день посещением местного бесплатного зоопарка. Он находится сразу за автовокзалом. Животных тут немного, в основном местные виды. это больше парк для прогулок. Хотя есть даже леопарды. На полчасика зайти можно. Тем более на халяву.
День пятый. День ненависти к общественному транспорту.
Утром в 10:20 у нас был вылет в Рио. Хорошо, что тронулись из отеля чуть пораньше, хотя мобильные посадочные талоны у нас были. В 8:15 сели на автовокзале на автобус 120. Ничто не предвещало проблем. Но, во-первых автобус погряз в утренних городских пробках и только через полчаса подъехал к выезду из города. Ну, тут шоссе прямое. Через 15 минут будем в аэропорту, успокаиваю я себя. Времени еще достаточно. И автобус встал. Сломалась… чтоб вы думали … система считывания карт пассажиров ! И всё, никуда не едем, стоим. Важная же деталь ! Стоим десять минут, пятнадцать.. Кондуктор, как обезьяна, каждую минут прикладывает свою карточку к считывателю. Тот исправно посылает его каждую минуту. Стоим. Рядом две испаноязычные девушки с чемоданами заметно нервничают. Дело начинает принимать скверный оборот, на часах 9 утра, до аэропорта еще километров 15 минимум. Достаю мобильник, вызываю Uber. Показывает 24 реала. Девушки орут водителю, тот открывает дверь. Мы выходим вслед за ними. Вижу вдалеке через несколько кварталов автобус, стоящий на «аварийке», как и мы. Все ясно, «легла» система оплаты полностью. На автобус надежд нет. Рядом тормозит такси «с шашечками»:
- «Аэропорт. Кванту коста ?»
- «Кварента реал!» (сорок)
- «Пошел на фиг».
Наконец подъезжает Uber. Смотрю, автобус тоже трогается. Но ну его, нет уже доверия. Машу «испанкам»: «гоу ? фифти-фифти ?» Согласны. В результате за 15 минут доезжаем до аэропорта. Беру с девушек 12 реалов. Ну что ж, с минимальными потерями, но добрались. Вылет через час. Еще через час с небольшим приземляемся в аэропорту Галеан (GIG) Рио-де-Жанейро. Ну, здравствуй, город мечты Остапа Бендера.
Сразу справа после выхода из терминала прилета расположена остановка автобусов BRT (Transcarioca). Это скоростные автобусы по выделенной полосе, так что пробки не помеха. Здесь ходит автобус номер 30. Проезд стоит столько же, сколько в обычном городском автобусе: 3,95 реала. Нам нужна станция метро Vicente de Carvalho, до которой автобус идет минут 20-25 всего лишь с одной остановкой. Проезд на метро стоит 4 реала. Таким образом, это способ добраться до Капокобаны, например, за полтора часа и 7.95 реала. А не за 15 реал и неизвестное время как на знаменитом 2018 автобусе.
