Гуанчжоу в январе. Инструкция по применению.

Jan 24, 2014 00:35

Решил опробовать новый формат рассказов о поездках: сначала пишу информационного-технический пост о городе практически без фоток, а потом уже рассказываю о каждой достопримечательности в отдельности, если она того заслуживает или о некоторой совокупности достопримечательностей, с фотками, текстом и прочими деталями, касающимися именно этого (этих) объекта (объектов).
Итак, Гуанчжоу (Guanzhou), Юго-Восточный Китай.




Маршрут всей поездки: 3-4 января Гуанчжоу, 5-8 января Гонконг, 9-10 января Макао, 11-12 января снова Гуанчжоу.
Виза: так как мы собирались покинуть Китай (а Гонконг и Макао хоть и считаются частью Китая, но даже китайцам туда надобна виза, а вот россиянам, к счастью, нет) и снова вернуться в него, то пришлось делать двукратную китайскую визу. По деньгам достаточно накладно, так как приходится платить посредникам, ибо через консульство делать обычному гражданину нереально - нужно приглашение из Китая. Визу делали вот тут http://expert-spb.com/viza-v-kitay , все четко, за требуемую календарную неделю и 4500 рублей с носа искомое было получено. Перед прибытием в Китай, еще в самолете раздают иммиграционные карточки, которые делятся на две части: arrival и departure. Первую часть забирают в аэропорту при погранконтроле, вторую отдают. Лучше заполнить обе, чтобы потом не маяться при выезде. Когда въезжали (точнее входили) второй раз через пешеходную границу с Макао, то снова заполняли такую же карточку. На погранконтроле никто никаких вопросов не задает, просто ставят штамп и свободен.
Как добирались: прямым самолетом из Москвы, Шереметьево, Аэрофлот. Летели на Airbus-333, вполне новый, комфортно, с работающей медисистемой, в которой было куча фильмов. На дороге туда помаялись и-за того, что перелет ночной, на дорогу обратно все прошло гораздо глаже из-за дневного перелета, лететь в районе 9 с половиной часов.
Так как мы из Питера, то понятное дело была все-таки пересадка, т.е. летели из Питера тем же Аэрофлотом до Шереметьево, стыковки были долгими и нудными, более 4 часов. Так что и из-за этого не скажу, что дорога была легкой: в полдень местного времени вышли из дома, в 10 утра китайского времени (или в шесть утра московского, разница 4 часа «вперед») были в Гуанчжоу.
Соответственно обратно: в девять утра вышли из гостиницы в Гуанчжоу, а в полночь заходили домой в Питере.
Стоимость перелета составила 26500 рублей с человека, рейс «туда» 2 января, рейс «обратно» 12 января. Билеты брались аж в августе, за пару недель до отлета эти же билеты стоили в два раза дороже.
Валюта: внешний вид юаней чисто для информации можно посмотреть вот тут http://magazeta.com/2011/07/chinese-money/ Ничего сложного в них нет, все, которые нам встречались - с портретом Мао, т.е. нового образца, бумажную мелочь (цзяо) сразу откидывайте в соседний карман, она сильно отличается от основных денег и в ходу только в супермаркетах, а обычно все цены в целых юанях. Так же бывает «цзяевая» мелочь монетками, её тоже «в отвал». Металлические юани активно в ходу (бывают только «единички») . Курс стабильно вертится что-то в районе шести к доллару, посмотреть актуальный можно, например, тут http://www.calc.ru/kurs-CNY-USD.html
Обмен долларов на юани на месте представляет из себя то еще занятие (только в банках с кучей формальностей или в гостинице по жутко неприятному курсу), судя по отзывам, поэтому, подумав и посчитав, я просто купил их в достаточном количестве в обменнике в Питере. Что оказалось по итогу выгоднее всего. Юань уже вторая по распространению валюта в мире, поэтому спред на неё достаточно божеский. Я брал по 5.45 рублей за один юань (при этом тут же соседний банк покупал юани по 5.47 - фантастически малый спред). Общераспространенные рекомендации о том, что лучше на месте снимать с карточки в банкомате, с моей точки зрения, не оправданы. Во-первых, банкоматы не дают снимать более тысячи юаней за раз. Хотя курс Visa и Master card весьма дружественный, но мой банк, и китайский банк не забудут снять комиссию в районе ста рублей с каждой транзакции. По результату: снимал по тысяче юаней и с visa и с master card (не хватило при шоппинге), курс получился что-то в районе 5,67-5,70 рублей за юань. Казалось бы лишние 20-25 копеек, но на десяти тысячах юаней (а именно столько я покупал в Питере) это будет две-две с половиной тысячи рублей потерь. Если для вас это не деньги, то тогда конечно пользуйтесь услугами банков. Само-собой ситуация меняется и перед каждой поездкой рассматривайте всякие варианты.
