предыдущий деньСиена - вечный соперник, даже враг, Флоренции. Даже когда города не воевали, они старались переплюнуть друг друга. Говорят, Сиена поплатилась за это: как раз когда ее жители строили свой собор,
да еще пытались отгрохать его шикарнее, чем флорентийский, бог наслал на них черную смерть 1348 года. За что эта же чума покарала прочие города, история умалчивает. Мое мнение: за плохую память - за забытые акведуки и системы канализации.
Сиена получила свое имя от Сения - сына Рема, который вместе с основателем Рима, Ромулом, был выкормлен волчицей. На гербе города - волчица с человеческими двойняшками.
Утром мы сводили детей позавтракать и опять оставили их дома. Хотели взять с собой в музей Богдашку, но он неважно себя чувствовал и пришлось вернуть и его домой. Мы взяли с собой только Янку - она не желала оставаться без родителей. Улитка была немного простужена. Дети отсиделись дома и на следующий день были как огурцы.
А мы с мужем и нашим другом пошли гулять. В первую очередь - на главную площадь.
Она очень красивая, сделана в форме раковины.
Собираемся вот на эту башню.
Странное очень украшение.
Поднимаемся наверх. Звуки города остаются внизу.
А потом мы зашли в городской музей. Зависли, разглядывая фреску с битвой венецианцев с немцами (мы теперь круты: герб Венеции отличаем!)). Но фотка с ней у меня не удалась, так что, покажу другую фреску.
И то, что в моей душе вызывает особый отклик.
А это - моя тезка, Екатерина Сиенская. Одна из четырех женщин-учителей церкви. Женщина-проповедник, общественный деятель, имевший политическое влияние в Европе. Она оставила много писем и мистический сочинений и этим внесла большой вклад в развитие литературного итальянского языка. Известна своими видениями и крайне аскетичным образом жизни.
А про этого толстячка я ничего не знаю. Кажется, папа какой-то.
Прямо у меня за спиной находится главная достопримечательность музей - "Маэста" Симоне Мартини. Я только сейчас поняла, что запомнившаяся мне недовольная богородица, которой ангел принес благую весть, пока она читала книжечку, тоже написана Симоне Мартини.
"Маэста" когда-то была яркой и сияющей. Это сложный полуколлаж со стеклышками и оловом. Над ней на потолке рука, которая когда-то двигалась. У меня нет хорошей фотографии и я покажу взятую из википедии:
В одном из следующих залов мы зависли, разглядывая фрески с образцами хорошего
и плохого
правления. Главное, что я поняла: хороший правитель выглядит благородно и в советниках у него истина и прочие добродетели. А у плохого есть рожки, он черный и советники у него плохие. Просто отличить.
А это - результат хорошего правления. В городе
и в сельской местности.
Мы долго разглядывали свинью в шлейке и гадали, в кого целятся арбалетчики. Теперь у меня есть репродукция это фрески, висит на стене. Всегда хорошо иметь пример благоустроенности, ящитаю.
В музее есть балкон, он выходит на сторону, противоположную площади.
Супруг отдыхает в тенечке.
Потом мы пошли посмотреть госпиталь Санта Мария делла Скала. По легенде он основан в 898 году. Но по документам - только в 1090. Госпиталь (он же - оспитале, спитале) - специализировался на сиротах, бедных и пилигримах.
Мы взяли аудиогидов. Они выглядели как телефоны с наушниками, сами синхронизирооалась с местом (иногда глючили) показывали картинки, рассказывали и иногда проигрывали музыкальные треки.
Церковь при госпитале:
Не знаю точно, но думаю, что это тоже святая Екатерина: лилия - цветок из ее видений, ставший ее символом.
Лечить бедняков и воспитывать сирот нужно, конечно, в красоте.
На этой фреске показано, как сиротку выдают замуж. Сирот не только кормили и одевали, их так же обучали, а девочкам давали приданое и выдавали их замуж. Это реальные деяния госпиталя.
А тут - метафора: младенцам помогают подняться на небо.
Тут тоже какая-то метафора, но я в нее не вникла. Вместо этого заинтересовалась средневековыми трусами.
И снова реальные деяния госпиталя. Правда, я думаю, что мытье ног тут скорее символ христианского обращения с раненным. Реально я бы ожидала больше внимания к бедру с раной, чем к стопам.
И снова - сцена из реальной жизни. На ней снова - средневековые трусы, а так же - хорошо упитанный младенец, играющий с собачкой.
На этой фреске - снова реальная сцена, выдача жалованья кормилицам. Кормилиц при госпитале было много.
Лучших врачей тоже рисовали на фресках, но эти изображения плохо сохранились.
Я не помню, кто это.
А эту скульптуру я предложила выбрать в качестве надгробия себе. Думаю, я вполне заслуживаю. Но только я не хотела бы, чтобы мое тело закапывали в землю. Я бы предпочла, чтобы его сожгли и пепел развеяли где-нибудь в горах.
На нижних этажах госпиталя было особенно интересно. Там был археологический музей, немного раскопок. А вот в этом зале на стены проецировалось изображение, с которым синхронизировался аудиогид. Классно. Можно было стоять и смотреть, как эпохи сменяли друг друга.
Это уже образец современного искусства.
Баночки для медикаментов из археологического музея.
По подземному туннелю можно прийти вот в эту комнату - то ли прачечную, то ли ванную.
Потом я начала беспокоиться "как там дети" и эти залы мы просто пробежали. Дети были в порядке.
В обед случился вот этот предсказуемый итальянский прикол: все рестораны закрылись до 7 вечера. А те, что были открыты на ланч, все равно бесполезны, так как принимали заказы час назад. Мы ввалились всем табором в ближайшую тратторию, чтобы узнать, что у них есть только лазанья. Богдан выкрикнул: "Нет! Не буду!". София тоже отказалась. Но, как потом выяснилась, отказалась она не от лазаньи, а от соседства с гавкнувшей из-под стола собаки. Это мы узнали уже на обратном пути. Мила, которой пообещали обед, но вернули ее в номер в гостинице, была очень недовольна. Мы с мужем выбежали из дома, он заказал 5 лазаний на вынос, а я накупила фруктов в ближайшем магазине. Все это было съедено: лазанья сразу, а фрукты - за вечер.
Вечером мы опять гуляли взрослой компанией и остановились в ресторанчике, рекомендованном нашим отелем. Все стены там были увешаны фотографиями лошадей, наездников и групп людей. Сиена знаменита своим Палио - праздником, во время которого проходят скачки на лошадях на главной площади. Бывает это событие два раза в год.
Когда мы вернулись из ресторана, нас ждал сюрприз:
продолжение