Часть 3.
Часть 2 -
здесь Как мы полумесяцы собирали
То, чем мы две недели занимались в центре, называлось одним емким английским словом activities, перевода на русский язык не имеющим. И аналога тоже нет, поэтому все три года я его никак не переводила - activities, да и все. И всем понятно. Были они самыми разнообразными, и цель имели одну - научить детей (да и взрослых) быть командой, жить и действовать в коллективе, плечом к плечу, когда твоя жизнь в буквальном смысле слова зависит от остальных. И не успели мы приехать в Хитрый дом, отнести вещи в комнаты и поесть, как нас уже собрали на площадке перед домом. Четыре команды по 12 человек, дети в команде должны быть примерно одного возраста - то есть примерно в одинаковой физической и ментальной форме. При каждой команде - один инструктор и один переводчик-сопровождающий. Команды оставались неизменными обе недели пребывания. Между прочим, очень удобно даже для экскурсий. Взрослый руководитель выходит на видное место, поднимает руку, и через 3 минуты возле него все его дети. Сосчитал - и в путь. Красота. Да только для этого нужно сначала этой командой стать не только по названию, но и по сути. Вот нас с первого дня и стали этому учить. Легко и ненавязчиво. Каждой команде выдали по плану местности и велели с этим планом в руке собирать геометрические фигуры - треугольники, прямоугольники, звездочки и полумесяцы. Разноцветные. Всего штук 20, наверное, а может, и больше - не помню уже, да это и неважно. На время - два часа. Я сказала - собирать? Ну, я просто неправильно выразилась. Их нужно было отыскать. Они были нарисованы - на деревьях, камнях, даже на земле. Вот кто больше отыщет, тот и победил. Врать не получалось - нужно было описать, где какая фигура нарисована. Свисток - бегом! И мы побежали. Каждый со своей командой. С планом в руке. По огромным угодьям центра. Не знаю, сколько там было гектар, но очень много. Правда, нам категорически запретили без инструкторов заходить в определенную часть леса, и на следующий день мы поняли, почему.
В общем, мы носились, как сумасшедшие, азарт был просто охотничий. Крик стоял!…
- Вон, вон зеленый треугольник!
-Чего ты орешь, дурак, другая команда услышит!
Другие команды наступали на пятки, эти проклятые полумесяцы были нарисованы в самых неожиданных местах, мы запыхались, взмокли, растрепались… Через два часа по свистку все снова собрались вокруг Дэйва, счастливые и уставшие. Все четыре команды нашли все до единой фигуры и услышали от Дэйва, что мы молодцы. Ну вот скажите, что в этом интересного? Да все интересно, поверьте. И, шагая в свои комнаты, чтобы помыться и переодеться перед ужином, мы чувствовали себя просто героями Шипки.
Как мы кроссворд разгадывали.
Я ведь уже говорила, что центр был христианским? Еще когда мы вели переговоры, нас предупредили, что чтение Библии является обязательным условием поездки. Работая в благотворительном центре, я привыкла ко всему на свете, и чтение Библии не казалось мне чем-то особенным - бывали вещи куда более специфичные. Попереводим Библию, подумаешь. Тем более, что я ее довольно неплохо знаю, да и вообще в теологических вопросах пусть и не эксперт, но и не зеленый новичок.
Однако все оказалось намного интереснее, чем простое чтение Библии. В первый же вечер после ужина мы собрались в зале для отдыха, и Дэйв поставил перед нами большую доску с приколотым к ней ватманом. Потом скрестил руки на груди, сказал свое любимое "well, well", окинул взглядом притихших детей и начал… рассказывать историю Хитрого дома. Переводить его было одно удовольствие - он говорил неторопливо, очень отчетливо, вовремя делал паузы, в общем, идеальная работа для переводчика. История у Хитрого дома была долгой и захватывающей. Один из его хозяев владел спичечной фабрикой - и Дэйв потряс спичечным коробком. Сэр Артур Конан Дойль был здесь частым гостем, именно тут он задумал и частично написал свою "Собаку Баскервилей". В рассказ плавно вписалась предпоследняя владелица Heatree, славная старуха, открывшая в нем благотворительную школу, а став совсем дряхлой, продавшей особняк со всеми угодьями большому благотворительному центру, оговорив, что здесь по-прежнему должны находиться дети. Дэйв Смит, работавший раньше в Швейцарии на компанию Нестле, стал управляющим Хитрого дома, разработал программу пребывания в нем и добился того, что эту программу включили в школьный curriculum. Он нанял первоклассных инструкторов, соответственно обустроил территорию, и Хитрый дом не пустовал весь год.
Рассказав все это и многое другое, Дэйв привычными движениями начертил на листе ватмана клетки для кроссворда и начал задавать детям вопросы. "Что делал мистер Такой-то? Кто часто приезжал сюда в гости? Тему для какой истории навеяли здешние места сэру Конан Дойлю?" "Спички! Собака Баскервилей!" - восторженно кричали в ответ дети, и каждый правильный ответ Дэйв вписывал в клетки. Поскольку все ответы были правильными, клетки заполнились очень быстро, а буквы в центральном ряду клеток образовали два слова - Jesus Christ. "Вы знаете, кто это?" - спросил Дэйв. "Знаем!" - дружно заорали дети и наперебой начали объяснять. Он внимательно выслушал всех и кивнул: "Верно, это наш Спаситель".
А потом пожелал нам спокойной ночи и предупредил, чтобы мы не опаздывали на завтрак. А мы пошли устраиваться на ночь.
часть четвертая здесь