Вы уже догадались, в этой части затянувшегося фотоотчёта речь пойдёт об Астрахани. Наш поезд добегал последние километры к городу, который называют арбузной столицей России.
(
вернуться к предыдущей части)
С обеих сторон от железной дороги растянулись обширные заливные луга дельты Волги. Астрахань находится на Прикаспийской низменности, до Каспийского моря от неё - около 80 км. Но купаться в нём непросто - весь северный берег Каспия на многие километры порос камышом. Каспийское море - это "большая лужа", озеро, уровень воды в котором на 27 метров ниже уровня океана. Для сравнения, 27 метров - это высота 9-этажного дома.
Мои юные попутчицы, с которыми я познакомился накануне вечером, проснулись раньше меня и уже вовсю красили реснички. На полу и на нижней полке напротив они устроили большую кучу из матрасов, подушек, одеял, постели и дорожных сумок вперемешку, так что развернуться было тяжело. Всем девушкам в тот день надо было на учёбу, потому составить мне компанию для осмотра города они не могли. Зато посоветовали несколько интересных мест, в том числе Сарай-Бату - декорации к фильму "Орда". Место, конечно, интересное, но побывать там я уже не мог. Для этого необходимо было выйти на станции Ашулук, что не вписывалось в логистику моей поездки.
(фото из интернета)
И вот мы приехали. Попрощался с девочками. Жаль, что нельзя какую-нибудь из них забрать в Харьков, в качестве сувенира:)
Кстати, летом время в Астрахани на 1 час больше московского.
Только что я обновил крайнюю восточную точку, в которой я бывал. Восточные мотивы в Астрахани чувствуются уже в архитектуре вокзала.
В гордом одиночестве я отправился гулять по городу. Прошёлся в сторону АГУ (Астраханского государственного университета) в надежде увидеть что-то интересное. Наткнулся на памятник Магтымгулы - туркменскому поэту.
Выйдя к набережной, обнаружил памяник кораблям и экипажам, погибшим в низовьях Волги в годы Великой Отечественной войны. Хоть война сюда и не докатилась (фронт остановился в сотне километров от Астрахани), но город сполна почувствовал его приближение и даже ощутил удары авиабомб.
Ещё издали я заметил огромное, сияющее своей красотой здание. Первая мысль была, что это некий "ханский дворец", но оказалось, что передо мной - астраханский государственный театр оперы и балета.
Вокруг здания разбит Театральный парк с фонтанами.
Само здание театра было закрыто, и я сел на лавочку, чтобы перекусить. Тут же появился полосатый кот и запрыгнул мне на руки!
С котом пришлось поделиться булкой (ничего другого у меня не было) и идти дальше. Вскоре передо мной предстал храм Иконы Казанской божией матери. Частные дома так близко подступают к храму, что сфотографировать его издали никак нельзя.
Подошел к набережной реки Кутум.
Через реку переброшен мост влюблённых,
по которому можно выйти ко дворцу бракосочетания.
В месте, где Кутум впадает в Волгу, расположен фонтан "Свадебный вальс".
Там же есть место, где цветёт лотос - символ Астрахани, - но в мае они еще не расцвели. А это уже центральная набережная Волги. Утром буднего дня на ней весьма пустынно.
Там довольно много разных скульптур: золотая рыбка,
дама с собачкой,
ещё одна золотая рыбка,
чистильщик обуви (по мотивам советского фильма "Не может быть", снимавшегося в Астрахани).
К берегу пришвартованы гостиница и ресторан.
Это главный астраханский фонтан.
На набережной установлен также памятник Петру I.
Астрахань не всегда была русским городом. Указом Петра I от 22 ноября 1717 была образована Астраханская губерния. Русская Астрахань стала для Московии не только мощным военным форпостом на юго-востоке, но и главными торговыми «воротами» в Азию.
Ещё одна "изюминка" города - пешеходный мост российско-азербайджанской дружбы, из которого бьют струи воды.
Неподалёку от него можно встретить памятник первому президенту Азербайджана Гейдару Алиеву.
Протиснувшись через рынок "Татар-базар", я вышел к церкви Иоанна Златоуста.
Дальше парадная сторона Астрахани закончилась, начали преобладать кривые грязные улицы и покосившиеся дома.
Вскоре удалось выйти к храму Святого равноапостольного князя Владимира, установленному в честь 900-летия крещения Руси.
Памятник князю Владимиру также присутствует.
Повернув назад, я вышел к Лебединому озеру, возле которого установлена композиция "Семья".
Дом Правосудия (областной суд) сравним по размерам и изяществу с резиденцией какого-нибудь президента.
Наконец-то я подобрался к сердцу города - Астраханскому кремлю.
