«У нас ещё в запасе четырнадцать минут...»

Feb 12, 2015 22:18

Или "Продолжаем разбирать новогодние подарки"
В этот раз - разбираем подарок Космопрому.

Подарок этот случился давно - ещё 28-го апреля, но только теперь становится ясно - что же это был за подарок. А тогда, между первым и вторым раундом санкций... Может, кстати, между вторым и третьим - я уже в этих номерах и раундах запутался, прошу прощения. Но суть в том, что между раундами санкций, без привязок к санкционным спискам, Госдепартамент США обявил о распостранении ограничений ITAR - на коммерческие запуски спутников ракетами России.

("подарок" большой, минус-полмиллиарда баксов, а пост, соответственно длинный, 4 таблицы, две фотографии. Так что если у вас проблемы с трафиком - под как лучше не ходить. Краткое содержание в двух словах - "Роскосмос - всё...")

С этим ITAR происходит масса путанницы в рунете, поэтому стоит пояснить, что это такое. Тем, кто и так знает - следующий абзац можно не читать :)
ITAR - International Traffic in Arms Regulations. Он тесно связан с другим документом: USML - United States Munitions List. В рунете их частенько называют «законами» - то один, то другой, а то и оба сразу. Это неверно: USML - это просто категоризированный список изделий, сервисов и технологий, которые юридически приравниваются к оружию и боеприпасам, а ITAR - это инструкции по экспортному лицензированию конкретных категорий в USML. Ни ITAR, ни USML - не имеют статуса закона, а это значит, что для внесения дополнений или поправок не требуется решение законодателей (Конгресс/Сенат), дополнения могут быть сделаны Администрацией Президента в рабочем порядке. Вторая типичная (и глупая) ошибка в рунете - это пресловутый «запрет ИТАР». Запретов в ITAR нет, есть необходимость оформления экспортной лицензии на определённые группы изделий или сервисов. И есть возможность таковую лицензию не выдать, либо отозвать уже выданную. Общих запретов там нет и быть не может: каждая лицензия на каждый экспортный случай рассматривается индивидуально.

Так вот, тогда, в конце апреля, Госдепартамент США фактически предупредил о том, что перестанет выдавать экспортные лицензии для спутников, которые на коммерческой основе запускает Россия. Это была серьёзная угроза, учитывая, что госбюджетное фининсирование составляет меньшую долю в годовом обороте Роскосмоса. Попросту говоря, более половины средств Роскосмос получает от коммерческих запусков. Новость эта была тогда воспринята несколько нервно - во всяком случае, по сравнению с весёлым смехом «подсанкционных» депутатов, по поводу запрета на въезд в ЕС. Это тогда Рогозин пошутил, мол, если американцы на такое решатся - пусть тогда на МКС летают на батуте.
Американцы решились.
Рогозинская шутка как была, так и осталась - “why am I not surprised?” - глупой шуткой.
А мы с вами можем посмотреть по итогам года - чем же это обернулось для Роскосмоса.

Здесь я рассмотрю только запуски Протонов - на них приходилось почти 80% коммерческого оборота в те времена, когда Морской Старт ещё летал. Сейчас доля Протонов по объму породаж ещё больше.

Первое - цены: фирма ILS (International Launch Services), апфронт ГКНПЦ Хруничева, который продаёт запуски Протонов - они своих цен не публикуют. Однако некоторые их клиенты (например, AsiaSat) обязаны публиковать открыто некоторую часть своих налоговых документов, и по ним можно - если не рассчитать точно, то хотя бы оценить в пределах ±5% цену Протона. Так вот - на 2013 год цена запуска Протона составляла $107 млн. (Специльно для тех, кому без линков и пруфов свет не мил - пожалуйста. И, несмотря на совпадение, всё равно - моим источникам я доверяю, а экспертам рынка от газеты «Известия» - нет. Чего и вам желаю :)

Далее, источники информации, которые следует указать прямо:
По спутникам, заказчикам, изготовителям - справочник Гюнтера;
Списки запусков я составил по таблицам форума nasaspaceflight: 20122013 и 2014-план2014-результат.
По моему мнению, это наиболее надёжный из открытых источников. Если кому не нравится - к вашим услугам русская викибасурманская вики и тот же справочник Гюнтера - проверяйте (вязание и вышивание успокаивает нервы). А за бездоказательные, голословные претензии к моим источникам - немедленный бан. Я не шучу - мне надоели пустые болтуны.