Но перед остановкой турникет без возможности купить билет за наличные. Стоит автомат по продаже карт. Рядом служащий, который помогает туристам эту самую карту купить. Карта стоит три реала, можно купить одну на сколько угодно пассажиров. Тут же в автомате собственно и деньги на неё положить. Ну что ж делать, берем. Садимся на автобус. Едем. Автобус отъезжает совсем немного: до первой остановки (у автобусов Транскариока свои выделенные остановки, на которые не зайди без оплаты). И … встаёт. Без видимых причин. Водитель что-то объявляет по громкой связи. Но наших знаний португальского явно недостаточно. Стоим 15 минут. Что ж за день-то сегодня такой ? Автобус полный. Рядом стоят все автобусы Транскариока разных маршрутов. На платформе тоже толпа. Спрашиваю у сидящего рядом дедули: «Кванту темпу эсперар ?» (сколько времени ждать ?). Он пожимает плечами и что-то отвечает на португальском. Я говорю: «Эу нау фало португезе» (Я не говорю по-португальски). Он оживляется и жестами показывает: там, впереди перестрелка (воображаемый пистолет в руке: пух-пух), поэтому непонятно когда поедем. Чегооооо ? Я не верю своим глазам. Видя, что я не понимаю, старичок еще более экспрессивно засовывает воображаемый пистолет в поясную кобуру, выхватывает его, направляет его куда-то в сторону и делает «пух-пух», затем показывает рукой вдаль, что это там. Вот ни фига себе ! Я знаю, что Транскариока ходит по всему Рио и, конечно, по неблагополучным районам, в чем я убедился на обратном пути. Но чтоб вот так: перестрелка среди бела дня, из-за которой стоят автобусы. Мдя … Стоим еще минут 20. Достаю мобильник, вызываю Uber. Показывает 38 реалов до нашего отеля. Мать-перемать, что ж творится-то. Выходим, спрашиваем еще раз у сотрудников: сколько ждать ? Пожимают плечами: неизвестно. Так, прождав в общей сложности сорок минут, плетемся на Uber. Сэкономили на проезде, блин. Зато на Ubere доехали за полчаса до отеля. Итак, на часах 13:30 (а прилетели мы ровно в 12), мы заселяемся в отель
Astoria Capocobana. Тут мы проведем три ночи, цена вопроса 196 реалов за «дабл» за ночь. Честно говоря, отель рекомендовать не могу. Нет, жить в нем можно. Расположение неплохое, до Копы идти минуты три, пара кварталов. Вокруг множество небольших супермаркетов, кафе, жизнь бурлит. Да и сам отель не плохой, но все губит персонал. Видно, что они так задолбались от своей работы, что искренне ненавидят её и всех туристов заодно. На ресепшен всегда хроническая очередь на полчаса и при заселении, и при выселении. Горничная убирает номер кое-как, чтоб поменяла полотенца или добавила шампуня/геля - надо выловить её в коридоре и больно пнуть. Официанты на завтраке спят: мест не хватает, столы стоят неубранные, официант стоит рядом и смотрит пустыми глазами. Закончился омлет, подождали - нет. Пошел на кухню, пнул повара. С недовольным видом: «уан момент». В общем, может стоит поискать в том же бюджете что-то еще, хотя рядом с Копой это сложно.
После отъезда из Рио я задумался: где лучше жить туристу ? В каком районе ? Все равно ведь ездить по городу. Почему тогда район пляжей, хотя сами-то пляжи не особо и нужны, например, нам. Ведь Рио - громадный город. Но получается, что в районе пляжей (Капокобана, Ипанема, Леблон) создана туристическая инфраструктура: магазины, кафе, рестораны. Тут безопасно. Так что, выбора-то по сути особо и нет.
А сейчас мы кидаем вещи в номер и бежим. Нет, не обедать. Мы предусмотрительно запаслись перекусом еще вчера, так что грызём что-то на ходу. Мы спешим на «Сахарную голову» (Pão de Açucar).
К автобусам сегодня решили даже не подходить. Хватит. Uber - наше всё. Благо от отеля до нижней станции фуникулера на гору всего-то 12 реалов. Мы боялись, что на фуникулер будет большая очередь. Но не сезон ведь, помните ? Никакой очереди нет. А вот билеты подорожали и стали стоить совсем уже конских 85 реалов. У фуникулера на Сахарную голову три станции: нижняя, затем вторая на горе Урка, третья уже на самой Пао Ацукар.
Некоторые туристы пишут, что можно подняться по тропам бесплатно, по крайней мере на Урку. Наверняка можно и на Сахарную голову ! Только это как бы высоковато. Но ничего, через пару дней мы поднимемся ногами и повыше.
А про Сахарную голову … Ну что вам сказать. Если вы пропустите эту раскрученную достопримечательность, то ничего не потеряете. Двадцать с лишним долларов эти виды точно не стоят.
Просто туристическая обдираловка. Дальше в отчете я расскажу вам про виды на Рио гораздо лучше и абсолютно бесплатно.
Ну раз уж приехали, то остаемся тут на пару часов, дожидаться заката, который происходит в 17:30.
