В древности жрецы следили за движением планет с помощью астрономических инструментов. В Месопотамии и Египте сохранились рисунки с изображением высоких шестов с укрепленными на них круглыми предметами, некоторые из которых помещались между парой рогов или на лунном серпе. Устанавливали их перед храмами.
Простейшим астрономическим инструментом был гномон ( от греческого "тот, кто знает"), который по отбрасываемой вертикальным шестом тени позволял следить за движением Солнца. Длина тени ( она уменьшалась к полудню по мере подъема Солнца) указывала на время дня, а направление (первых и последних лучей Солнца на восходе и заходе) позволяло определить время года. Археологи обнаружили такие устройства в Египте, причем, они были размечены с целью определения времени (a,b) :
Поскольку в периоды солнцестояний тень становилась слишком длинной, Плоские устройства были усовершенствованы, и шкала приобрела наклон, что способствовало уменьшению длины тени (с). Со временем это привело к изобретению ступенчатых солнечных часов, в которых время указывала тень, поднимавшаяся или спускавшаяся по ступеням лестницы (d). Затем появились солнечные часы, в которых вертикальный шест был снабжен полукруглым основанием, на котором была нанесена угловая шкала.Археологи нашли подобные часы в Египте (е), однако самое древнее такое устройство обнаружено в ханаанском городе Гезер (f). На его лицевой стороне нанесена угловая шкала, а на обратной - рисунок со сценой поклонения богу Тоту.(13 век до н.э.).
В Библии в Книге Иова упоминаются портативные гномоны, которые использовались для определения времени при полевых работах. В древнееврейском тексте используется термин Маалот Ахаз, т.е. "ступени" или "градусы" царя Ахаза. Одни ученые интерпретируют это выражение как описание солнечных часов с угловой шкалой ("градусы"), а другие считают, что речь идет о настоящих ступеньках (как на рисунке d). Возможно, это устройство представляло собой комбинацию ступеней с угловой шкалой - такие древние солнечные часы до сих пор стоят в индийском городе Джайпуре:
Несмотря на греческое название, гномон изобрели вовсе не греки, и даже не египтяне, а вавилоняне. Анаксимандр Милетский говорит о науке определения времени по солнечным часам и интрумент этот он называет "охотник за тенью."
А теперь сравним слова:
- Бит Махаззат (шумер.) - "Дом наблюдений" Это помещение располагалось на верхней ступени храма-башни Ану в Уруке (библейском Эрехе).
- Маалот Ахаз (др-евр.) - "ступени" или "градусы" царя Ахаза.
- Малха Аза, Малхаза (ингуш.) - "лучи Солнца", "градусы"(?!)
Малха Са - Солнца угол. Са (инг) - угол.
ЗIы (инг) -луч, цепь.
Азо (устар.инг) - пучки лучей Солнца, т.е."градусы", как мне думается (см.угловую шкалу на рис.е)
ЛагIа (инг.) - ступень(ка).
ЛагIаш (инг) - ступени.
Лагаш - город в Шумере, где находился зиккурат бога Нинурты, сына Энлиля и Нинхурсаг.
А вот теперь посмотрите на очень интересный ингушский счет:
ЦаI - цхьоаллагIа - один - первый (букв."одна ступень").
Шиъ - шоллагIа - два -второй ("две ступени").
Кхоъ -кхоалагIа - три - третий ("три ступени")
Диъ - диълагIа - четыре - четвертый ("четыре ступени")
Пхиъ - пхелагIа - пять - пятый ("пять ступеней") и т.д.
В счете, отвечающем на вопрос "малагIа?" - который? какой?, как и в самом вопросе, сохранилось слово лагIа - ступень. Т.е. явно в древности наши предки вели счет ступеням по солнечным часам при определении времени.
Раз были солнечные часы , то должно было быть и место, где они располагались, и жрец, следящий за ходом времени и движением планет. Разложим слова:
Гезер (ханаанский город-см выше), ГIазар (село в Ингушетии), Хазар, Хазур - "наблюдающий время".
Маалха азо - "пучки лучей Солнца", градусы.
Алхазур - " наблюдающий время пламени (Солнца).
МалхазIы - "луч времени пламени Ма (Солнца)."
И еще я ищу ответ на очень интересный вопрос: какое сакральное значение имела "пятая ступень" - ПхьелагIа, если этим названием была наречена св.Пелагея Антиохийская (Тарсийская)?