Да, и не даже Боже, вам пытаться поменять доллары «с рук»: кинут стопудово.
Проживание:
Два первых дня жили тут http://www.otzyv.ru/read.php?id=169968
Два последних дня жили тут http://www.otzyv.ru/read.php?id=170019
Общие впечатления о городе и населении: Гуанчжоу по величине примерно как Москва, что-то в районе 15 миллионов населения. Город большой и очень разный, очень колоритный, у меня от Гуанчжоу только положительные впечатления, несмотря на то, что местами много нищих, калек, попрошаек, достаточно грязно (но не грязнее, чем у нас в крупных городах) и не ухожено. В целом, город мне очень напомнил то, что творилось у нас в начале 90-ых годов прошлого века. Жизнь бурлит и бьет ключом, рядом мототакси (обычный мопед, а заднее сидение для пассажира) и дорогие авто, рядом убогие жилые кварталы и тут же сверкающие небоскребы, рядом европейские торговые центры с магазинами известных брендов и студенты, торгующие всякой фигней с картонки на земле.
Население в целом приветливое, стараются помогать туристам, тем более, что европейцы у них до сих пор в диковинку. Не удивляйтесь, что, например, в метро все на вас пялятся, особенно, если у вас светлые волосы. Не удивляйтесь, если к вам подойдет китаец и попросит вас сфотографироваться с ним или его ребенком на фоне достопримечательности или просто так. Внутренний туризм в Китае очень развит, поэтому в районе всех достопримечательностей вы будете сталкиваться в основном с туристами-китайцами. Вообще, в Гуанчжоу крайне мало европейцев, они все растворяются в огромной массе местного населения. В метро мы практически не встречали людей европейской расы за 4 дня поездок. Неудивительно, что четверка белых людей, из которых двое блондины, вызывали «шок и трепет».
Еще стоит отметить, что подавляющее большинство местного населения не знает, кроме как по-китайски, ни слова и ни звука (ситуация такая же как и с населением России). Хоть как-то говорят на английском только специально обученные люди: в метро, в паре касс на железнодорожном вокзале, в туристических местах. Если вы думаете, что на ресепшен отеля обязаны быть англоговорящие сотрудники, то вы жестоко ошибаетесь. При всем этом китайцы с такой силой напирают на шипящие звуки, что в таком английском разобрать что-то чрезвычайно непросто.
Есть еще один, немного шокирующий нюанс, который постоянно бесил мою супругу. У китайцев своеобразное понимание о личном пространстве и чувстве такта. Будте готовы, что в толпе в общественном транспорте (да и вообще где угодно) вас будут нещадно толкать локтями. Не переживайте. Это они не со зла. Если вам нужно выйти из вагона метро, то не ждите, что перед вам расступятся, работайте локтями, пихайтесь активнее. Их миллиард, всех не перепихаете. Так же не ждите когда китайцы закончат фотографироваться около какой-либо достопримечательности и уступят вам место. Они не закончат. В поездке мы сочинили шутку: «Можно бесконечно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течет вода и как китайцы фотографируются около достопримечательности». Не ждите когда в кадре станет пусто. Не станет никогда. Будьте готовы к тому, что когда ваша супруга вас фотографирует, то между вами спокойно протиснется и встанет пара-тройка китайцев. Они не со зла. Просто их очень много. Если уж совсем никак, то просто подойдите к особо отягощающим субъектам и жестами попросите, чтобы валили уже отсюда. Они послушаются.
