Так называется
новая статья в SPIEGEL - интервью с Генеральным прокурором Нидерландов Фредом Вестербиком (Fred Westerbeke)
Статья по-немецки, поэтому сразу предупреждаю - гугл-транслейт работает особенно безобразно как раз с немецкого на русский.
Поэтому, если хотите подробностей - учите немецкий, а я сейчас остановлюсь только на тех деталях, которые наиболее интересны мне.
Прямым шрифтом далее оформлен мой пересказ (или смысловой перевод), а италиком - мои пояснения и добавления.
ПЕРВОЕ: Фред Вестербик возглавляет прокурорское расследование (JIT) катастрофы - не путать с техническим расследованием от DSB, чей предварительный отчёт был опубликован в начале сентября. Это совершенно разные расследования и команды - если DSB выясняет ЧТО произошло с МН17 и КАК это произошло, то главный вопрос для JIT - кто несет ответственность и как собрать достаточно улик для суда. Насколько я помню, это первое подробное интервью для прессы именно от руководителя JIT.
ВТОРОЕ: В интервью есть прямое указание, что Прокуратура Голландии получила от Украины записи перехватов переговоров терристов и что материала там гораздо больше, чем публиковалось в интернете. Более того, работу над этими материалами Вестербик называет в числе наиболее важных направлений работы его команды в настоящий момент.
Что на мой взгляд ставит точки над и - материалы перехватов действительно переданы, и они вполне аутентичны.
ТРЕТЬЕ: Вестербик прямо говорит о своём сотрудничество с Украинскими властями: "У нас нет никаких оснований полагать, что они хоть что-то от нас скрывают. Мы получаем от них абсолютно всё, что запрашиваем."
От себя - мне лично давно уже понятно, что вся истерика российских СМИ вокруг "изъятых" и "засекреченных" записей диспетчеров - это полная чепуха. Однако теперь мы ПРЯМОЕ опровержение всех подобных обвинених - к Украинской стороне претензий нет. А ватники могут убить себя лбом об стену :)
ЧЕТВЁРТОЕ: Вестербик говорит, что на данный момент никакого сотрудничества с Россией нет, но они готовят запрос - на записи радаров МО РФ - где, по утверждению РФ, виден некий (неидентифицированный) самолёт недалеко от МН17. см. поправку в конце.
От себя добавлю - записи гражданских радаров Украины (Днепропетровсий центр) и России (Ростовский) были переданы раньше в DSB, и на их основании в предварительном отчёте DSB сказано, что на момент катастрофы в радиусе ок. 50 км от МН17 были ТОЛЬКО три гражданских рейса, ближайший - примерно 30 км. На пресловутом брифинге МО РФ вскоре после катастрофы была озвучена версия о присутствии некоего самолёта вблизи от МН17, но ДО СИХ ПОР - никаких подтвеждений этим словам - не представлено.
И ПОСЛЕДНЕЕ: это по поводу патетических вопросов -- "Если бы это был БУК - то где шрапнель? Почему её не нашли?!!"
Так вот - нашли.
В распоряжении JIT сейчас есть примерно 25 фрагментов металла (извлеченных из тел и багажа), которые могут быть шрапнелью ракеты или осколками конструкции самого лайнера. Ведется тщательная работа по разделению первой и второй группы.
Две поправки к четвёртому пункту (спасибо
ligrin и
arachanski):
*** про сотрудничество с Россией Вестербик говорит "keine große", что значит "ничего существенного", а я понял как "вовсе ничего" :)
*** про запрос, который готовят к России - я упустил "среди прочего". То есть, у них есть и ЕЩЁ какие-то неприятные вопросы к РФ ;)
Короче, первую фразу четвёртого пункта следует читать так:
"Вестербик говорит, что на данный момент существенного сотрудничества с Россией нет, но они готовят запрос, где среди прочего также будет запрос на те записи радаров, которыми русские хотели доказать присутствие украинского военного реактивного самолета вблизи от MH17"
Ну и напоследок надо сказать спасибо Томасу и Брюн - это ж они меня все по-немецки заставляли. Столько лет прошло, а до сих пор что-то осталось - на четыре страницы текста всего две небольшие плюшки (сам себя не похвалишь ... ;)