Теперь немного истории:
В последнем пред-кризисном 2013 (Таблица 1) году было запущено 10 Протонов, из них только три несли спутники для России (два военных, один гражданский), остальные семь были коммерческие. Один запуск закончился взрывом на старте в прямом эфире. Примерно та же картина была и в 2012 году - всего запусков было 11, из них три спутника для РФ (один военный и два государственных) и восемь коммерческих, два пуска оказались аварийными (Таблицу по 2012 для самых дотошных я поместил в самый конец - тут и так их будет много :)


Сухой остаток из таблиц 1 и 1а - с коммерческих запусков Протона Роскосмос имел ежегоднный оборот 750 - 850 млн.$

А теперь разберёмся с американскими санкциями, конкретно с теми, за которые Рогозин батутом грозился, и о которых теперь российские СМИ молчат, как рыба об лёд.
Сперва самое неприятное - спутники нынешняя Россия делать не умеет. Она умеет - точнее, сохранила умение - делать ракеты советских времен. Но современные спутники для современной индустрии (спутники связи, погодные радары, геодезические ЭОСы, орбитальные телескопы и многое другое) - полностью на своей базе и коммерчески конкурентные с продукцией западных фирм - Россия делать не умеет - точка. Поэтому АБСОЛЮТНО ВСЕ коммерческие запуски Протона продают под запуск западных спутников. Примерно половина из них - американские, производства Boeing Satellite Systems, Space Systems/Loral, Orbital Science Corp и других. Остальные спутники на коммерческом рынке - канадские (MDA), европейские (Thales Alenia, EDAS Astrium) или японские (Mitsubishi Electric). Даже для правительственной связи спутники делают пополам-на-пополам: корпус и двигатели делает ОАО Решетнёва, а всю электронную начинку заказывают на Западе.
Таким образом, угроза Госдепартамента США отозвать/прекратить выдачу экспортных лицензий была весьма серьёзной для Роскосмоса - одним махом он мог лишиться половины своих заказов. И половины денег.
В действительности всё оказалось даже хуже.

Разбираться будем в формате «было - стало», то есть, в данном случае - «план - результат».
Итак, ПЛАН на 2014 год, по состоянию на 1 января 2014:



План был амбициозный - четырнадцать запусков (за последние 10 лет максимум был 12 Протонов в год).
Цвета в таблице 2 означают следующее:
Обычным чёрным шрифтом показаны те, что не требовали лицензирования или были запущены до введения санкций.
Коричневым цветом показан Глонасс, который вылетел из расписания по естественной причине (срыв сроков изготовления - что может быть естественнее для ОАО Решетнёва?).
Красным и зелёным показаны спутники, для которых по ITAR необходима экспортная лицензия. Для зелёных - лицензия всё-таки была выдана, хотя и с большой задержкой (запуски задержались на 6 и 8 месяцев), красным повезло меньше - на них до сих пор лицензии нет.
Таким образом, РЕЗУЛЬТАТ:



Сделано 8 запусков, из них только три - коммерческих. Для тех, кто захочет объяснить это майской аварией при запуске Ekspress-AM4R, напоминаю - аварии с Протонами случаются регулярно. В 2013 тоже была авария, в 2012 их было две. Однако это не помешало не помешало запустить по 10 и 11 Протонов в целом, и главное, сделать 7 и 8 коммерческих запусков. Снижение числа коммерческих запусков в 2014 более чем вдвое по сравнению с 2013 вызвано именно санкциями. На этом Роскосмос потерял более четырёхсот миллионов долларов.
107 * 4 = 428
Но это, увы, только на первый взгляд, арифметика тут неполная. Потому что, помимо текущих пусков по ранее заключённым контрактам, каждый год заключются контракты на будущее. Типичный контракт на коммерческий запуск спутника заключается за 2-3 года до планируемого старта, и при заключении контракта выплачивается аванс за запуск, обчно в размере 10% от полной стоимости запуска. Так вот, в справочнике Гюнтера я не нашел ни одного контракта 2014 года на спутники класса Протона. Вот так - ноль. То есть, Рогозин посмеялся над предупреждением американцев, а вот заказчики и страховщики отнеслись к предупреждению вполне серьёзно. И в 2014 году к Роскосмосу с новыми заказами никто не пришёл. А чтобы поддерживать ежегодный уровень в 8 запусков - надо каждый год заключать в среднем по 8 контрактов на будущее. То есть, к посчитанной выше сумме следует добавить ещё 80 миллионов долларов, потерянных на авансах незаключённых контрактов.