Рядом с кремлём - озеленённая территория с прекрасными газонами, скульптурами, фонтанами, цветочными клумбами.
Белоснежный собор и колокольня слепили глаза.
Главное преимущество здешнего кремля перед московским - бесплатный вход. И пусть размеры, конечно, не те, но и тут есть, где погулять.
Троицкий собор.
Архиерейский дом.
Здание бывшей гауптвахты.
Башня "Красные ворота".
Успенский собор и Соборная колокольня.
Выйти я решил через Никольские ворота.
Дальше я решил познакомиться с мусульманским городом, ведь в Астрахани силён ислам. Чувствуется, что в городе крепко переплелись восточная и славянская культуры. Среди частного сектора я обнаружил Чёрную мечеть.
Белая мечеть.
Красная мечеть.
Есть там и много других мечетей, но искать их мне уже не хотелось, и вышел я к театру юного зрителя.
Парадный вход в театр венчает золотая птица, предположительно, павлин.
Горбатый осёл?
Братская могила советских воинов с обелиском и Вечным огнём.
Памятник красногвардейцам.
Сергей Миронович Киров.
В этом красном здании располагается Дума Астраханской области.
Напротив - Персидское торговое подворье.
Памятник казахскому композитору XIX века Курмангазы Сагырбаеву.
Чувствуя в ногах усталость от такой прогулки по городу, решил на этом остановиться и вернуться на вокзал. К слову, в тот день стояла сильная жара и я даже умудрился с непривычки обгореть на солнце.
На дальнем пути от вокзала стоял казахский поезд Астрахань - Атырау.
Пригородное железнодорожное движение в Астрахани развито слабо. Несколько раз в сутки ходят электропоезда на ОАО "Газпромдобыча" (ст. Аксарайская-2). Для них даже сделали островную электрификацию. И несколько раз в неделю ходит пригородный поезд на юг области - ст. Олейниково. На последнем я как раз собрался продолжить свой путь. А вот и он. Поезд настолько длинный, что понадобилось аж 2 тепловоза!
Зашёл в вагон, это оказалась обычная сидячка. Пассажиров в поезде я насчитал целых 6 человек.
Проводница проверила мой билет, который я взял в кассе. Тарифы в Астраханской области весьма высоки: 57 км мне обошлись в 133 рубля. И мы не спеша покатились на запад. Станция Кутум.
Выехав из Астрахани, машинист "поддал жару", и мы поехали в ритме 100 км/ч. Следующая остановка - разъезд Ильменный. Ильменями здесь называют заросшие камышом озёра, которых по пути встречается в избытке.
Разъезд №2.
Станция Линейная.
В этой глуши я сошёл с поезда. Дальше он ушёл без меня.
Ну а я вышел на проходящую неподалёку трассу, намереваясь уехать автостопом в столицу Калмыкии - город Элисту.
Машин на трассе было не очень много, но мне повезло, уже через пару минут меня подобрал пожилой калмык на своей "шестёрке".
Он ехал в село на границе Астраханской области и Калмыцкой автономной республики, поэтому смог подбросить всего на 60 км.
Солнце скрылось в калмыцких степях, а я остался один посреди трассы. Не лучший расклад, но я не терял надежды добраться в Элисту хотя бы к полуночи. Здесь мне уже не так везло с автостопом, машины шли мимо, некоторые водители сигналили. Начало стремительно холодать. Я останавливал все идущие в попутном направлении автомобили, махнул и приближающемуся, как мне показалось по звуку двигателя, КамАЗу. Но это оказался рейсовый Икарус-250, который я издали не рассмотрел из-за включенных фар.
Впрочем, я даже рад был проехаться на таком раритете. Сразу вспомнилось детство, когда я с мамой ездил на Азовское море ночным "Икарусом". Водитель был ярко выраженным представителем кавказской национальности, я легко сторговался с ним за проезд вдвое дешевле, чем он просил. Но и высадил он меня не в самой Элисте, а на объездной дороге, т.к. на автовокзал он не заезжал. Впервые столица Калмыкии предстала передо мной россыпью горящих вдалеке огней.
Вписки в Элисте у меня, конечно, не было. Благо, в единственном местном хостеле были свободные места. Туда я и направился. Почти час пришлось потратить, чтобы пешком дойти в центр города, на месте я был уже за полночь. Интересным местам этого необычного города я посвятил
следующую часть фотоотчёта.
По этой поездке написаны статьи:
1.
Долгая дорога в Волгоград2.
Волгоградские вечера3.
День Победы в Волгограде4. 23 метра ниже уровня моря
5.
Буддийская столица Европы6.
Майский Пятигорск7.
На кислых водах8.
На электричках нах и в пассажирских поездах!