Давайте чтобы закончить цикл, добавлю еще запись про то, чему Украине нужно поучиться у США.
Длинно - но вот эта запись во многом меня потрясла, да.
«"Неужели там так все плохо?", "Ты видишь только дерьмо, потому что дерьмо у тебя в глазах!", "Ты смотришь на все сквозь черные очки" "Сиди и не отсвечивай", "Будь благодарна!".
А что творится в комментариях под репостами - это страх Божий. Уже забросали дерьмом со всех сторон, жаль, что критики по сути почти нет. Но у меня под постами, к счастью, кроме случайных залетных людей - очень зрелый разговор выходит.
Вы просили не только о плохом, поэтому отдельный пост - чему именно Украина должна поучиться у Штатов. И что мне в Штатах нравится.
1. Уважение к разнообразию.
Это восторг. Если в Украине в некоторых местах даже применить аббревиатуру ЛГБТ+ нельзя (например, я с этим столкнулась в школах при работе с буллингом), то в Штатах трансгендерный ребенок (до перехода), - играет в школьном рок-бэнде в первом ряду. И ее не травят!
Одноклассники свободно говорят другим одноклассникам: "Я гей". Северин даже удивляется: "Зачем они мне это сообщают, ну и что, что они геи? Как будто это что-то изменит".
Но сам факт того, что дети в школе открыто об этом говорят - он поражает! Учителя поддерживают детей и взрослых ЛГБТ+, об этом висят плакаты, символика, слова поддержки.
Разнообразие рас и опытов есть в текстах, с которыми работают дети, в учебниках. Дети в рабочих материалах читают о мытарствах беженцев, имеют проекты о пути их семьи в Штаты, имеют проекты о национальных кухнях, праздниках и т.д.
Дни женщин в науке, дни черных в науке, дни разных национальностей в науке.
Это хорошо. Это позволяет максимально быть собой (кроме как быть сексистом/расистом/гомофобом или не любить русню, что тоже относится к расизму, но об этом я уже писала).
2. Инклюзивность, в частности - относительно невидимой дисфункциональности.
У меня в институте в Украине попросили СПРАВКУ о том, что мне по состоянию здоровья нельзя бодрствовать по ночам. Пришлось отправлять справку от психиатра 🙁 В Штатах меня спросили при регистрации: относите ли вы себя к человеку с invisible disability (а туда относится РДУГ)? Я заметила - да, и уже имею право на поддержку от университета, без всяких доказательств или справок.
У детей есть в школе инклюзивные планы, поддержка с самого начала. Чем раньше встручка - тем лучше. Вашему аутистическому ребенку нужна малая группа с минимумом сенсорной нагрузки - вот вам. В хоре поют незрячие, по школе ходят в звукоподающих наушниках, темных очках, с длинным рукавом - здесь ПОНИМАЮТ, что такое сенсорная перегрузка и мелтдауны.
Здесь не нужно объяснять особенности твоего состояния, простого "у меня РДУГ" - достаточно.
Да, говорят, что иногда надо привлекать специальных адвокатов для отстаивания прав детей с ООП, но мне - на чести с Украиной - все кажется замечательным. При том, что поддержку получил как мой сын на официальном 504 плане, так и сын, которому план не офомливали, но которому диагностировали депрессию.
Школа проводит совместные мероприятия с профильными ГОшками для психоэдуцирования в отношении разных детей из ООП, чтобы помочь им.
Инклюзия действует и в плане доступности физических пространств, в плане дружественности к детям. В музеях есть программа для детей, действуют разные семейные скидки, дни семьи, концерты для детей от симфонического оркестра и т.д. Красота 🙂
Общество организует транспорт пожилым людям, чтобы они посещали концерты и ярмарки.
3. Уважение состояния ментального здоровья.
Как говорит мой коллега и хорошо знакомая: "Слава Американской фарме!". Здесь блестяще работают с разными состояниями ментального здоровья в плане медикаментозной поддержки.
Когда в школе узнали, что у Северина депрессия и что я вожу его при поддержке к специалисту, школа мне позвонила, чтобы поблагодарить за пристальное отношение к здоровью ребенка.
Ему сразу предложили консультации со специалистом от школы, и открыть 504 план (это для детей с ООП, здесь депрессия, как и положено, тоже делает человека человеком с особыми образовательными потребностями, хоть это и временное состояние).
От универа постоянно есть предложения бесплатной (за счет униевра) поддержки ментального здоровья, программы и консультации. Ну, то есть к этому относятся серьезно.
