Про наши бракованные танки в Индии и прочее подобное фуфло

Feb 28, 2008 16:07

Камрад поделился сегодня ссылочкой на статейку в "Московском корреспонденте": Покупатели российских истребителей ловят военных на бэушных запчастях - сиденья двадцатилетней давности, детали из советского «задела». Вслед за Алжиром, выразившим претензии по контракту о закупке МиГов, недовольство - по другим соглашениям - высказали Норвегия, Китай, Индия и Хорватия... и далее, по тексту. Праведный плач по отечественному ВПК. Написано, вроде, правильно, на основании фактов, но.. Всё ли так и есть на самом деле, как пишут об этом люди, находящиеся на приличном расстоянии от событий? И вообще: что-то я не встречал ни одного журналиста, имеющего допуск к технологическому процессу создания боевой техники, сборочному производству и испытаниям оной. Скажу более: из всего числа отечественных журналистов аккредитованных на последней выставке вооружений УЭА, на прессухи (в т.ч. и по итогам договорённостей и сделок!) ходили, слава Богу, если четверть. Зато, писать хвалу, и уж тем более хулу, готовы все.

Но по сабжу. Начнём, как все нормальные люди, с конца списка жалобщиков.
Итак, Ми-171Ш для Хорватии. Вообще-то, хорваты давно уже плачут по поводу русских вертолётов - ломаются, мол, старые уже, а ремонтировать не чем, да и не умеем. На что им неоднократно намекалось, что для решения проблемы неплохо бы закупить запчасти и отправить на обучение техперсонал. Естественно, детали и обучение стоят денег, но сумма эта на порядки меньше, чем бы потратили братья-хорваты на полный перевод парка "карлсонов" на НАТОвские машины. Хорваты соглашались, потупив очи, но дальше разговоров дело так и не шло.
Со 171-ми решили выставить претензии другого содержания: "...коммуникационные и навигационные системы, установленные на вертолетах, не соответствуют стандартам НАТО, что также не устроило заказчика...". Но, когда шли консультации, во время которых заказчик знакомится с машиной, хорватскую сторону всё устраивало. Если нет, тогда, кто им мешал указать на ту комплектацию, которую они хотели бы иметь? Тот, кто хоть раз присутствовал на заключении подобных сделок, знает, что на них оговаривается каждая мелочь вплоть до формы головки болта. Тот, кто хоть раз присутствовал при приёмке экспортного военного товара представителем «Рособоронэкспорта» (или его предшественниками), знает, что любое несоответствие техдокументации, заверенной стороной покупателя, влечёт жёсткое дрючилово всех - от сборщика до руководителя производства.
Момент второй. А с какого это перепугу наши коммуникационные и навигационные стандарты должны соответствовать НАТОвским? Хорваты этого не знали? Бред собачий. Если заказчика не устраивает базовая комплектация, есть два пути: 1). не покупать девайс вообще; 2). модернизировать его до необходимых стандартов и кондиций своими силами. И, прежде, чем заключать контракт, эти моменты безусловно оговариваются.
Дальше: "...в машинах были установлены устаревшие сиденья 20-летней давности, не соответствующие нынешним требованиям безопасности. Отсутствие же кондиционеров в кабинах пилотов делает вертолеты непригодными для полетов в жаркую летнюю погоду...".
Вообще-то мы не "бентли" продаём, а боевую винтокрылую машину. К тому же - многоцелевую. К тому же - за такую смешную цену. Ну, не предлагают наши производители вертолётов таких опций, как кожанный салон, кондишен, стереосистема с сабвуфером, биотуалет, диван и бар с напитками - что тут поделать.
Последний момент. Наши вертолёты были поставлены в счёт долга бывшего СССР бывшей же Югославии. Хорватам настойчиво предлагали взять деньгами. Но они не менее настойчиво хотели взять военной техникой.