Тоже, честно говоря, зрелище не фантастическое. Чем заняться эти два часа ? Можно потупить на то как взлетают самолеты из аэропорта
(не того, в который мы прилетели, а ближнего: Сантос-Дюмон).
Можно прямо под надписью «Пожалуйста, не кормите обезьян» покормить оставшимися бананами мармазеток, которые прохаживаются около перил, высматривая еду.
На том берегу видна крепость. Приблизим
После заката, спускаемся вниз, пытаясь опередить толпу, которая ожидаемо движется в том же направлении. Смотрю Uber. Опля ! Он, конечно, подстроился под ситуацию и заявляет уже 25 реалов за обратный путь. В два раза, однако. Но мы знаем как обмануть капиталистическую программу. Отходим в сторону в нужном нам направлении метров 400-500. Вот уже и 15 реал. Отлично, едем.
Приехав в отель, ищем где бы поесть рядом. Находим шураскерию «на вес»: Aipo Aipim (-22.9673, -43.18146). Но опыт оказывается неудачным. Больше сюда мы ходить не будем: дорого (63 реала за кг), невкусно, выбор невелик, всё пересолено.
День шестой. Стандартный.
С утра смотрим погоду. Она вроде бы безоблачная. Значит можно ехать на вторую (точнее, первую) стандартную достопримечательность Рио: Cristo Redentor. Да-да, там самая статуя Христа Искупителя.
Путь выбрали простой и достаточно дешевый: микроавтобусы от площади Praça do Lido (-22.9653, -43.1759). Там стоит туристический офис, где продают билет и зазывалы, которые не дают вам пройти мимо. Посещение Христа вам обойдется тут в 61 реал.
Из которых 33 реала - это собственно билет на посещение горы Корковадо (Corcovado), где находится статуя (обращаю внимание !!! В выходные дни - суббота и воскресенье - эта сумма существенно больше ! Планируйте посещение на будни !). А 28 реал - это собственно стоимость доставки вашего бренного туловища к месту и обратно. На том самом микроавтобусе, которые стоят тут же. Вот тут необходимо сделать отступление. Никто не мешает вам приехать на гору Корковадо (а точнее к туристическому офису -22.94772 -43.21775 , где продают билеты) на чем угодно. Хоть пешком. Некоторые так и делают. Но, если без экстремизма (а идти там все-таки порядочно ! от ближайшего общественного транспорта километров пять в гору), то Uber от Копы до Корковадо стоит в районе 30-35 реал. Обратно также куча такси тусуется постоянно у турофиса на горе. Так что если вас хотя бы трое, то экономически выгодно уже ехать на Uber и слать лесом всяких других доставщиков.
А мы доезжаем до турофиса, тут нас пересаживают на другие микроавтобусы, которые везут уже к самой статуе. И только тут проверяют билеты (хотя купить их надо в турофисе).
Что вам сказать за главную достопримечательность Рио ? Виды отсюда лучше, только вот прозрачность неба оказалась обманчива. Оказалось, что присутствует все-таки дымка, которая снизу незаметна, а вот сверху она значительно мешает.
А что там у нас справа ? Приблизим. Да это огромное кладбище прямо в центре Рио !
Будьте готовы провести на горе пару часов, чтобы поймать удачу за хвост. Ибо ситуация с облачностью меняется очень динамично. Ну и само-собой надо сделать фото с Христом ! Тут даже специальные матрасики есть: один турист ложится, второй становится прямо перед ним и …
Народу много, но не запредельно. Представляю, что тут творится в сезон.
Едем обратно на Копу тем же путем. У нас еще полдня свободно, так что вполне можно окунуться в океан и просто дойти через всю Копкобану
до следующего пляжа: Ипанема.
Тут тоже есть виды, которые вполне достойны вашего внимания.
Сегодня на ужин находим шураскерию, в которой и питаемся оставшиеся три дня: Estação Sabor (-22.967, -43.183). Меню за 53 реала за кг, приличный выбор мяса, отличный суп за 14.9 реала (только после 17:00), все достаточно вкусно, хоть гриля и нет. Рекомендую.