Часть вторая.

Feb 16, 2006 19:59

Невестка.

И она еще хочет, чтобы я называла ее мамой… Блин. Мамуля, ага. Стоит только посмотреть в ее ласковое личико с нежно поджатыми губами, и прямо так и хочется воскликнуть: "Ой, мамочка, с чего это вас так перекосило? Лимона обожрались или стрихнин несвежий был?"
Между прочим, я к ней пришла с открытой душой. Думала - у такого замечательного сына и мама должна быть необыкновенная. Добрая, ласковая, понимающая. Она не будет ревновать своего сына ко мне, она увидит, как я его люблю, но не собираюсь отнимать у родителей - совсем наоборот, я стану им второй дочерью. Тем более, люди они образованные, школьные учителя. Ну и что, что сельские? Можно подумать, в сельских школах не бывает хороших учителей. По очереди были директорами этой самой школы, а теперь поняли, что уже устали, и уступили место молодым. А сами продолжают работать в своей школе, сеять, так сказать, разумное, доброе и какое-то там еще…
Сеют, однозначно. Огородище разбили - смотреть страшно. А той картошкой, которую каждый год сажают, можно дивизию прокормить. Правда, они скотину держат, ей тоже нужна еда. Хотя какая там скотина? Разговоров больше - корова да два кабанчика. Говорят, раньше еще и овец держали, и коз, и гусей-уток немеряно. А теперь ограничиваются двумя десятками курочек.
Вот интересно, как они умудрялись с таким хозяйством еще и директорствовать? И вообще в школе работать? "Мамочка", между прочим, литератор. Значит, одни сочинения сколько времени отнимают - знаю, у самой мама школьная учительница, тоже русачка. Зрение потеряла на этих дурацких сочинениях. А эту я вообще никогда не видела за проверкой тетрадей. Вот на огороде - это да. Особенно весело бывает, когда нужно спасать урожай от колорадского жука. Собирается вся родня, и городская, и сельская, берут в руки поллитровые банки - и вперед. С песнями. Снимают эту мерзость с кустов и сажают в банки. А потом сжигают, что ли. Никогда я не интересовалась судьбой этих тварей полосатых. Она и мне попыталась банку всучить, но я сразу ее на место поставила - сказала, что лучше сдохну, но к жукам не прикоснусь. А что? Да, я девушка городская, картошку только в на рынке видела. А жуки эти мне противны до тошноты. Она, конечно, сразу губы поджала и пришепетывает: "Картошечку, небось, кушать любишь. И не стыдно тебе, могла бы и помочь свекровке". Так что мне теперь, сквозь землю провалиться от стыда или голодовку объявить? А если завтра она решит всех мышей в свинарнике голыми руками истребить, мне тоже бежать туда в первых рядах? Нет уж, извините. Муж пометался-пометался между нами, попытался меня уговаривать, дурак такой. Но я сказала - нет, и не проси. Или ты хочешь, чтобы меня прямо среди огорода рвать начало? Я лучше посуду помою или полы в доме. Нет, он умница, все понимает. Так и "мамочке" объяснил. А она идет с банкой своей и бормочет что-то себе под нос.
Меня девчонки еще до свадьбы свекровкой пугали. Мол, не было еще такой свекрови, которая бы нашла со своей невесткой общий язык, а я, дура, не верила. У меня характер очень легкий, я со всеми в прекрасных отношениях. И не лентяйка ни разу, и чистоту люблю, и готовлю прекрасно, шью, вяжу - мало ли у меня достоинств? Почти не крашусь, одеваюсь скромно, никакого экстрима. И работа у меня отличная, зарабатываю не меньше мужа, и ценят меня, продвигают по службе. Чем могу не угодить? Ан не угодила. А чем - не знаю. Наверное, самим фактом своего существования.
Она на меня с первого дня косо смотрит, с самого знакомства. Муж меня к ним привез, когда до свадьбы оставалось две недели, а она решила, что это мои козни, что я его не пускала к родителям и не разрешала сообщать о том, что мы поженимся. Странная такая. До них ехать довольно-таки далеко, часов семь добираться, то есть в два дня, обычные выходные, никак не уложишься. Пришлось ждать длинных, чтобы провести там полный день. Я ему говорила, мол, ты напиши или позвони, а он все отказывался. Дескать, такие вещи сообщают лично, а не по телефону и не открыточкой. Ну вот и доотказывался. А свекровка так и не поверила, что я тут ни при чем.
