Dec 31, 2013 14:49
Развитие цивилизации (вернее то, что мы таковым воспринимаем) за последние несколько десятков лет набрало очень высокую скорость: технологии совершенствуется, превосходя наши самые смелые ожидания, обмен информацией упрощается, инфраструктура жизнеобеспечения и коммуникации охватывает всё новые и новые территории, давая восторженное ощущение неумолимой поступи прогресса. Мы уже давно не задумываемся над оценками этого движения, - оно воспринимается неким бесспорно позитивным трендом, разве что временами спотыкающимся на наших собственных невовлечённости и ретроградстве, мешающих радоваться новым поразительным возможностям упростить себе жизнь. Однако, если попытаться абстрагироваться от общественного мнения, в современном нам мире можно разглядеть одну весьма настораживающую тенденцию, опасность которой очень многие недооценивают: идеализация конфронтации.
История человека, как привычного нам по развитию вида, достаточно коротка по меркам эволюционных временных интервалов, и было бы странным полагать, что многие сотни миллионов лет развития жизни как таковой могут быть легко перекрыты какими-либо локальными прогрессивными всплесками. Нам нравится думать, что наши технологии дают право считать человеческий вид наиболее развитым и сильным на фоне прочих живых организмов в нашей экосистеме, но на практике все наши достижения - вторичны, это не более, чем наследство предыдущих поколений. Если полностью лишить человечество аккумулированного за многие тысячелетия опыта, ему вряд ли потребуется меньше времени, чем в первый раз, чтобы восстановить былое величие. Более того - физиология большинства из нас уже давно рассчитана на изнеженные условия, обеспечиваемые выстроенной и отлаженной социальной средой, и далеко не факт, что, лишившись своих внешних, а не внутривидовых инструментов доминирования, мы сможем противопоставить иным видам хоть что-то, кроме своей безумной численности. Большинство, разумеется, не задумывается о подобных проблемах в антропологическом ключе, но человек всё равно хранит в себе генетические корни из эпох трилобитов и динозавров, посему биологические механизмы, сформированные многие миллионы лет назад, вылезают наружу в виде весьма своеобразных потребностей: нам обязательно нужно с чем-то бороться, чтобы чувствовать осмысленность собственного существования. А что делать, когда нет рациональных мотиваций к борьбе и социальная среда в состоянии обеспечить человека необходимым, не требуя взамен подвигов? Проще простого: необходимо создать себе иллюзию важности решения определённой задачи и направить нереализованную потребность в борьбе в это русло.
Казалось бы - а что здесь плохого? Игрушки скрашивают нашу жизнь, позитивные эмоции от решения пусть даже не слишком рациональных задач вполне легитимны, - люди обходят острые углы рефлексии и создают себе зону социального комфорта, интегрируясь в анклавы со сходными иллюзиями. Дело в том, что беда, как это чаще всего бывает, приходит с не вполне ожидаемой стороны: из-за увеличения информационной связности мира люди получают всё больше и больше материала для сравнения и простые задачи-иллюзии, ранее помогавшие решать рефлексивные проблемы самореализации малой кровью, начинают резко терять свою эффективность. Осознание того, что у очень большого количества людей придуманная задача уже является пройдённым этапом, заставляет людей искать всё более и более сложные соревновательные идеи, где главным критерием является уже не необходимая достаточность, а максимальная возможная сложность реализации, при которой ещё есть надежда оказаться победителем. К сожалению, поседний пункт почти всегда связан либо с эскалацией социальной конфронтации (поскольку достижение сложных, но с трудом объяснимых с точки зрения долговременной рациональности целей, практически всегда сопровождается конфликтами), либо с членовредительством и риском для здоровья (из-за попыток поднять самооценку, ощущая себя борцом с чувством самосохранения и здравомыслием). Более того - сейчас мы достигли того уровня медийной связности, что апологеты подхода "не будешь бороться - не обретёшь нирвану" уже осыпают человека со всех сторон призывами вступать в бой за свои убеждения, умалчивая, что убеждения - штука искуственная и волатильная, - у разных социальных групп, этносов, стран и культур, не говоря уже о исторической ретроспективе, радикально различается. Фантастический успех Толкиена с концепцией постоянной изнурительной борьбы на пути к чему-то, равно как и непрерывно воюющий со злом в разных проявлениях герой многих нынешних детей Гарри Поттер, - прекрасный пример того, как "органично" встраивается идея необходимости тренировки конфликтного подхода в жизни для полноценной интеграции в современную систему жизненных ценностей даже в сфере детской или просто ориентированной на инфантильное восприятие литературы.
Я не хочу сказать, что необходимо всеми силами избегать конфликтов в жизни, - это было бы утопичное пожелание, поскольку нас слишком много, интересы часто пересекаются, инстинкты берут верх и рациональность - далеко не самая сильная черта человеческого сознания. Однако человек, который тренируется для того, чтобы чувствовать себя как рыба в определённом контексте, намного чаще будет приводить любые ситуации, которые стоило бы разрешать более простыми методами, к тому формату, в котором он сможет проявить свои умения. Чем больше человеку нравится быть эффективным бойцом - тем больше вероятности, что он будет биться там, где в этом нет смысла; если человек хочет уметь выживать - жизнь будет раз за разом подбрасывать ему шанс чуть не умереть. Человек обычно получает в жизни не то, чего хочет, а то, к чему стремится. Постарайтесь в новом году не учиться тому, что хочется оправдать будущей яркой победой в гипотетическом нежелательном конфликте, - и у Вас будет намного больше шансов его избежать. :)
somethingabout,
sociology