Путевые заметки

Apr 06, 2006 00:52

А в Англию мы ездили трижды.

Ах, да, наверное, нужно объясниться. Семь лет своей единственной и неповторимой жизни я отдала практически бескорыстному служению одной благотворительной организации. Действительно бескорыстному - за работу там мне ничего не платили, хотя работать приходилось без графика, без выходных и без праздников. Я получала копеечные командировочные за поездки и очень редко - не менее копеечные премиальные. Через семь лет до меня, наконец, дошло, что меня самым бессовестным образом эксплуатируют, забывая, а точнее, не считая нужным, даже сказать спасибо. Кроме того, приходилось постоянно оставлять дома, без контроля, тогда еще маленького ребенка Дарью (что и аукается мне сейчас по полной программе). Ну, и сама работа вовсе не была синекурой. Когда ты везешь "на оздоровление" от 20 до 50 разновозрастных детей, являясь одновременно старшим воспитателем, чаще всего единственным переводчиком и заодно дорожным штурманом (в основном все поездки совершались на автобусе), когда ты отвечаешь за жизнь и здоровье детей, за их поведение, за налаживание контактов, подарки организации (а попросту - выпрашиваешь эти подарки и деньги "на бедность бедным благотворителям"), должен хорошо выглядеть, потому что приходится общаться на самом высоком уровне, сниматься в телепрограммах и давать интервью в газеты, при этом отвечая за всю документацию, детские паспорта, проезд через границы без очереди, и прочая, и прочая, и прочая - в конце концов понимаешь, что 50 долларов за трехнедельную поездку - это очень мало. В общем, через семь лет, поняв все это и многое другое - в частности, сняв с носа розовые очки и сообразив, что начинавшаяся благотворительной деятельность давным-давно таковой не является, что твое начальство уже успело купить себе две квартиры в столице, а ты по-прежнему ходишь в подаренных тебе "от западных щедрот" вытертых добела джинсах... Ну, неважно. Ушла я оттуда. Лучше поздно, чем никогда.
И все-таки совсем зряшной эта работа не была. Во всяком случае, вряд ли я смогла бы посетить столько стран и увидеть столько интересного за свой счет. Вряд ли я смогла бы легко и бегло заговорить на современном английском и немецком, а самое главное, будучи простой туристкой (если бы мне это все-таки удалось), я никогда не увидела бы эти страны и эту жизнь "изнутри". Интересная была работа. Если бы за нее платили... Впрочем, я опять отвлекаюсь - меня хлебом не корми, а дай поболтать.

О чем это я? Ах, да.

А в Англию мы ездили трижды.
В Девон. В очень интересное место под названием Heatree Activity Centre, недалеко от деревушки Manaton - и в какой-то степени недалеко от Экзетера. Ну, по нашим меркам. Англичане почему-то считали, что Экзетер едва ли не на Луне. Ну да - километров 40 до него было. Может, чуть меньше.
Центр этот был христианским - в том смысле, что управляли им христиане-евангелисты. Самое забавное, что за три поездки я так и не удосужилась выяснить, какими именно евангелистами они были - их ведь теперь много всяких. Впрочем, особого значения это не имеет. Люди они были замечательные, веселые и жизнерадостные, молитвы перед каждой едой не были каноническими - просто кто-нибудь выходил вперед и благодарил Our Father за хлеб-соль, за новый день и хорошую погоду. И чтение Библии, а точнее, Евангелия от Иоанна, по вечерам тоже проходило весело и увлекательно. В общем, я это только приветствовала (в отличие, скажем, от поездки к харизматикам в Швейцарию, но это уже совсем другая история). Проводили мы там все три раза по две недели, насыщенных до предела и наполненных интереснейшими мероприятиями до отказа. Правда, все три поездки пришлись на конец марта - "пустое" время в центре, где обычно все дни были расписаны за три месяца вперед - как нам объяснили, программа этого центра входила в школьный curriculum, поэтому дети Девона должны были ежегодно провести там неделю. Ну, а конец марта - время гнилое, за окном "то дождь, то снег", ехать никто особо не рвется, вот нам его и дарили. Впрочем. мы не в обиде - уж лучше в конце марта, чем вообще никогда.
И подумать только, что мы могли всю жизнь прожить, не зная, что на свете есть такое!

Вообще, наверное, стоит сначала сказать, что Англия занимает в моей жизни и душе особое место. С самого раннего детства я почему-то бредила этой страной. Я зачитывалась Диккенсом - помните этот темно-зеленый тридцатитомник? Книги стояли у многих (как раз у нас их не было, и заветные 30 книг появились у меня только в прошлом году благодаря моей замечательной
старшей дочери), но мало кто их читал. А я просто оторваться не могла, и мне все время казалось, что вот прямо там я и живу. По особому стечению обстоятельств (хотя сейчас мне кажется, что это было закономерностью) учиться меня отдали в английскую школу, а оттуда я плавно перетекла в горьковский Ин'яз. И всегда мечтала побывать в Англии, хоть одним глазком посмотреть на знаменитые английские сельские пейзажи и, конечно же, побывать в Лондоне. Поэтому такая поездка была для меня благословением, и я даже не расстроилась, узнав, что за нее почти ничего не получу. Ну и ладно, зато - Англия! И это уже было счастьем.