Наша психиаторша блестящая. Она подобрала нам всем такую замечательную комбинацию препаратов, которая хорошо попадает на все наши вавки. Не представляю, как я без этого, потому что детей вытаскивали из очень нехороших состояний на фоне всего... Сами знаете, кто с детьми и беженцы.
4. Право быть собой.
Никого не гребет, что ты носишь или как выглядишь. Мой ребенок зимой и летом ходит в школу в шлепках и пижамных штанах. У него сенсорная гиперчувствительность. Учителей это не волнует, чтобы не дрался и учился.
Никто не оглядывается, что бы ты ни носила. Ты можешь хоть на голове ходить - это твое дело. Хочешь с зелеными волосами в школу - и ради бога!
Часто делают комплименты, это - часть культуры. Я сначала очень пугалась. Потом начала решаться говорить комплименты.
Похвалила доминиканке ее носки. Она сняла их и отдала мне. Тоже дикая 🙂 Я взяла одну, а другую ей дала свою - от DodoSocks, как часть культурного обмена.
5. Противодействие буллингу
Прекрасно, прекрасно поставлено реагирование на буллинг. Да, как книга пишет! Это не в теории, это на практике. Проходила, потому что Северина начали были буллить. И я писала здесь, как реагировала я и как реагировала школа. Булинг прекратился мгновенно. Школа взяла ответственность и отреагировала блестяще.
6. Уважение к науке
Если человек имеет PhD, то обращение к нему - doctor. Это вместо миссис или мистер. Это другой статус, это - гигантское достижение!
Ученые получают неплохо, хоть и не так хорошо, как врачи, адвокаты или программисты.
Высокие стандарты науки, к науке прислушиваются, с учеными совещаются.
Меня шокировало мое участие в рабочей группе по разработке антибуллингового закона (в Украине), когда мне прямо сказали "да что нам те мнения ученых, мы самой знаем, как лучше". "Ну мало ли что какой-то ученый дал определение буллинга, мы сами придумаем определение буллинга!" (Это о Дане Ольвеусе).
Профанация в украинской науке - это просто ужас, я только сейчас это увидела. Я не верила. В истории такого не было (когда я училась, по крайней мере, хотя теперь, с наметенным глазом, я вижу кучу недостатков и в исторических статьях тоже)... А потом я погрузилась в наши общественные науки... Сколько там шлака! Не все, конечно, профанируют. Есть блестящие работы, я зачитываюсь некоторыми статьями и работами. К примеру, почитайте монографию П.П. Горностая "Психология коллективных травм" - это блестяще! (я уже сдала сессию у него, так что хваление работы не будет считаться подлизыванием перед зачетом %) ). Я ее как раз читаю.
Несмотря на некоторые жемчужины, все же. Правительство не поддерживает науку. Собранные данные не интерпретируются почти на более сложных уровнях. То, что у нас называют "научными статьями" - оно очень далеко от того, что печатают в американской или европейской академии. Мы не конкурентоспособны.
Профанация высшего образования - Боже-Боже… Я училась в Украине в 5 вузах. Из них три закончила, у еще двоих учусь. Да, я сравниваю с курсами в Денверском университете и Принстоне, которые я брала, это, конечно, крутые вузы, но, но... У нас могу отметить УКУ, Могилянку и ИСПП (это без подлизывания, потому что я там учусь, это серьезно) . Но все равно оно все не на том уровне, на котором бы хотелось.
В Америке в институтах действительно ведутся исследования, а не что-нибудь для отчетов.
У нас меня поражает искусственный язык научных работ, где главное не столько содержание, сколько форма. Конкуренция и унижение в научной среде против поддержки и роста и вдохновения и взаимопомощи в американском (я работала в психологической лаборатории в Денверском и Принстоне). Да, здесь тоже безумно конкурентная среда (я бы не выдержала в американской академии), в то же время она позволяет расти. О впечатлениях от местной академии напишу потом больше.
Для ученых здесь от университета - все. Техника, доступ к библиотеке, скидки на товары в магазинах, ресурсы университета (как вот люди, занимающиеся вычислениями, вычиткой академических текстов и т.д.), средства сбора и обработки данных, лицензионные пакеты которых хочешь программ - все на средства университета. Быть ученым здесь - ПОЧЕТНО, тебя всячески поддерживают, только работай! Ты здесь растешь как специалист, потому что создана уникальная экосистема - только пользуйся.