Погода: была весьма комфортной, днем от 17 до 20 градусов, к вечеру холодало где-то до 12 градусов. Дождей не было, влажность также была в норме. Светало где-то уже в 7 утра, начинало смеркаться в 17, к шести вечера было уже темно.
Транспорт в Гуанчжоу. Метро: чистое, современное и по размерам не меньше московского. Вагоны не раздельные, т.е .поезд представляет из себя единую целую «змею». Везде в метро все указатели и схемы продублированы на английском (иначе я не представляю как бы им пользоваться). Все выходы с каждой станции промаркированы буквами (А,В,С и так далее).
Так как метрополитен в Гуанчжоу достаточно свежий, то при строительстве китайцы учли все недостатки ближайшего соседа Гонконг. И в результате получилось проще и понятнее.
Схему метрополитена можно скачать тут http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d1/Guangzhou_Metro_MapA.png?uselang=ru
Но строительство идет такими быстрыми темпами, что данная карта местами может оказаться не актуальной.
Официальный сайт метрополитена вот http://www.gzmtr.com/ , но он на китайском, а английская версия http://www.gzmtr.com/en/ зачастую не работает. В английской версии можно посмотреть время работы станций (как правило, с шести утра и до полуночи), а также калькулятор тарифов (находится в правой средней части сайта). Вот только калькулятор тарифов зачастую врет, особенно на длинных дистанциях, и показывает больше, чем будет на самом деле.
Теперь о тарифах и способах оплаты. Принцип тарификации от километража, он подробно описан на англоязычной википедии http://en.wikipedia.org/wiki/Guangzhou_Metro Это единственный подробный ресурс про метро Гуанчжоу, который я нашел в сети. В среднем мы платили за поездку от 3 до 7 юаней с человека. Перегон между соседним станциями может стоить всего 2 юаня.
Оплата происходит следующим образом: на каждой станции метро есть автоматы по продаже жетончиков. Жетончики многоразовые, большие пластмассовые с чипом внутри. Автоматы принимают купюры по 5 и 10 юаней и монеты по 1 юаню. Внимание ! Купюры в 1 юань автоматы не берут. Сдача дается также монетками в один юань. На любой станции метрополитена есть будка, где сидит как минимум один сотрудник, как правило хоть немного понимающий по-английски. Там можно поменять любые ваши крупные купюры на те, которые подходят для потребления автоматом, на отдельных станциях в пиковое время там же можно купить жетончики, назвав станцию до которой едите или показав бумажку с её названием латинскими буквами.
Теперь подходим к билетному автомату, смело жмем на единственную кнопку, которая доступна вашему понимаю: она красного цвета и на ней написано «English». После этого экран приобретает дружественный к вашему мозгу интерфейс. Внизу будут кнопки с надписями «line 1», «line 2» и так далее. Жмете на нужную. Появляется графическая схема линии, жмете на нужную вам станцию, куда хотите доехать. Справа в нижней части экрана появляется цена, вводите сколько билетов хотите (по умолчанию - один) и можно уже засовывать купюры и монеты. Взамен автомат вам выдаст пластиковые жетончики, которые для прохода в метро надо приложить к турникету (а не пытаться приспособить в какую-нибудь щель, её там нет). Выходя на нужной станции наружу так же будет турникет, вот там и есть искомая щель, куда нужно опустить жетончик. Что будет при утере жетончика или при том, что вы приедете не в ту ценовую категорию, которую заказывали при покупке жетона, мы не проверяли. Подозреваю, что вам придется объяснять что-то дяденьке или тетеньке в будке и тогда да пребудет с вами Сила.
Если вы достаточно часто предполагаете кататься на метро, то стоит купить проездной на сутки или на трое. Такие вот чудесные пластиковые карточки

Это избавит вас от общения с автоматом и потери времени в очереди, которые, хоть и небольшие, частенько бывают к ним. Проездные покупают только в указанных выше будках. Прошу заметить, что нигде, никакой информации про эти проездные нет и если бы не википедия, то я бы про них не знал. Стоимость суточного проездного 20 юаней, стоимость трехсуточного 50 юаней. Мы брали суточный и катались по нему и утром следующего дня: главное зайти в метро, пока не истекло 24 часа с момента первой проходки. Никаким дополнительным образом купленный проездной активировать не надо, начало его действия - первая проходка в метро. На выходе каждый раз просто прикладываете его к турникету.
