Материал о Тулку был подготовлен для мск
журнала «Йога». Так как я пока не располагаю информацией, когда следующий номер будет опубликован, размещаю статью здесь.
«Тому, кто не верит, все время не хватает доказательств.
Тому, кто верит, доказательства уже не нужны». (с)
Тулку - просветлённый Учитель, который принял сознательное решение воплотиться в человеческом теле (тиб.).
Лама Олег - первый русский практикующий, прошедший полный курс теоретического и практического обучения буддизму в Непале, Индии и Тибете.
Когда возник институт тулку?
В терминологии буддизма слова «институт» нет. Тулку означает Нирманакайя, на санскрите - одно из трех измерений просветленного ума, которое переводится как “тело явленное” или “тело эманации”. С точки зрения вселенского просветленного разума Нирманакайя никогда не появлялась, так как существовала всегда, будучи одним из измерений просветленного ума (а уже из него появилась вся Вселенная). Если говорить о более приземленных вещах, перерождение тибетских Лам началось в первом тысячелетии с приходом в Тибет из Индии Падмасамбхавы* и Вималамитры*.
Говорить о том, были ли тулку или Нирманакайи в Индии, достаточно сложно, если брать за основу интерпретации тулку тибетскую систему. Однозначно, что были такие мастера, которые в исторических анналах и описаниях считались воплощениями того или иного Будды. И сам Будда Шакьямуни по всем характеристикам и определениям является тулку. Он появился как отклик просветленного ума на запросы страждущих живых существ, которые хотели освобождаться от страданий.
В учениях Сутры и Тантры* говорится, что просветленные существа (Нирманакайи) приходят в этот мир в результате трех факторов: собственных благих пожеланий этих просветленных существ; молитв и устремлений обычных живых существ; накопленного этими живыми существами потенциала благой заслуги. Видимо две с половиной тысячи лет назад у населения Индии было накоплено много благой заслуги, молитв и устремлений.
Тулку бывают следующего вида: высшие Нирманакайи; гении - существа, обладающие талантами или способностями, отличающимися от обычных людей, и не обязательно полностью просветленные (как пример можно привести Моцарта или Леонардо да Винчи); и разнообразные Нирманакайи (просветленный разум может послать ответ для помощи живым существам в виде чего угодно: рыбы, животного, лекарства).
Тибетская концепция перевоплощения сводится на данный момент к тому, что один из великих Учителей, умирая, в силу своей реализации и своего великого сострадания, перерождается вновь, чтобы вести своих учеников к просветлению. Самых первых тибетских тулку можно найти в 12-13 веках в линии Нингма, они были учениками Падмасамбхавы и Вималамитры. Их было очень мало. Когда Падмасамбхава скрывал свои драгоценные учения, записывая и пряча их в разных местах Тибета, он назначал своих учеников эмиссарами - специальными посланниками, чтобы они переродились в тот или иной момент для раскрытия и распространения этих учений. Люди становились тертонами* и рождались на протяжении последней тысячи лет.
За последующие века количество таких перевоплощенных мастеров в Тибете значительно увеличилось. Западные буддологи говорят о трех тысячах тулку в тибетском буддизме. Самое известное перерождение - это Далай-Лама, так как он является видной фигурой и обладает большим политическим весом. Далай-Лама не может «просто так» покинуть свое физическое тело, не оставив подробных указаний, где искать его перерождение и имена родителей.
Еще один известный случай перевоплощения в Тибете - это Кармапа. Первый Кармапа - Дюсум Кхьенпа - умер в конце 12-го века. Многие из Кармап оставляли письма с указанием мест и условий рождения и имен родителей. В настоящее время в мире пребывает 14-й Далай-Лама и 17-й по счету Кармапа.
Каким образом определяют, где будет следующее перерождение?
Письма или точные указания оставляются далеко не всегда. Это важно в случаях высоких учителей, как Далай-Лама и Кармапа, когда они обладают еще и определенным политическим весом - чтобы не было кривотолков и противоречий. Что касается большинства тулку, которых можно сейчас встретить в Тибете, Непале и Индии, до недавнего времени при обнаружении руководствовались несколькими факторами.
