Не берусь точно определить возраст, с какого можно играть в эти игры. Они явно сложны для трехлетки. Я бы определила примерный возраст после 5 лет. Но все дети разные.
Все игры, которые я описывала в посте про речевые игры для самых маленьких подойдут и детям постарше, просто для них правила усложняются.
Здесь я не буду приводить никаких логопедических игр, игр на отработку звуков или постановку дыхания. Также не включила разные игры на поиск звуков и другие более сложные игры. Это отдельная большая тема и заниматься ее без специального образования или большого опыта я не возьмусь. Поэтому эти игры здесь не затрагиваю. Здесь я собрала простые игры на развитие речи, в которые можно играть в очередях, в пробке или просто дома в дождливый день.
1. Назвать как можно больше синонимов к заданному слову
2. Я знаю 5…… (городов, рек, животных и т.д) я знаю 5 круглых предметов или 5 мягких. Или кто больше знает….(слов на определенный признак)
Называть преметы определенного цвета или на определенную букву алфавита
На букву алфавита назвать цветы, овощи, фрукты и пр
3. Назови ласково (река-речка)
4. Один-много (заяц-зайцы, зайчонок-зайчата) и еще один зайчонок и нет зайчат
5. Противоположности (антонимы) Взрослый говорит слова, а ребенок называет противоположность. (дорога широкая, а тропинка узкая)
6. Омонимы
Вот несколько упражнений (взяла из книжки Ушаковой «Развитие речи детей дошкольного возраста»
«Какие бывают иголки»
Цель: дать детям представление о многозначном слове «игла», упражняться в подборе однокоренных слов, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже.
- Какие иглы вы знаете? (Швейные, сосновые, еловые, медицинские.)
Чем похожи все иголки? (Они острые, тонкие, колючие.)
- Какой иглой мы шьем и вышиваем? (Швейной.) Что шьют швейной иглой? (Одежду). Что делают медицинской иглой? (Укол.)
Есть у ежика и елки
Очень колкие иголки.
В остальном на елку еж
Совершенно не похож.
- Где живет еж? Для чего ему нужны иголки? (Защищаться.) От кого еж защищается? Вспомните стихотворение Бориса Заходера про ежа:
- Что ж ты, еж, такой колючий?
- Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Волки, лисы и медведи.
- Ответьте на мои вопросы: можно ли ежа погладить рукой? Почему нельзя вдеть нитку в ежиную иголку?
- Закончите предложения: «Ты ежа не трогай лучше, потому что он... (колючий). Лиса потрогала ежа и... (укололась)».
- У папы-ежа иголки длинные и толстые, а у ежат... (короткие и тонкие).
Иглы на елке еловые, а на сосне... (сосновые). Отвечай поскорей, какие из них длинней?
- Придумайте рассказ про девочку, которая пошла в лес за грибами и встретила ежика.
«Кого можно гладить»
Цель: познакомить детей с многозначным глаголом «гладить».
- Помните, мы с вами говорили, что ежа нельзя погладить. А кого можно погладить? (Зайчика, котенка, ребенка.) А что можно погладить? (Брюки, платье, юбку.) Как одним словом все это назвать? (Одежда.)
Глажу платье утюгом,
А кота и кошку,
Что гуляют под окном,
Глажу я ладошкой.
- Что делает котенок, когда его гладят? (Мурлычет, выгибает спинку.) У каких предметов есть спина, а у каких спинка? У собачки, у дивана...
«Шишка»
Цель: познакомить с разными значениями многозначного слова «шишка».
Что растет на елке?
Шишки да иголки.
Если мы растем на ели,
Мы на месте, мы при деле,
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно шишек.
- Про какие шишки говорится в первом стихотворении и про какие во втором?
- Подбери к слову «шишка» складные слова («малышка», «мышка», «мишка»...). Вспомните стихотворение про мишку. («Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет».)
- Про кого эта загадка? «Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается». (Белка.)
Белка-шалунья сидела на елке,
Бросила шишку прямо на волка.
Ох, какая она шалунишка!
У волка на лбу сразу выросла... (шишка).
При знакомстве с многозначными словами (лапка, ручка) необходимо использовать наглядность (рисунки, иллюстрации). Например, находить на картинке предметы, которые называются одним словом «игла» (швейная, медицинская, игла у ежа, елки, сосны).