Можно также оформить какой-то длительный проездной, но это доступно только лицам с гражданством Китая, т.е. имеющим ID.
Еще из особенностей метро в Гуанчжоу. Есть такая пересадочная станция Tiyu Xilu. Дак вот движение на ней организовано примерно так же, как в Питере на станции метро Технологический институт. Т.е. вы доезжаете до неё, например, с севера по третье линии. И думаете, что поезд и дальше пойдет по третьей линии на юг. Как бы не так. Поезд пойдет обратно на север. А вам надо выйти направо или налево (двери в вагоне откроются в обе стороны), в зависимости от того хотите ли вы ехать по третьей линии на юг или по третьей же линии, только в ответвление на восток. Ну или вообще можно перейти на первую линию. Будьте внимательны, а то мы в первый раз поехали обратно на север.
Учитывайте, что на определенных станциях метро (пересадочных) в часы пик и в выходные адское столпотворение народа. Это мегаполис. И в вагон приходится иногда утрамбовываться.
При поездках по Гуанчжоу учитывайте также, что город огромный, соответственно дорога будет занимать всегда много времени. Так только чистого времени в метро до отеля от аэропорта мы потратили почти час (справедливости ради, это самая дальняя поездка) Мы всегда стараемся ездить на общественном транспорте, а не на такси не на арендной машине. Во-первых, почти всегда так банально дешевле, во-вторых, таким образом вы ближе к местному населению, в-третьих, почти всегда так быстрее. В Гуанчжоу местами достаточно приличные пробки. Один раз за пять минут доехав от точки до точки на такси, обратно по тому же маршруты мы ехали (точнее стояли) полчаса. Бездарно потерянное время.
Транспорт в Гуанчжоу. Такси: Его много и оно очень не дорогое. Если бы не пробки, то имеет смысл, конечно, ездить только на такси. По факту пользовались всего три или четыре раза. В принцип тарифообразования я не вникал. Начальная цена на счетчике 10 юаней. При этом мы, например, ехали от автобусной станции Yuexiunan до центрального железнодорожного вокзала (это пять километров без пробок, минут 12 езды) всего за 17 юаней, то позволяет сделать вывод о хорошей ценовой доступности такси в Гуанчжоу.
Транспорт из Гуанчжоу в Гонконг: Мы пользовались самым простым способом. Это поезд с восточного вокзала Гуанчжоу (East Railway Station, только не путайте с центральным вокзалом, который просто Railway Station) до вокзала Hung Hom в центре Гонконга. Это самый дорогой, но самый безболезненный наземный способ. Билеты покупали за сутки, но даже за сутки уже не было мест на утренние поезда и пришлось ехать на полуденном поезде. Билет стоит 150 юаней. Теперь о том как купить на вокзале билет и при этом не сойти с ума. Приезжаете на станцию метро East Railway Station, выходите на вокзал и идете на второй этаж. На первом этаже находятся кассы местного сообщения, вам там делать нечего. На втором этаже кассы дальнего сообщения, но вам также не туда ! А в правый дальний конец зала, где всего две кассы, над которыми на табло что-то написано иероглифами и над одной написано «150 CNY», а над другой «190 HKD». Если у вас юани, то вам в первую кассу. Тетенька там сечет по-английски достаточно прилично, у неё есть расписание поездов, но лучше заранее решить на каком вы поедите, расписание есть вот тут http://www.cantontradefair.com/ticketing/train_SearchResult.aspx
Билеты с местами, т.е. указан вагон (couch) и место (seat).
Не знаю насчет покупки билетов через интернет, но, вроде как, для этого надо китайский ID.
Никакого паспорта у нас при покупке билетов, кстати, не требовали (хотя везде читал, что паспорт нужен, на всякий случай брал с собой).
Мы, конечно, прошли все круги ада, т.е. поперлись в местные кассы, потом нас послали наверх, мы почапали в кассы дальнего сообщения, где нас уже послали куда надо. Причем ни в одной кассе никто по-английски не шарит ни буквы, да и сам факт нашего появления у кассиров вызывал фурор, они бросали свои рабочие места и бежали посмотреть на глупых лаоваев. Наши ужимки, прыжки и попытки объяснить вызывали у них дружный добрый хохот и нас сообща, «всем миром», отправляли в верном направлении.
