О Мире Алисы, прекрасном и далёком

Jun 30, 2015 23:49

вынесено из комментариев с небольшими изменениями

anlazz говорит, что популярность фильма "Гостья из будущего" прежде всего порождена "негэнтропийностью" главной героини и, отражённым светом, её окружения. Причём это качество было придумано режиссёром для того, чтобы показать инаковость Алисы, её нездешнесть, её принадлежность к миру Прекрасного Далёка. В книгах, мол, о таком качестве Алисы не говорилось.

Говорилось, да ещё как! Само начало цикла "Девочка, с которой ничего не случится" говорит о "домашнем" мире-окружении Алисы, причём таком окружении, в котором не могут формироваться комплексы и неврозы. Мир добр, стабилен и правилен во всём. Собственно, это свойство всех Алис -- у Кэролла её героиню тоже можно назвать "Девочка, которая ничего не боится", потому что она тоже находится в некоей совершенной, идеальной стадии развития, обусловленной социальными условиями того времени и проявленной автором. Будущее Булычева, без сомнения, коммунистическое и весьма близкое к Полудню Стругацких, делает то же самое: позволяет личности расти вблизи "медианы развития", формироваться как близкое к идеалу существо в близком к идеалу мире.

Разумеется, такой идеальный мир и такая идеальная личность должны подаваться в идеальном, сказочном формате, подразумевающем высокую условность тамошних реалий. Достаточно абстрактны и отец Алисы, и Громозека, и Зелёный, и Полосков, и чем дальше, тем абстрактность, сказочность, условность становятся всё больше и больше. Космические пираты уже явно карикатурны, но они не нарушают этим стилистики книг.

Кстати, потом Булычев "пересластил" цикл, вводя туда откровенно сказочных персонажей из сказок (Козлик Иван Иванович и тд.).

Поэтому экранизация книги "Сто лет тому вперёд" самим первоисточником задавалась как весьма условная, сказочная. Было куда упрощать образный ряд -- уже многими высказывались мнения, что фильм мог без большого ущерба начаться с третьей серии и обойтись вообще без "будущего". Лучше всего было бы его подать как рассказ "словами Коли" -- где условность можно было сделать на уровне мультика, и высоколобые критики и любители SW уже не смогли бы возразить против картонного автобуса и прочей убогости реквизита.

Однако восприятию условной, сказочной реальности этот реквизит не мешает совершенно, потому что основное действие в таком случае идёт "поверх" антуража, в другом смысловом слое. И детям той эпохи вся условность повествования не помешала увидеть что-то другое, что не увидели жаждущие спецэффектов современные критики.

Итак, Алиса вполне адекватна "домашнему" будущему, её безконфликтность, уравновешенность, рациональность и доброжелательность являются неотьемлемыми атрибутами "прекрасного далёка". Это не сделано специально, чтобы показать "инаковость" Гостьи из будущего, это такое свойство тамошних обитателей и всего тамошнего мира.

Но и дети из класса, в который попадает Алиса, обладают такими качествами не оттого, что "были адаптированы", а для того, чтобы подчеркнуть: это будущее -- наше. Оно вырастет из ростков нашего настоящего, и потому непроницаемой грани между Алисой и одноклассниками быть не может. Они "одной крови" и способны к такому же типу поведения, к такому же состоянию духа. Что перекликается с максимой Стругацких -- люди Полудня есть среди нас. Более того, в книге это говорится "открытым текстом" самым умным из Коль -- Садовским: "Перевести календари, а как жить -- наше дело". И именно этим, как мне кажется, фильм и "зацепил" своих зрителей. Фактической религиозностью посыла: мы рождены для лучшего мира, для Прекрасного Далёка, которое приготовлено для нас, как Земля Обетованная.

Эта метаидея способна пройти надо всеми огрехами фильма, над скудостью реквизита, над не очень умелой игрой актёров, над кучей выкинутых из сюжета фильма прекрасных моментов, наличествующих в книге. Собственно, в фильме есть только одно стопроцентное попадание -- это Наташа Гусева в роли Алисы. И этого оказалось достаточно, чтобы персонифицировать метаидею и вызвать до сих пор не прекращающийся интерес к фильму, хотя сейчас это послание повисает в воздухе: нет и не будет того Прекрасного Далёка в обозримом будущем. Но ведь и ранние христиане ждали Второго пришествия ещё при их жизни, а потом, когда этого не случилось, вера, надежда и любовь не прекратились и живут до сих пор среди нас. И продолжает жить среди нас Мир Алисы, Прекрасное далёко, которое рано или поздно всё же осуществится.
Previous post Next post
Up