Пара частных вопросов по спутникам (кому неинтересно - можно пропустить, на общую картину не влияет :).
Первое: почему под ограничения американского ITAR попадают некоторые Европейские спутники? - Потому, что и Astrium, и Thales Alenia тесно сотрудничают с американскими фирмами, и в их изделиях есть американские комплектующие.
Второе: почему два Экспресса попали под ограничения, а другие два - нет? Ekspress-AM4R - он попадает, просто на момент принятия решения он уже был на Байконуре. Ekspress-AM6 - его электроника изготовлена в Канаде, комплектующих из США там нет.
По поводу Экспрессов надо ещё отметить важную деталь - это НЕ коммерческие спутники, это правительственная спецсвязь и гражданская ретрансляция. Но поскольку «спецсвязь» - двойного назначения по определению, то, боюсь, что линейка Экспрессов накрылась совсем. Особенно - учитывая отказ Astrium от дальнейшего сотрудничества с РФ (об этом говорят не только слухи, но и факты, например. Не все знают, но «Рокот» - это лишь наполовину старая советская МБР. А на другую половину - это полётный компьтер, изотавливаемый Astrium).

Теперь НЕ частный вопрос: а почему выдали лицензии на Astra-2G и Inmarsat 5 F2? На мой взгляд, ответ самоочевиден, но поскольку уже не раз приходилось его растолковывать - повторю и здесь. Цель американцев - НЕ обрушить российский космопром (зачем рушить партнёра по выгодному сотрудничеству??). Их цель - оказать давление через лидеров промышленности на руководство РФ, заставить руководство РФ отказаться от их безумной агрессивной политики. Для этого рушить не нужно, вполне достаточно придушить. То есть, перекрыть поток кислорода (долларов) - постепенно. Что они и делают - Роскосмос не получил примерно полмиллиарда долларов за 2014 год. А поскольку резльтат давления их не устраивает (ситуация на Украине не нормализуется) - дальше давление будет нарастать. А число выданных лицензий - сокращаться.

Это была история и арифметика.
ТЕПЕРЬ - НЫНЕШНИЕ РЕАЛИИ РОСКОСМОСА.
Или - какие признаки кризиса мы наблюдаем уже сейчас?

В сентябре 2014 в офисе ОРКК состоялась вот такая презентация:


Что же вызвало необходимость этого финансового оздоровления?
Вот версия докладчика:


Я, когда пересчитал пункты на этом слайде, сразу вспомнил Наполеона :)
Потому что Бонапарт, уже низвергнутый, в ссылке, как-то раз высказался про катастрофу и - про восемь пунктов. Правда, под «катастрофой» он имел в виду поражение в крупном сражении, тем не менее, это стоит вспомнить именно здесь (цитирую по памяти, книжки под рукой нет :)
«Если историк, - сказал Император с наивозможнейшим сарказмом, отложив газету, - анализируя катастрофу, приводит восемь объективных причин, сделавших катастрофу неизбежной, то можно быть твердо уверенным лишь в одном: истинной причины в этом списке - нет».