Группа была максимально большая - 50 детей и пятеро сопровождающих, двое с хорошим английским (ваша покорная слуга и студентка 3-го курса Ин'яза, успевшая дважды съездить на летнюю работу в Америку), одна дама - с плохим (школьная учительница, давно забывшая, чему ее учили в институте), и двое - вообще без языка. Группа была "наопополам" - англичане оплачивали нам пребывание, но дорога туда и обратно была за наш счет, поэтому детей набрали как из богатых семей, могущих заплатить энную сумму, и из семей небогатых, за символическую плату. Это оказалась лучшая группа за все семь лет - дети подобрались умненткие, воспитанные, глубоко порядочные и, как ни затасканно это может прозвучать, патриотичные в лучшем смысле этого слова. Им так хотелось, чтобы о Беларуси осталось самое лучшее впечатление! И они смогли этого добиться. Такой прекрасной команды и такой замечательной группы, повторюсь, у меня больше никогда не было.

Дорога тяжеленная. Мы добирались до места трое суток. Представляете, что такое трое суток в автобусе? Да 50 детей? Да у всех в сумках еды под завязку? А она, между прочим, имеет тенденцию портиться. И уже на второй день мы каждые два часа потрошили сумки и безжалостно выбрасывали подозрительные продукты. Причем (ну, понятное дело!) нюхать все это совали под нос мне. Эксперта нашли. А двое суток нюхать протухшие продукты... Впрочем, неважно. Зато мы успели подружиться - дети и взрослые. Больше всего я опасалась одной из сопровождающих. нас всех запугали - она была подругой детства нашей начальницы, дамой более, чем обеспеченной, и нам тыщу миллион раз сказали, что она едет в Англию отдыхать, так что смотрите там! Не трогайте ее! Но мы с ней подружились еще в автобусе - не было в ней никакого снобства, работала она, как зверь, и не чуралась никакой, даже самой грязной работы. Назовем ее... ну, пусть будет Анфиса. Какая, собственно, разница?
Значит, я, Анфиса, юная, но очень добросовестная и заводная студентка Оленька, единственный мужчина, серьезный, трудолюбивый и очень благожелательный Сергей, ну, и школьная учительница английского языка Наталья. Мы, признаться, очень на нее рассчитывали - школьная же учительница, должны уметь обращаться с детьми. Агащаз. Она единственная выпала из обоймы на первых же километрах пути, и потом мы ее просто не брали в расчет. В конце концов, на воздушном шаре тоже бывает балласт, как же без него? Интересно то, что на следующий год, когда я в связи с чем-то упомянула Дэйву, управляющему центра, Эту самую Наталью, он долго вспоминал, а потом, просветлев челом, воскликнул: "Ах, Наталья! Учительница английского языка, не умеющая говорить по-английски?" Это, увы, все, чем она там запомнилась. ну, и будет о ней.

Ночь. Кале. Веселые французские таможенники. Я с кучей документов. Олька, выскочившая из автобуса с горящими глазами: "Ну что же вы, что же вы! Мы уже в Кале, а вы меня не разбудили?!!!" Исключительные разметки в порту - даже если очень захочешь, не заблудишься. И - паром. Мама дорогая! Не знаю, как у кого, но у меня при слове "паром" возникает картинка - дряхлый деревянный настил, скрипучий, готовый развалиться прямо на глазах, и его "тянут за веревочку". А тут стоит шикарный трехпалубный красавец- теплоход. Автобус загнали в трюм, а мы - наверх. Вот он, Ла-Манш (или English Channel) а с той стороны - она, заветная Англия. Дети бегали по парому (просто язык не поворачивается так его называть - там вам и бары, и рестораны, и магазины, и игровые автоматы, чего только душенька пожелает), а мы вчетвером не могли уйти с палубы. Паром на этом отрезке идет всего два часа, и вот он Дувр. Вот она - Англия!

Первая поездка произошла еще до печального 11 сентября, поэтому иммиграционную службу мы прошли моментально, загрузились в автобус и... начались испытания. Кто не ездил по Англии на леворульном пассажирском автобусе с водительским сиедньем чуть не у земли, тот меня не поймет. Сидим втроем - водитель за рулем, второй водитель и я - читаю дорогу. Вдруг второй водитель смотрит в правое окно и с непередаваемой интонацией говорит: "Ой, бляаааааа". Я вскидываю глаза - и в точности воспроизвожу его интонацию: "Ой, бляаааааа!" Потому что справа нас обгоняет фура. Окно кабины водителя высоко над нами. А в кабине... никого нет. И мчится эта фура, как "Летучий Голландец", без команды и капитана. Через минуту мы оба соображаем в чем дело, и начинаем истерически ржать - водила-то в фуре сидит справа, поэтому нам снизу его не видно. Но потрясение было - не передать словами.

Дороги в Англии совершенно не похожи на европейские. Собственно, Англия вообще ни на что не похожа, она совершенно уникальна и самобытна, но у нас аж голова кружилась, когда мы въезжали в очередной junction, и казалось, что мы едем все по спирали и по спирали к самому центру вселенной. И туалеты. О, эти английские туалеты! После Германии с парочкой кабинок в каждом (а у нас, не забывайте, 50 детей), где приходилось тратить на каждую туалетную остановку по часу, английские туалеты произвели на нас особое впечатление. 10 минут - и всё, все в автобусе. Потрясающе. По дороге я позвонила Дэйву (в тот раз мне здорово повезло, у дороги стоял самый обычный телефон-автомат, питающийся монетками - вот в Плимуте, помнится, пришлось-таки мне, тундре необразованной, попотеть), получила инструкции, и вскоре мы уже подъезжали к заправке, на которой нас встречали.

Но об этом потом - если, конечно, это интересно.

часть вторая здесь

воспоминания о жизни

Previous post Next post
Up