Игры с чтением, игры с буквами

Apr 22, 2013 12:00

Очень для нас сейчас актуально. И вот тут еще про первые книжки http://janemouse.livejournal.com/983083.html?view=comments

И тут - http://letidor.ru/article/luchshie_letnie_igry_na_chteni_126244/

Оригинал взят у janemouse в Игры с чтением, игры с буквами
По мотивам лекции в родительской школе "Драгоценность".

Мои дети сейчас очень много читают.
Оба любят читать, и часто рекомендуют какие-то книжки мне. Или говорят: "Прочитай первую часть, а вторая слабее!" Или говорят: "Мне понравилось, но это не в твоём вкусе!"
Они читают не потому, что их заставляют. Читают - для удовольствия.
И я очень рада, что они много читают - нам с ними есть, о чём поговорить.
А поскольку я сама тоже люблю читать, то время от времени я им читаю вслух.
Некоторые книги, которые я люблю, мне хочется им подарить, для меня это из серии "поделиться чем-то вкусным", разделить удовольствие от книги на всех.
Когда-то я часто рассказывала детям сказки...

Сейчас каждый вечер читать уже не получается, но если вдруг все дома, и есть время, то мы читаем с огромным удовольствием.
Чаще всего читаю я, но иногда Гришка читает вслух Гале - или наоборот.

Однако так было не всегда.
Гришка учился читать долго и сложно.
Буквы он знал в 2 с небольшим, отдельные слова мог прочитать в 3 года, а читать книги начал в 7.5 лет.

Почему-то когда дети учатся ходить, никого не удивляет, что один младенец начинает бегать в 9-10 месяцев, а другой не ходит до 15 месяцев. Все понимают, что дозреет - и пойдёт тоже. Всему своё время.
Каждому малышу требуется своё время на освоение нового навыка.
И на каждом этапе каждый из детей может задерживаться на разное время.
Иногда на процесс можно как-то повлиять, но отнюдь не всегда.

С чтением - точно так же!
Одним детям долго вообще неинтересны книги и буквы, другим книги интересны, но буквы кажутся все на одно лицо, третьи не могут удержать в памяти первый слог, и пока читают конец слова, забывают начало.
Сложностей масса, и не только технических.
Чтение - вообще процесс достаточно интимный, надо ведь не только знать все буквы и уметь их произносить вместе, надо ещё и понимать смысл прочитанного.
Некоторые дети в первом классе читают, пока им воздуха хватает. Паузы они делают в произвольных местах и ... почему-то не понимают то, что произнесли.

УМАШИКОШ.КАОНАПИЛАМО.ЛОКО.КОШКУЗВА.ЛИМУРКА.

Важно ведь не просто произносить, а понимать, что чтение - это осмысленное занятие.

Дети осваивают язык постепенно,
и каждый из них проходит определённые стадии,
на каждой из них оставаясь определённое время.
Сперва малыш начинает реагировать на обращённую к нему речь, узнаёт своё имя.
Потом может выполнить какие-то простые просьбы типа "дай мячик!" "отнеси чашку на стол" "дай маме руку"
После этого малыш может словами или жестами отвечать "да" или "нет",
и уже после - начинает отвечать более развёрнуто.
Понимание речи часто обгоняет возможности произношения.
И точно так же понимание книг, прочитанных вслух, очень обгоняет уровень тех книг, которые малыш может читать сам.
Понимание песен часто вызывает сложности - надо на слух распознать, где же были отдельные слова и фразы.
А понимание того, что сам произнёс, пытаясь читать - это ещё сложнее!

Мы с детьми специально учились узнавать на слух слова, произнесённые по слогам очень медленно, или произнесённые по буквам.

К.... О.....Т

Д.....О.....М

Л.....у.....Н....А

ГО....РА

МО....ЛО...КО

А ещё играли в цепочки слов (как в города),
или просто придумывали много слов, начинающихся на одну букву.
Есть такая игра "тик-так-бум" - она скорее для школьников подходит, но можно упростить правила, и придумывать слова, в которых есть буква А, или буква С.
А с детьми постарше можно играть в быки-коровы со словами,
в каркас,
в слова с тремя одинаковыми гласными,
в пять квадратов,
в наборщик.

Многие родители, бабушки и дедушки тратят кучу сил и времени, стараясь научить своих детей и внуков читать. Более того, подгоняемые страхом, что после трёх уже поздно, некоторые стремятся начать как можно раньше, и в итоге зачастую приходят к противоположному результату.
Малыш, который прежде обожал слушать сказки и рассматривать картинки в книжках, начинает отворачиваться при словах "давай почитаем!".
Теперь чтение уже не вызывает у него прежнего восторга, ведь от него требуется читать самому, а это ему сложно. Читать короткие тексты типа "У Ромы шары" - скучно. А читать книжки, которые достаточно интересны - пока не получается, технических навыков не хватает.
Как же быть?