Индия.
Индусы долго - года два - присматривались к российским и украинским танкам, но в конце концов выбрали продукцию ГУП УВЗ. Сначала, десять наших машин три месяца ездили по горам, болотам и пустыням в Индии. Результаты бегов заказчика впечатлили, и Индия закупила ещё 70т машин сразу, и ещё сто полгода спустя. Прошло ещё некоторое время, и индусы вознамерились купить тысячу наших Т-90. Но, как говаривал Никита Демидов, "не тот хозяин, кто сто рублей в кубышку спрятал, а тот, кто завсегда осьмушку в полушке видит". И решили индусы собирать танки на месте - дешевле выходило аж на тридцать с гаком процентов. Наши сразу поинтересовались: "А у вас есть кому собирать? Машина-то новая, от 72й отличается порядочно..." На что получили ответ: "У нас очень квалифицированные специалисты".
Получили индусы первые двадцать комплектов, собрали два, и холодным потом покрылись - не хотят русские танки ездить, стрелять, прыгать и т.п. Сразу же в "цивилизованных" английских и европейских СМИ (с подачи расстроенных индусов) поднялся вой, мол, русские дали не ту техдокументацию. Наши СМИ тему подхватили и "развили" до бракованных комплектующих. Тогда с УВЗ в Индию приехала бригада сборщиков, разобрала те пресловутые две машины, на глазах у индийских специалистов и по той же самой документации собрали танки снова, и... всё заработало, стало ездить, прыгать и стрелять. Почесались заказчики, извинились, и стали собирать своих "очень квалифицированных специалистов" на учёбу и переподготовку.

Алжир.
Продавать МиГи в Алжир не особенно хотели. Помятуя о том, как алжирцы пытались облажать наши танки. Представителям Алжира, ведущим переговоры через "Рособоронэкспорт", было представлено более десяти вариантов комплектации машины исходя из различных значений параметра «стоимость-эффективность». Учтя опыт эксплуатации Т-90С «Бишма» в жарком климате Индии, был выбран исходный вариант машины с установкой систем кондиционирования и охлаждения аппаратуры ночного видения, а так же установкой доработанной системы обнаружения лазерного излучения. Данный вариант получил заводской индекс «Объект 188СА». В конце 2005 года он успешно прошел испытания в Алжире, включая жесткие условия пустыни, включая полный отстрел ресурса пушки и прочие обязательные для бегов детали. Претензий не было. Следом за Алжиром покупателем Т-90СА стала Ливия. Но алжирцы неожиданно выдвинули претензии к покупке по поводу "низкого ресурса стволов". Повторить эту глупость могли лишь люди не разбирающиеся в предмете. Специалисты снова выезжали на место, а заодно и в Ливию. Ни брака в деталях, ни нарушений в технологии сборки выявлено не было. Зато выяснилось, что претензии были сформулированы после активных консультаций с французкими производителями оружия. Уральцы получили искренние арабские извинения...

Теперь, Алжир захотел наши истребители. Точнее, остановили свой выбор на МиГ-29 алжирцы давно, ещё в 2004м, но контракт подписали лишь два года спустя. На алжирцев снова давили французы, но Москва согласилась списать долг Алжира в размере $4,7 млрд., а потомки д'Артаньяна до такого финта сразу не допёрли. Инициаторами претензий к "МиГам" по поводу изношенных комплектующих выступили, французские СМИ, якобы "со слов источников близких к...". Причём, в одних СМИ речь шла об учебно-боевых самолетах МиГ-АТ, в других о МиГ-29; в одних изданиях утверждалось о комплектации самолётов б/у-шными деталями, в других - деталями, "долгое время пролежавшими на складах". То есть конкретики никакой. Кроме того, что представитель заказчика принял машины у изготовителя, а представитель покупателя принял их у «Рособоронэкспорта», и, как уже упоминалось выше, вряд ли кто-нибудь из журналистов пишущих и журналистов повторяющих за пишущими представляет себе этот процесс воочию. Выходит, виноваты чиновники? Коррупция, "непрозрачные сделки" и т.п.?
На место вылетает представитель завода-изготовителя и там выясняется, что "отказные" машины алжирцы уже успели поюзать в процессе обучения лётного и обслуживающего состава - их налет составляет более ста часов - больше среднегодового норматива в российских ВВС.
И, наконец, глава генштаба Алжира Ахмед Салах Гаид на прошлой неделе по вопросу возврата "МиГов" заявил, что алжирская сторона "не имеет таких намерений"...

Поднять шум просто. Особенно на основании претензии покупателя. Особенно на основании претензии зарубежного покупателя - "Как же можно? Опозорили! Где же былая слава русского оружия?.." Да, там же она - слава - где и была. Просто, прежде, чем начать панихиду, надо бы знать все стороны каждой проблемы в отдельности.
Previous post Next post
Up