И долги поставщикам, и производительность ниже плинтуса, и техническое состояние оборудования - всё это было и раньше, и почему-то не мешало - ни бизнесу, ни фанфарам. И неполная загрузка оборудования - она тоже была. Но теперь - перспектива сворачивания производства в три раза - подвела ГКНЦП им. Хруничева к остановке со словом «кирдык» (карачун, катастрофа - кому что нравится). Да, для частной фирмы потеря половины своего годового оборота (и переспектива в следующем году потерять ещё больше) - это кирдык. То есть - банкротство. Звериный оскал капитализма.
В данном случае банкротства - формального - не будет. Вместо него - будет национализация. Как? А вот так:
  1. «...Главным следственным управлением Следственного комитета РФ 25 декабря возбуждено уголовное дело в отношении Владимира Нестерова, главного конструктора "Центра Хруничева" ... Дело возбуждено по признакам ч. 4 ст. 160 УК РФ ("Присвоение, либо растрата, совершенные в составе преступной группы в особо крупном размере")...»
  2. «...Следственный комитет РФ ... возбудил уголовное дело в отношении Виталия Лопоты, бывшего президента ракетно-космической корпорации "Энергия", головного предприятия Роскосмоса по пилотируемым программам. Дело возбуждено по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 201 УК РФ ("Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации")...»
  3. «...В начале 2015 года суд начнет рассмотрение еще одного громкого дела о хищениях бюджетных средств в ракетно-космической отрасли. В роли обвиняемых - руководители ОАО "Российские космические системы", якобы организовавшие схемы присвоения средств, выделяемых из Федеральной целевой программы ГЛОНАСС на опытно-конструкторские работы...»
Список этот неполный (мягко говоря), мне недосуг заниматься ещё и этим рукоделием - я взял только первую ссылку по запросу «Следственный комитет, уголовное дело, Центр Хруничева». Энтузиастам - предлагаю повторить поиск - более подробно.
Схема этой «национализации» вполне проста (ещё её называют «отжим») - или отдавай свои акции, или отправляйся на скамью... А сокращение производства сделает уже государственная объединённая корпорация. Кстати, вы обратили внимание, чьё лого стоит на слайдах доклада? Вот-вот, ОРКК.

Ещё один звоночек - маленький, но неприятный: закрывается журнал «Новости Космонавтики». Патриотов отечественной космонавтики сразу предупреждаю - за крики «Это же мелочь!» - забаню как идиота. Потому что это действительно мелочь, годовой выпуск журнала обходится примерно в 300 000 $. То есть, по сравнению годовым бюджетом Роскосмоса, это даже не процент, а ещё меньше. И если такую мелочь по сусекам начинают подметать - кирдык уже оформился.
Кстати, любителям ссылок - русская вики позиционирует НК так: "По мнению ряда российских и зарубежных экспертов, «Новости космонавтики» являются «лучшим в мире космическим журналом»"... Не буду разбираться с множественным числом зарубежных экспертов, но в России это безусловно лучший журнал по теме - потому что единственный. Перспектива закрытия обсуждается уже с октября,  выплату гонораров НК прекратила с нового года, вот ситуация от сотрудника журнала на конец октября.
Сейчас разговор идет о том, что февральский номер - последний.

Прекращение полетов ракетоносителя Рокот - я уже упоминал.
Надо добавить, что «отказ от легких ракет-носителей "Рокот" связан с желанием России сократить зависимость от импортных компонентов» - на самом деле связан не с желанием России, а с нежеланием поставщика. Состоятся ещё 4 - 5 запусков Рокотов - по числу полетных компьютеров уже поставленных в Россию.

Как ещё можно достоверно отнаблюдать развал российского космопрома?
Те же самые этапы, что с авиапромом:
  • Задержки с выплатой зарплат
  • Слухи о грядущих увольнениях - и сами увольнения
  • Заметный отток квалифицированных кадров ещё ДО массовых сокращений (этот эффект непреложен, как закон Ньютона: чем выше квалификация сотрудника - тем легче ему найти работу в другой области. Особенно, если альтернатива у него - потерять работу по сокращению)
Параллельно с этим, в местах компактного расселения сотрудников (космограды), неизбежны:
  • Сначала закрытие (сокращение) рынков и магазинов;
  • Потом кризис жилищного рынка (падение цен на жильё в разы);
  • Потом, когда станет заметен не только отток денег, но и населения - закрытие детсадов и школ;
Всё это не фантазии, увы - проверьте по примерам Казани, Ульяновска, Самары. Точнее, по тем их городам-спутникам, что обслуживали заводы авиапрома. Те заводы, что когда-то выпускали по 50 самолётов в год, а теперь - 3-4, и то - в виде комплектов запчастей...



Роскосмос, невиртуальный мир

Previous post Next post
Up