И свадьба ей не понравилась. Не знаю, чего она ждала - пышного деревенского пира, что ли? Когда народу миллион, самогонка льется рекой, поют матерные частушки и бьют друг другу морды? Мы сразу сказали, что все будет очень скромно, только свои. Ни муж, ни я терпеть не можем всю эту показуху с куклами на машинах и прочими "традициями". И свадьбу мы делали на свои деньги, ни у кого не просили, так что расписались, посидели в ресторане и разбежались, каждый к себе. Да, я не брала напрокат чужие свадебные сливки, которые они по недоразумению называют платьями, слуга покорный. Мне уже давно не восемнадцать лет, чтобы в эти игрушки играть - фата, кринолины, флердоранж. Для нас с мужем ЗАГС - это чистая формальность, мы с ним уже почти два года вместе живем. (Кстати, свекровке я об этом говорить не стала, она бы на месте померла). Купила себе очень красивый брючный костюм, я его и потом с удовольствием носила. Очень практично и удобно. А свекровка, когда меня увидела, чуть в обморок не хлопнулась. "Ой-ой, деточка, кто ж в таком замуж выходит?" Можно подумать, семейная жизнь зависит исключительно от количества взбитых кружевных сливок на посеревшем от частого употребления платья.
И еще она очень удивилась, что мои родители не приехали. Как это так - единственная дочь замуж выходит, а их тут нет? А мои родители - люди вполне разумные и традиции слепо не блюдут. Им, чтобы прилететь, нужно сумасшедшие деньги на билеты бухнуть. Ни у них, ни у нас таких денег нет. Мы к ним в отпуск собираемся, вот тогда и наобщаемся. А эта опять давай причитать: "Что ж им, все равно, что ли? Кровиночка замуж выходит, а они даже не знают, за кого". Ну зла не хватает, честное слово. Можно подумать, прилетела бы мама, посмотрела на моего мужа и сказала: "Знаешь, дочь, он мне не нравится и ты за него не ходи". А я бы, понятное дело, сразу и послушалась.
Нет, это счастье, что свекровь живет довольно далеко и в наши дела не суется. Представляю, каково бы мне было, живи мы в одном городе. Сожрала бы, без соли и масла, однозначно. Она приезжает раз в полгода на неделю, а мне хочется удавиться. Главное, она мне в лицо гадостей не говорит, нет. В смысле - никаких прямых личных оскорблений. Все вокруг да около, но от этого не легче. После свадьбы сидели у нас дома, фотографии смотрели. Есть у меня одна фотка, которой я ужасно горжусь - ну просто очень удачная, настоящий мастер делал. Смотрит на нее свекровушка и на голубом глазу спрашивает: "Ой, а это кто, такая красавица?" Я понимаю, что там я значительно моложе, и вообще - это художественный портрет, отвечаю: "Это я." Она опять губы поджала и говорит: "Да? Ни за что бы не подумала - такая красавица!" Ну, вот как, а?
Или помню, когда мы только поженились, приехали к ним на праздники, дня на четыре. Ой, мама дорогая! Ведет меня свекровка к себе в спальню и открывает шифоньер, а там! Новое, нераспакованное постельное белье - комплектов тридцать, не меньше. Стопки полотенец, и махровых, и кухонных, и банных, подушки, одеяла - ну, я не знаю, на семью человек так из десяти, не меньше. Я спрашиваю: "Это что у вас за склад?" А она елейно так: "Это дочкино приданое". (У дочки, между прочим, даже жениха пока нет). Я и удивилась, говорю: "А зачем так много?" Вот тут свекровушка зубки-то и показала. Сделала скорбную мину и отвечает: "Ну, ведь не голой же ей замуж выходить? У нее родители любящие имеются". Ну, не зараза? Это ж она про меня - мол, я голой замуж вышла, а родители мои меня вообще из семейного списка вычеркнули. Ну да, я и не спорю - не было у меня никакого приданого. Это ж смешно, нелепица какая-то! Прошлый век! Мы с мужем сошлись, вместе и покупали все, что нужно для нашего семейного очага. И уж точно могу сказать, что нам не требуется десять подушек и тридцать комплектов постельного белья. А свекровушка мне посуду показывает, ложки-плошки-поварешки, сервизы, кастрюли, сковородки. Потом колготки, лифчики, халаты, ночнушки… Бедная ее дочка, ей потребуется два грузовика, чтобы все приданое отсюда перевезти. Или контейнер будет заказывать. Да только я очень сомневаюсь, что она захочет все это забирать. И мода меняется, и вкусы у людей разные. Так и сгниет все в свекровушкином гардеробе. Это ж за всю жизнь не переносить! С ума сойти можно. Зато не голая замуж пойдет. Мда.