Во-первых, всегда должно быть подтверждение со стороны реализованного учителя. Например, 16-й Кармапа, умерший в 1981 году, определял тулку чуть ли не каждую неделю. Считается, что Кармапа обладает всеведением и мудростью. Он был одним из самых авторитетных учителей. Иногда Кармапа опознавал перевоплощенных учителей сам, без запроса. Иногда к нему приходили ученики ушедшего учителя, делали Кармапе подношение и просили опознать учителя. И он либо мог им помочь, либо не мог. Если с реализацией учителя были проблемы, то Кармапа говорил, что у него нет ясности в отношении этого человека. На данный момент роль такого авторитетного учителя могут выполнять несколько великих лам. Причем, стараются обращаться к учителю именно той традиции, перевоплощение в которой определяют. Для опознания перевоплощения Ургьена Тулку Ринпоче обращались к Трулшику Ринпоче, который считается одним из самых реализованных учителей традиции Нингма.
Во-вторых, учитываются показания родителей, которым могли сниться особые сны до беременности, во время ее и после рождения ребенка. Также учитывается поведение самого ребенка, который мог проявить какие-либо особенные качества. Когда ребенок становится более-менее осознанным, в традиции есть возможность его проверить. Ему предлагают на выбор несколько предметов, среди которых также находятся принадлежавшие его предыдущему воплощению. И он должен правильно выбрать свою одежду, свое место, ритуальные атрибуты.
Авторитетный учитель, к которому обращаются за подтверждением, может руководствоваться как своими видениями, так и своими снами. Он не может руководствоваться просто своими ощущениями.
Может ли быть несколько воплощений единовременно?
Да, может. Как в Сутре, так и в Тантре, говорится, что у Будды и Бодхисаттвы* может быть бесчисленное количество перевоплощений. У такого великого учителя, например, как Джамгон Конгтрул*, сразу после смерти появилось 5 воплощений, представляющих тело, речь, ум, качества и активности (это традиционная классификация просветленного существа).
Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию с двумя 17-ми Кармапами…
Я могу ее прокомментировать так же, как это сделал Чоки Нима Ринпоче. Ему задали вопрос на одном из семинаров, когда ситуация была напряженной: «Может ли быть у Кармапы несколько воплощений?» На что он ответил, что у Бодхисаттвы может быть много воплощений. Волею судеб, именно Чоки Нима Ринпоче - мой Учитель - оказался Мастером, посодействовавшим встрече двух лагерей и началу диалога между ними.
Какие случаи перевоплощений Вас наиболее впечатлили?
Что касается моего личного присутствия, я видел не так много перевоплощенных мастеров с самого рождения. Возможно, десяток мальчиков. Если говорить об историях из прошлого, то мне нравится описание появления мастера по имени Пема Ледрел Цал. Падмасамбхава был приглашен в Тибет в 8 веке н.э. царем Трисонгом Дэуценом*. У этого царя было несколько сыновей, каждый из которых получил учение Падмасамбхавы, и было две дочери.
Одна из дочерей, которую звали Пемасал, что означает ясный или светящийся лотос, умерла в возрасте 16 лет. Трисонг Дэуцен был очень опечален и обратился к Падмасамбхаве с просьбой объяснить, почему встретив столь великого Учителя, дочь умерла в таком юном возрасте. Падмасамбхава ответил, что законы кармы очень сложны и понятны только Бодхисаттвам высочайшего уровня, и описал историю, каким образом принцесса родилась в семье царя. Еще он попросил Трисонга Дэуцена не расстраиваться, сказав, что умершая принцесса еще послужит на благо живых существ, и воскресил ее, нарисовав на теле тантрический слог и коснувшись его специальным ритуальным посохом.
Когда принцесса воскресла, Падмасамбхава передал ей цикл учений Дзогчен и воздал молитву о ее перерождении через какое-то время Учителем, приносящим учения Дзогчен в мир. И после этого спокойно отправил принцессу на тот свет. В конце 13-го века на свет появился ребенок, названный Пема Ледрел Цал, который и стал воплощением этой принцессы. Прожил он недолго, по некоторым сведениям меньше тридцати лет. Но за эту короткую жизнь он достал учения Дзогчена из пространства своего ума, а также из некоторых тайных мест в Тибете. В следующей своей жизни он переродился как Лонгчен Рабжам - самый известный мастер Дзогчен за всю историю тибетского буддизма.
