Что найдётся в сундуке?

Nov 24, 2015 14:56

Кружево, вышивка... Сейчас это позиции из ассортимента магазина фурнитуры для пошива. А когда-то вышивкой и кружевом украшался народный костюм, предметы интерьера. Вышивки дарили, ими украшалось все - от убранства колыбели, детской рубахи, свадебного рушника до одежд древних стриков. Одежда многое могла рассказать - национальность,какой губернии родом, возраст, социальное и семейное положение, даже род занятий.




Почти всю одежду до первой трети прошлого века шили себе сами. Русская, украинская, татарская, мордовская, марийская и любая другая женщина, за исключением, пожалуй, городских экзальтированных особ, шила себе ми семье одежду долгими зимними вечерами при свете лучины, светца или свеч. И была она настоящим художником. И творила наряды, в которых не стыдно было бы показаться на праздник. Чтобы можно было гордиться, выйдя в народ. И цвели на холсте и батисте причудливые цветы, зверь-индрики, узорочья и орнаменты. Сдержанные и монументальные северные, говорливые южные, поющие и пляшущие национальные.





1.Фрагмент мордовской мокшанской вышивки красной шерстью по холсту(такой же узор я видела в Нижегородском музее прикладного искусства)

А для неумех было даже пренебрежительное определение - "непряха", мол, даже прясть не умеет.
Да и холст, на котором рождалась вышитая сказка, был не покупной из лавки, а домотканый, сделанный собственноручно. Я вот, например немножко "пряха", только выпрясть тонкую нить, вышивальную, не умею. Практика мала. А шерсть - пожалуйста.









2.Коклюшечные кружева на холсте

С наступлением весны, когда световой день становился долгим, в избу вносили разборный ткацкий станок, а из сундуков и коробов вынимали мотки льняной пряжи, что выпряли за долгую зиму. На раму вертикально натягивали нити основы, между которыми горизонтально пропускали нити утка. Нужна была немалая сноровка, чтоб быстро и ловка работая челноком пропустить нитки и подбить их к уже вытканному холсту гребёнкой. Потом получившиеся толстые или тонкие холсты белили. Стирали горячим щёлоком, это древесная зола, заваренная кипятком. Кое-где вместо щёлока использовали мылкую глину. Потом холсты полоскали в воде дочиста и вывешивали на солнце. На солнцепеке ткань выгорала и белела. Только, конечно, была в итоге не такой белоснежной, как мы привыкли в век бытовой химии. Свёрток холста был универсальной ценностью. Им расплачивались, его дарили, холсты входили в приданое невест.



3.Вышивка - это красиво

Ткань могли окрашивать - корой дуба, зверобоем, гречихой, калганом, охрой, черникой, васильком, чистотелом, луком и так далее.
У поволжских же немцев, в числе прочего, бытовала лаконичная и трудоёмкая вышивка белым по белому и коклюшечное (самое сложное) кружево.





4. Холсты-домоткань крупным планом



5.Вот, что хранится в сундуке моих прабабушек!



6. Подпись мастерицы.

А в следующий раз я расскажу о вышивках моих бабушек и о том, как вышивкой украшали интерьер.

фольклор, культура, красота

Previous post Next post
Up