В день отъезда сильно заранее приезжать на вокзал не надо, тем более, если вы там уже ориентируетесь. Прям перед кассами, где вам продали билеты, есть эскалатор наверх, над ним большая надпись «Train to Kowloon». Вам туда, только туда и никуда более. Наверху зал ожидания, какая-то кафешка и выход к поезду. Пропускать начинают минут за 20-25 до отправления. Погранконтроль проходится со свистом, желательно только иметь тот кусок иммиграционной карты, которую вам отдали при въезде в Китай. Иначе придется заполнять заново, авторучек там конечно нет, в общем, лишние нервы. После прохождения погранконтроля имеется также зал ожидания, пару магазинчиков duty free. Поезд комфортный, даже можно заказать покушать. Ехать всего два часа, удачной вам поездки.
Если вы таки не смогли купить билеты на нужный вам такой поезд, то существует запасной вариант. Можно уже местным поездом ехать в Шенчжень (час езды), как с восточного, так и с центрального вокзала, а уже в Шенчжене есть два наземных перехода границы, со стороны Гонконга сразу попадаете в метро и пилите на нем до центра. Вариант мной был учтен, но не применен, так что рассказывать подробнее не буду. В Интернете есть масса информации. В результате получится дешевле, но дольше, так как чревато и очередями на наземном переходе на погранконтроле, да и суммарно транспорт (локальная китайская электричка и электричка в Гонконге) идет дольше двух часов.
Существует также совсем дешевый автобусный вариант, его даже не рассматривал, так как он весьма пробочен, как говорят.
О транспорте из Макао в Гуанчжоу (как раз об автобусе) расскажу в посте о Макао.
Пропитание. Кафе. В ресторан как таковой в Гуанчжоу не ходили ни разу, если не считать завтрака в отеле Лихуа (описан в отзыве к отелю). В первые же дни шикарные завтраки у нас были в отеле Виктори. Так как, по ходу движения по городу, мы перехватывали то мороженое, то пирожное, то пропитание в кафе сводилось только к одному плотному ужину-обеду в день. Первый раз перекусили в Pizza Hat у метро Huangsha. Строго не рекомендую. Ждали полчаса, отдали 124 юаня за одну пиццу и салат. Не вкусно, долго. В этот же день вечером нашли в этом же торговом центре фуд-корт Food Republic и дело сразу пошло на лад ! Food Republic - сеть то ли тайского, то ли малазийского происхождения, эти фуд-корты базируются в торговых центрах, их шесть штук в Гонконге и вот как минимум один в Гуанчжоу. Порядка 15 кафешек быстрого обслуживания с общим посадочным залом примерно человек на двести. В каждом кафе, кроме меню с картинками, выставлены пластиковые макеты основных блюд в натуральную величину (или в гипертрофированном виде). В Гуанчжоу в ТЦ у метро Huangsha это работает так: есть касса, на которой можно купить возвратную карточку (за 10 юаней) и «положить» на неё сколько нужно денег. Карточку и оставшиеся деньги можно будет после трапезы вернуть, а можно оставить у себя на следующий раз. Потом просто идете по кафешкам, показываете пальцем на понравившееся блюдо, отдаете карточку, с нее снимают нужную сумму, дают вам чек и через минут 10, максимум 15, вы получаете свое блюдо. Стоимость блюд, в основном 20-30 юаней, максимум 50, свежевыжатый сок стоит 16-20 юаней стакан, лимонады 4 юаня, мороженое-сорбет огромная порция 35 юаней. Мы вполне наедались даже одним блюдом на человека и на четверых взрослых тратили в среднем 200-250 юаней за очень плотно покушать. Персонал по-английски не говорит ни звука, только девочки на кассах знают худо-бедно числительные. Несмотря на то, что фуд-корт рассчитан на местных, вся пища вполне подходит и для европейского желудка. Рекомендую попробовать запеченную папайю с рисовой вермишелью в кокосовом молоке. Всего 25 юаней, объедение. Обычно ели рис с морепродуктами или мясом, плоскую вермишель (китайцы называют её noodle) в бульоне с кусками мяса, белую рыбу неплохо готовят. Эпический фейл поджидал меня там всего один раз, когда, в последний день пребывания, я заказал огромную порцию картофеля с лапшой и курицей за 48 юаней. Можно было смирится с тем, что курица оказалась костлявыми кусочками, но количество перца чили в этом блюде не оставило мне шансов, пришлось обильно прослезиться и заказывать себе рис.