А женские перевоплощения были?
Да, неоднократно. Одна лишь Еше Цогьял - тибетская супруга Падмасамбхавы - перерождалась более десяти раз в разных мастерах, Мачиг Лабдрон - основоположница учения Чод, Мандарава - супруга Падмасамбхавы - перерождались несколько раз.
Расскажите, пожалуйста, о перевоплощении Ургьена Тулку Ринпоче…
Ургьен Тулку Ринпоче являлся основным держателем традиции Чоклинг Терсар. Он умер в 1996 году и был одним из самых великих и известных мастеров Дзогчен 20 века. Среди его учеников насчитывались все самые известные учителя традиции Нингма, а также 16-й Кармапа. Мне посчастливилось получать от него учения, а также присутствовать на всех церемониях, которые были связаны с его кремацией и отпеванием, открыванием Ступы, в которой его кремировали, нахождением специальных реликвий, сохранившихся после кремации. Все ученики долго молились, чтобы Ринпоче вернулся, и была составлена специальная молитва о скорейшем перевоплощении Ургьена Тулку.
Наконец это произошло: Ургьен Тулку Ринпоче перевоплотился в 2002 году. Переродился в семье небезызвестного мастера по имени Нэтен Чоклинг, чей монастырь находится в месте Бир (Индия). Этот мастер был связан с Ургьеном Тулку, получал у него учения, и Ургьен Тулку был одним из его коренных учителей. Сам же Нэтен Чоклинг в свою очередь является перевоплощением Чокгьюра Лингпы. Т.е получается, что Ургьен Тулку перевоплотился у эманации своего прадеда. Нужно добавить, что такие случаи происходят достаточно часто: сын Ургьена Тулку - Чоклинг Ринпоче также является перевоплощением его прадеда Чокгьюра Лингпы. Видимо мастера любят перевоплощаться в семьях, которые с ними тесно связаны как духовно, так и родственно. Это и правильно, так как в таких семьях они получают благоприятные условия для духовного роста и продвижения по пути. Будем надеяться, что в скором будущем у нас появится новый яркий замечательный учитель, когда этот мальчик вырастет и пройдет обучение.
* Падмасамбхава - см. Гуру Ринпоче
* Вималамитра - учитель Дзогчен, которого пригласил в Тибет царь Трисонг Дэуцен; один из трёх главных основателей в Тибете учений Дзогчен, особенно Нингтиг. Вималамитра значит «безупречный друг».
* Сутра и Тантра - под Сутрой подразумеваются учения Хинаяны и Махаяны, а под Тантрой - учения Ваджраяны.
* тертон - открыватель учений-кладов, сокрытых главным образом Падмасамбхавой и Еше Цогьял.
* Кармапа - глава линии Карма Кагью тибетского буддизма.
* Бодхисаттва - просветленное существо, принявшее обет помогать всем без исключения разумным существам и - в итоге - привести их к просветлению.
* Джамгон Конгтрул (1813-1899) - он же Лодро Тае, был предсказан Буддой Шакьямуни в сутре «Царь самадхи» и Падмасамбхавой во многих его терма. Изучил и овладел всеми учениями Будды. Главными его учителями были четырнадцатый Кармапа, Ситу Пема Нингдже Вангпо и Кхьенце Великий. Стал учителем Кхакьяба Дордже, пятнадцатого Кармапы. Известен как совершенный учитель, учёный, писатель, поэт и художник, автор и составитель более ста томов текстов.
* Царь Трисонг Дэуцен (790-844) - второй великий дхармараджа Тибета. Пригласил в Тибет Падмасамбхаву, Шантаракшиту, Вималамитру и многих других буддийских учителей. Построил Самье, большой монастырь и центр обучения, скопированный с Одантапури. Учредил буддизм как государственную религию Тибета. Во времена его правления были посвящены в сан первые монахи. Собрал пандит и лоцав для перевода священных текстов и создал центр обучения и практики.
Продолжение следует…