Если ребёнок уже знает буквы, и может прочитать отдельные короткие слова, то можно придумать множество несложных игр и заданий, в которых основной упор будет не на слово "прочитай", а на какое-либо действие.
Соедини слова и картинки.
Найди картинку, под которой неправильная подпись.
Зачеркни то, что не едят.
Обведи тех, кто умеет летать.
Во всех этих заданиях нужно прочитать от силы 5-7 слов, но не ради "прочитай", а для того, чтобы выполнить задание.
Чтения там не так уж много, но всё-таки это небольшая тренировка.

У меня есть знакомый мальчик, который в 4 года наотрез отказывался читать слоги.
В самом деле, ну зачем уметь читать ГА-ГО-ГУ-ГЫ-ГЭ?
А когда я попросила его соединить слова и картинки, то он просиял - и начал читать буквально через две недели.
Сперва читал задания в тетрадках-развивашках, типа "закрась все круги синим", "соедини одинаковые фигуры", и так разогнался, что ещё через пару месяцев читал сам длинные книжки.

Однако так происходит совсем не у всех.
Некоторые дети боятся длинных текстов,
они готовы прочитать вывеску, заголовок,
могут рискнуть прочитать книжку, в которой на странице 1-2 фразы большими буквами,
но уже текст из 3-4 строчек их пугает.

К сожалению, на русском сейчас очень мало книг, которые подходят для начинающих читателей.
На английском, немецком, французском, итальянском - сотни, тысячи книг для новичков,
с симпатичными картинками, с простым текстом, но занимательным сюжетом.
На русском таких книг катастрофически не хватает.

Я спасалась тем, что сама сочиняла для Гришки короткие тексты, и он читал их - по мере написания.
Письмо, кстати, вообще часто идёт ДО чтения.

Многие дети начинают с того, что пишут по буквам отдельные слова.
(Иногда, впрочем, прочитать то, что они написали, дети сами не могут).
Начинают обычно со своего имени на картинках, потом уже и названия картин появляются.
Галя писала длинные письма и записки, и целые книжки с картинками.
Любопытно, что левую сторону каждой страницы она писала слева направо,
а правую - справа налево.
И часть гласных пропускала.
Такие ребусы получались!

Если ребёнок уже может написать отдельные слова,
то можно просить его подписывать подарки, письма, открытки.
После этого можно составлять списки покупок,
меню на неделю,
списки любимых игр и книг.

Детям вообще очень важно видеть, как звучащие слова превращаются в написанные.
Очень полезно писать письма друзьям, сказки и рассказы под диктовку ребёнка,
составлять смешные небылицы по кубикам story cubes или по картинкам от игры "speeche".
Можно потом распечатать эти истории с картинками и дать ребёнку их перечитывать.
Это так называемая "ситуация письменной речи" -
мы поймали произнесённое слово и сделали его видимым,
теперь его можно прочитать много раз.

Можно вести переписку со сказочным гномом,
дедом морозом или героем любимой книжки -
но это требует от родителей большой регулярности и изобретательности.

Можно прятать маленькие сюрпризы - и искать их по серии записок-подсказок.
Можно сочинять свои загадки и кроссворды.

Для активизации чтения очень полезно записывать свои домашние аудиоспектакли,
читая по ролям знакомые книжки с диалогами.

Многим детям нравятся необычные способы письма,
например, процарапывать слова на картонке, покрытой глиной или пластилином -
делать свои глиняные дощечки.
Не менее увлекательно писать пером и чернилами,
или царапать слова на кусочке бересты.
Кстати, переписывая каким-либо особым почерком слова из любимых книг, дети тренируют грамотность, сами того не замечая.

Очень увлекательно вместе с детьми записывать аудиоспектакли - читать по ролям любимые книжки с диалогами.
Можно придумывать и записывать свои загадки,
собирать пословицы из половинок.

Для начинающих читателей очень важно сделать процесс чтения весёлым, осмысленным и увлекательным.
Книжки-игрушки типа "Зок Мёдов варит вишнёвый суп" хороши именно для тех детей, которые уже умеют прочитать пару отдельных слов, но ещё не готовы читать целую книгу.
А эта книга как раз подходит - её читать не сложно, и в то же время весело.

Мы с вами читаем для удовольствия.
И если читать становится слишком сложно, мы начинаем скучать и откладываем книгу.
Значит, и ребёнок должен от процесса чтения получать удовольствие!
Постарайтесь не торопить ребёнка, и дать ему самому пройти весь путь от букв к чтению книг.
И помните, что даже многие взрослые любят, когда им читают вслух, а уж дети - тем более!
Читайте детям вслух,
читайте для всей семьи!

Отлично подходят для чтения вслух диафильмы - там как раз картинка и немного текста.

А вы помните, как вы сами научились читать?
Какие книги вы читали первыми?
Любите ли вы перечитывать книги?

игры, чтение

Previous post Next post
Up