Подарки я ей постоянно преподношу, ко всем праздникам - и государственным, и церковным, и день рождения, конечно, не забываю. Ну, ни разу она мне от души спасибо не сказала, ни единого. Это у меня теперь иммунитет, а поначалу сильно задевало, конечно. Помню, кофту ей на день рождения купила в тот первый год, когда мы поженились. Долго выбирала, старалась, сама бы такую носила с удовольствием. А она губы поджала (она вообще мастерица губы поджимать) и говорит: "Ну что ж, спасибо и на этом". Блин. Мне так хотелось вырвать у нее эту дурацкую кофту из рук, а я только улыбнулась, мол, носите на здоровье. Никак не могу угодить. У чайных сервизов чашки маловаты, шторы слишком веселенькой расцветки, а скатерти слишком широкие или, наоборот, слишком узкие, пледы слишком тонкие или непрактичные - стираются плохо, простыни цветные - это распущенность, (а белые я терпеть не могу). На огороде я работать не хочу, корову доить меня никто не учил, кабанчикам пойло не ношу, потому что боюсь их до смерти, печку топить не умею… В общем, она считает меня человеком бестолковым, ленивым и ни к чему не пригодным. Ну что я должна делать, если я всю жизнь прожила в большом городе, огород этот до нее только на картинках видела, да и скотину тоже? И печка для меня - вещь незнакомая и опасная. И учиться я этому не хочу, чистая правда. У меня маникюр - почему я должна копаться в земле и навозе? Да, и коровы я боюсь до умопомраченья - у нее, между прочим, рога, и кабанчиков тоже. И вряд ли мне когда-нибудь придется жить в таком раю, во всяком случае, я очень надеюсь, что не придется. А к своей жизни я очень даже приспособлена, просто лучше не бывает.
Когда первая дочка родилась, я думала, свекровка смягчится, наконец. Все-таки первая внучка, не фунт изюму. Однако опять все пошло не так. Когда она увидела, что я дитенка одеваю в памперсы и распашонки, аж позеленела. "Простудишь, будет всю жизнь в штаны писаться" - чего она мне только не пророчила. Муж, между прочим, никогда ее не одернет. А если я ему потом претензии высказываю, только смеется - не обращай ты на нее внимания. Приехала-уехала, пусть поговорит. Он не понимает, что мне обидно до смерти. И ездить к ним заставляет обязательно. "Бабушка внучку любит, нельзя лишать их общения". Может, и любит, но как-то очень по-своему. Помню, приехали в первый раз втроем - а машинки стиральной у них нет, конечно - так она меня в сторону отзывает и шепчет: "Ты хоть тут не заставляй мужа пеленки-то стирать, не позорь мужика перед родней". Я аж задохнулась от обиды. Значит, если отец своей дочери пеленки постирает, это для него позор? Я, конечно, постирала, не переломилась, но запомнила это прочно. И не любит она ее нисколечко. У ее дочери двое детей, мальчик и девочка, а у нас две дочери, все четверо почти ровесники. Обычно мы у бабушки порознь гостим, и это очень хорошо. Однажды сложилось так, что оказались мы там все вместе, и бабушка преподнесла внукам подарочки: тем машинки, куклы какие-то, платьица, шорты. И нашим девчонкам тоже… по паре летних носочков и один набор для песочницы на двоих. У вас, говорит, папа с мамой богатые, они вам сами купят все, что нужно. А это от бабушки с любовью. Так и хотелось сказать - заткни ты это себе в одно место, со всей своей любовью. Если б не муж, точно сказала бы. Не хотелось его расстраивать просто.
А уж последний раз вообще ни в какие ворота не лезет. Хотели мы слетать на пару недель в Египет. Отдохнуть. Для разнообразия без девчонок,. Тем более, Египет - это не самое подходящее место для детей. Ну, я и спросила свекровь, нельзя ли дочек у нее оставить, как раз каникулы были зимние. И знаете, что она мне ответила? "Нет, не получится. У меня внуки будут гостить, а четверых я не потяну". Вот так. Значит, те двое - внуки, а наши - не пойми кто.
И еще обижается, что я ее мамой не зову. Да, не зову - и не назову никогда, пусть даже не мечтает. "Мама" - это заслужить надо. Мама у меня одна, и другой мне не нужно, спасибо вам большое. А ее я уважительно, по имени-отчеству. А она аж шипит от злости, как раскаленная сковородка, если на нее водой брызнуть. Ну и пусть пошипит, хоть какое-то моральное удовлетворение.
Я точно знаю, что из меня свекровь вышла бы замечательная. Я бы свою невестку не гнобила. Но такое счастье мне не светит - и невестке тоже, потому что у меня две дочки, а это совсем другое дело. Они обе такие нежные, славные, умненькие, вежливые, начитанные. Им будет нелегко подобрать себе подходящую пару. Попадется мужлан какой-нибудь, и будут мои девочки страдать и терзаться. Они же интеллигентные, лишнего слова не скажут. Жалко их.
Я своих будущих зятьев, конечно, не знаю, но уже заранее не люблю…

часть третья здесь

мысли вслух

Previous post Next post
Up