Академическая добродетель - это наше все здесь. Какие там плагиаты, вы... Магистерская или докторская - это действительно работы высокого уровня.
Негатив не буду писать сейчас, напишу, когда закончу контракт, сори. Я не слепа относительно негатива, но этот пост - о позитиве 🙂
7. Уважение своих достижений.
Я об этом писала уже по отдельности. Мы не привыкли гордиться нашими достижениями. Когда ты начинаешь, тебе прилетает, что у тебя корона на голове.
Когда я принесла научной руководительнице книжечку, которую мы используем в работе с буллингом, она организовала фотографирование и хотела выложить фотки на сайт как большое достижение. КАК МНЕ БЫЛО стыдно!!! Я просила этого не делать! Для меня это "просто" книга, но здесь это СОБЫТИЕ незаурядного масштаба.
Когда люди узнают, что Фулбрайтовская стипендиатка - то чуть ли не на руках готовы носить. Я мгновенно приобретаю какое-то большое уважение. Или когда узнают, что я спикер TEDx. Люди об этом пишут в резюме, мне в голову не приходило такое! Пишут о выигранных грантах (я их выиграла море), об упоминаниях в прессе (у меня их тьма). Но я понятия не имела, что это все можно нести как флаг и подавать в резюме!
А здесь люди уважают свой труд и свои достижения. И мне это очень нравится и перевернуло мой мир.
8. Отношения учителя-дети
Невероятное уважение учителей к детям. Не все, не везде, но обратное всегда исключение и дети имеют механизмы сообщить о нарушении учителей (например, что учитель кричит или унижает).
У них есть дни, когда дети могут переодеваться у учителей, а учителя - у детей.
А как вам эта штука: учительница садится над такой бочкой с водой, и механизм такой, что учительница горлает детям всякие обидные словечки (dirt talk), а дети бросают в специальную мишень мяч, и когда попадают - учительница падает в бочку с водой! И это не воспринимается как унижение!
В этом году "мочили" учительницу испанского, то она кричала Северину, что его бросок такой же плохой, как и его испанский. И все были АБСОЛЮТНО СЧАСТЛИВЫ! Хотя это правда: и испанский, и бросок у него ужасные 🙂
Ярослав обожает учителей, которые позволяют ему троллить их и прикалываться. Делает это все время. Они тоже тролят его, он только радуется. Он мечтает стать учителем и не хочет менять уже вторую школу, потому что он уважает и увлекается учителями!
А эти письма, которые шлют учителя детям, чтобы поблагодарить за их старания? Мы уже имеем два таких, написанных от руки, где благодарят Северину, что благодарны иметь его в учениках! С двух школ такое приходило!
А еще я получила приглашение на какое-нибудь награждение Северину в эту пятницу и в письме просили не говорить ему, чтобы это был сюрприз. Я заинтригована!
Мне это ТАК НРАВИТСЯ!!
9. Празднование простых вещей
Мне очень нравится, как здесь украшают дома. Как празднуют смены сезона. Как с любовью лелеют свое жилище и свои крошечные клумбы. Как шлют хорошие открытки по любому случаю. Как ходят собирать яблоки или тыквы. Я понимаю, что это следствие жизни в мирном обществе, но как мне это нравится!
Поэтому да, здесь есть чему поучиться и что перенять. В плане противодействия буллингу и научным подходам штаты для меня являются образцом. Но я очень трезво отношусь к этой стране, ее плюсам и минусам. Поэтому - берем лучшее, но не огульно все 🙂
----
В очередной раз, как и в каждом посте, повторяю: надо понимать, что мой опыт нельзя применить ко всей стране. Он касается исключительно меня, моих впечатлений, основанных на жизни в штатах Нью Джерси и Пенсильвании и немного Колорадо (но это другой мир) в течение 2 лет. Все эти впечатления применяются к семье из 4 человек с одним источником дохода, который на 60% выше федерального предела бедности для семьи из 4 человек. Сфера работы - академическая. Место жительства - пригород (субурбия). До ближайшего большого города - 45 мин машиной. Дети учатся в государственной школе с рейтингом 7 (это все важные факторы) »
Буллинг у нас в стране проблема, и профанация науки, ага.
Ну и недостаточно прав быть собой в плане ЛГБТ, кто бы мог подумать.
(что не отменяет местами пещерного отношения к ЛГБТ, тут не отнять - но это основная проблема, реально?!?)