Пропитание. Супермаркеты. Были всего в одном, а именно в торговом центре над станцией метро Huangsha. Покупали в нем вечерами в отель на поздний ужин йогурты, лимонад, фрукты, сладости. На все местные продукты питания цены весьма демократичны. Например, бутылка колы 0.33 всего 2 юаня, «дракон фрут» (питахайя) 9-10 юаней килограмм, мандарины тоже в районе 10 юаней за килограмм, хорошие шоколадные конфеты 60-70 юаней за кило (будьте внимательны: на ценниках указаны цены за полкило !), йогурт в районе 4 юаней за упаковку 125 грамм, пакет сушеного манго 16-20 юаней за сто грамм (потому что филиппинский). А вот все привозное стоит нереальных денег, те же импортные яблоки вполне могут стоить 40 юаней за кило ! Ассортимент супермаркета, конечно, для европейца на 50% непривычен и незнаком. Первый раз мы провели в нем наверное больше часа, просто глазея на прилавки (то-то радости было проходящим мимо китайцам), потому как иногда даже невозможно распознать что это за хрень продается. Например, развесные креветки множества сортов, от таких мельчайших как рисовое зернышко до огромных. Или вот печенья купили. Вкусное печенье, только острое. Фейлов с покупками продуктов в супермаркете у нас было несколько. Один раз вместо сушеного манго взяли два пакета сушеного сладкого картофеля. Выглядит также, на вкус эээ… в общем, выбросили. Другой раз купили жвачку (spearmint, кто бы мог подумать о подставе), нарисован вроде лайм, ан нет, оказался свежий огурец. Знаете, вполне себе вкусная жвачка со вкусом свежего огурца. В третий раз я уже по своему почину купил печенюшек с дурианом. Дуриан в свежем виде продается там повсеместно. Не чищенный. Стоит в районе 40 юаней за кило. Пахнет … как дуриан. Решил попробовать печенюх со вкусом дуриана, купил одну пачку за 18 юаней. В ней восемь маленьких пачечек, в каждой по четыре печенюшки. Смог съесть одну. Не пачку, печеньку. Это ужас. Семейство ржало.
Туалеты. Перед поездкой меня много пугали туалетной темой. Что, мол, ужас-ужас в каком виде эти места общественного пользования в Китае и элементарной туалетной бумаги там нет и все такое. Ответственно заявляю: не про Гуанчжоу эти россказни, все вполне в благопристойном виде, видели и много хуже. Более того, у каждой достопримечательности типа какого-нибудь храма есть обязательно туалет, не говоря уж про торговые центры. И обязательно бесплатно.
«Домашние заготовки». Начитавшись о тотальном непонимании китайцами английского языка, заранее запасся определенным количеством элементарных слов в написании иероглифами. Что реально пригодилось:
- адреса отелей (таксисты абсолютно не понимают ничего, кроме таблички с иероглифами);
- название достопримечательностей, например, храма шести смоковниц, в принципе знал где он, но уточнял у местных на всякий случай. Просто останавливал прохожего, показывал лист с написанным названием иероглифами и говорил «ы !», всегда помогало;
- никогда не пользовался в кафе, всегда были картинки или макеты;
- никогда не пользовался при бытовом общении, обходился знаками и жестами, что реально надо знать: нихао (здрасте), хао (ответ на нихао) и сесе (спасибо), элементарная вежливость.

В принципе все, в дальнейших отчетах пройдемся уже по достопримечательностям Гуанчжоу, которые мы, к сожалению далеко не все успели осмотреть, а именно будет:
- чудесный сафари-парк Чимелонг;
- храм Гуанси, храм Шести смоковниц, замок семьи Чен, прогулка по Жемчужной реке;
- городская скульптура на острове Шамиань.

путешествия, китай, гуанчжоу

Previous post Next post
Up