Для закрепления ориентировки в разных значениях многозначного слова можно предлагать доступные детям слова разных частей речи (лежит, льет, бьет; ножка, нос, молния; сильный, слабый, острый).
«Ручка-ножка»
Цель: познакомить с разными значениями слов «ручка», «ножка».
- Отгадайте загадку: одной ручкой всех встречает, другой провожает, всем, кто придет, ручку подает. (Дверная ручка.)
- У каких предметов есть ручка? Что можно делать ручкой?
- Нарисуй предметы, у которых есть ручка.
- Закончи предложения: ручка нужна, чтобы... За ручку можно...
- А какие предметы мы называем словом «ножка»?
- Нарисуй предметы, у которых есть ножка.
«Как сказать по-другому?»
Цель: заменять многозначные слова в словосочетаниях.
- Скажи по-другому! Часы идут... (ходят). Мальчик идет... (шагает). Снег идет... (падает). Поезд идет... (едет, мчится). Весна идет... (наступает). Пароход идет... (плывет).
Закончи предложения. Мальчик пошел... Девочка ушла... Люди вышли... Я пришел... Саша идет медленно, а Вова идет... Можно сказать, что он не идет, а...
7. Профессии. В играх на мышление я описала игру с карточками профессии. После того, как ребенок хорошо усвоит кто чем занимается, можно поиграть устно. (кто приносит письма, кто шьет одежду и пр)
А можно загадывать загадки: он работает на улице и у него есть метла
8. Придумываем сказки (или переиначиваем знакомые). Сказки лучше записывать, а потом можно устроить маленький кукольный спектакль по сценарию ребенка. А можно написать сказку от лица Медведя (сказка маша и медведь) или от лица Ниф-нифа или Нуф-нуфа.
9. Смотреть диафильмы и озвучивать персонажей
10. Образование глаголов (звонок-звенит, мыло-мылит, ветер-дует, учитель-учит и т.д). Или подбор существительных под глагол «что светит» - солнце, лампа, звезды, фонарь….
11. Составь рассказ. Ребенку дается несколько слов, которые нужно включить в рассказ.
12. Пословицы и поговорки. Переносный смысл.
13. Что для чего нужно (например, хлеб кладется в хлебницу, сахар в сахарницу, салат в салатницу, соль в солонку….)
Или такой вариант - Что можно сделать с...
Перечислять все действия, которые можно сделать с этим предметом
14. Придумывать рифмы к словам
15. Назови на букву….. Называем слова, которые начинаются на определенную букву. Можно задать определенную тему, тем самым усложнив задачу. А можно задать букву, раздать детям листок, где в столбик будут написаны слова: цветок, город, речка и т.д - набор любой, в зависимости от возраста и ребенок напротив заданного слова пишет конкретное название цветка, который начинается с заданной буквы
16. Кто кому является? (семья - бабущка-внук и т.д)
17. Чьи и чей? (чей хвост и чьи хвосты) - очень непростые вопросы для детей
18. Угадай по описанию (начинать можно с игрой с картинками)
Взрослый задумывает предмет в комнате. И говорит я задумал предмет. Дети, задают разные вопросы, на которые можно отвечать да или нет. Со временем можно усложнять и задумывать сказочных героев, животных и пр. Игра да-нетки - это действительно игра на все возраста (мы с друзьями с удовольствием играем в нее в каждой поездке)
19. А вот ссылочка на подборку игр от Юли Луговской -
http://julug.livejournal.com/130590.html 20. Игры от Жени Кац -
http://janemouse.ru/?page_id=159,
http://janemouse.livejournal.com/723180.html,
http://janemouse.livejournal.com/722318.html,
http://janemouse.livejournal.com/722801.html и
http://janemouse.livejournal.com/723414.html#cutid1А вот еще игра - удлини предложение. "Яблоко лежит на столе" Можно по очереди добавлять по слову.
"красное яблоко лежит на столе", красное спелое яблоко лежит на столе, красное спелое вкусное яблоко лежит на столе, красное спелое вкусное яблоко лежит на столе у окна....
21. Фразеологические обороты
Подумать, как образовались и что означают
22. Рассказать сказку от имени героя
23. Искать клады по описанию (ориентироваание). Сначала взрослый описывает, где искать. А потом ребенок прячем и дает описание взрослому
24. что сначала, что потом
24. Я иду в поход и беру с собой (можно придумывать на опред букву)
25. больше чем..... меньше чем....