Пост в продолжение одной большой поездке по военным аэродромам Приморского края. Следущей точкой после
"Воздвиженки" стал (нынче брошенный) аэродром для посадок советского космоплана «Буран» в с.Хороль. Аэродром интересный своей историей, своими размахами и целями.
"К моменту первого полета «Бурана» 15.11.1988 г спецаэродром был почти готов для выполнения главной задачи, однако он так и не выполнил свою главную функцию - приемку космопланов. 1.12.1993г. 141 МРАП и 304 ОДРАП были расформированы, авиационная техника полков была передана в 3723 авиационную базу хранения резерва самолетов, утилизации авиационной техники и вооружения ВВС ТОФ."
Этот пост будет иллюстрироваться только новыми (с последней поездки) кадрами, ссылку на фотоархив 2008 и 2009 года дам в конце поста. Снимки будут разные - в большенстве отчетно-технические , но будут попадаться и художественные))
--
Историческая справка -Для интересующихся-
Восточный космопорт (UHIL) - один из 3-х официальных аэродромов для посадок советского космоплана «Буран». Расположен в 200 км северо-западнее Владивостока.
Его история началась в 30-х годах 20 века, когда на северо-восточной окраине райцентра - села Хороль Приморского края был построен грунтовый военный аэродром. В 1941-45 гг здесь несли боевое дежурство самолеты разных типов, т.к. до границы оккупированного тогда японцами Китая всего 75 км. В 1945 г с аэродрома выполнялась часть операций ВВС по изгнанию японцев из Китая.
После июня 1950г. в Хороль был перебазирован 17 гвардейский ИАП. В том же году он вошел в состав 303-й дивизии и 28.05.51г. был перебазирован на аэродром Мяогоу близ Аньдуна, с 1 июня вступил в бой в небе Кореи.
В Хороле была развернута школа по подготовке корейских пилотов.
В мае 1951г. на аэродром Хороль был передислоцирован 169 гвардейский Рославльский тяжелобомбардировочный полк. На новом месте дислокации полк к концу августа 1951г. перевооружился на бомбардировщики Ту-4.
В 1954-56 гг объект получил бетонную ВПП 1 класса 3000 х 60 м для посадок Ту-16 и Ту-95 с комплексом наземных сооружений, после чего Ту-4 в 1957г. были заменены на ракетоносцы Ту-16 с ракетной системой КС.
Флотский этап истории авиабазы Хороль начался в 1960 г., 169 ТБАП был передан в состав ВВС ТОФ. Полк вошел в состав 3 МТАД и стал 169 гвардейским Рославльским минно-торпедным полком дальнего действия, с 1.5.1961г. полк был переименован в морской ракетоносный полк. В 1960-хх гг полк получил на вооружение самолеты-ракетоносцы Ту-16К-10, заправщики Ту-16ЗЩ и постановщики помех Ту-16СПС.
Наибольшую известность авиабазе Хороль в истории авиации принес 304 гвардейский отдельный дальнеразведывательный авиационный Краснознаменный полк (304 ОДРАП) и его гиганты Ту-95РЦ. Первый Ту-95РЦ с заводским номером 65МРЦ105 приземлился в Хороле в апреле 1965 г. В 1965-69 гг аэродром получил 22 машины Ту-95РЦ. В 1965-93 гг здесь базировались Ту-95РЦ, Ту-16 ВВС ТОФ разных модификаций, истребители ПВО.
В 1970г. полки гарнизона Хороль приняли участие в стратегических учениях ВМФ СССР "Океан".
Экипажи выполняли вылеты на воздушную разведку в Филиппинское море и центральную часть Тихого океана с задачами выдачи ЦУ по силам обозначения противника подводным лодкам ТОФ. А экипажи 169 МРАП отрабатывали нанесение тактического ракетного удара по АУГ ВМС США в Японском море с посадкой на аэродроме Каменный Ручей. Авиагруппа полка совершила перелет на аэродром Оленегорск через аэродром Завитинск. С аэродрома Оленегорск экипажи полка нанесли тактический удар по АУГ ВМС США в районе Лофотенских островов в Норвежском море, а экипаж майора Воропаева произвел практический пуск ракеты К-10 на полигоне ВВС СФ Лумбовка. После этого через Тикси 169 МРАП вернулся на аэродром Хороль.
15.07.1971 г. 867 ОДРАП был переименован в 304 гвардейский отдельный дальнеразведывательный авиационный полк. В начале 1970х гг. экипажи 304 ОДРАП приступили к освоению нового района воздушной разведки в Индийском океане.
В 1976 году 304 ОДРАП начал осваивать аэродромы Дафет и Харгейса Сомалийской Демократической Республики. Впервые в авиации ВМФ экипажи подполковника Гречко и майора Куликова выполнили воздушную разведку ВМБ США Диего-Гарсия, расположенную в центральной части Индийского океана.
01.10.1976 г. на аэродроме Хороль был сформирован 310 отдельный противолодочный авиационный полк Дальнего Действия, вооруженный самолетами Ту-142. Вновь формируемый полк создавался на основе 304 ОДРАП. 27.10.1978 г. 310 ОПЛАП ДД был перебазирован на постоянное место дислокации - аэродром Советская Гавань - Каменный Ручей.
С 1979 г. вылеты на воздушную разведку экипажи 304 ОДРАП выполняли с аэродрома Ташкент пролетом через территорию Пакистана и Ирана. В феврале-марте 1979 г. в условиях обострения обстановки в ЮВА (агрессия Китая против Вьетнама) экипажи 304 ОДРАП выполняли на самолетах Ту-95РЦ вылеты на воздушную разведку в Южно - Китайское море пролетом через Корейский пролив. В апреле - сентябре 1979 г. отряд Ту-95РЦ приступил к освоению аэродрома Дананг во Вьетнаме. а с апреля 1980 г началось освоение аэродрома Камрань во Вьетнаме.
В 1982-90 гг. экипажи 304 ОДРАП производили разведку ежегодных совместных американо-корейских учений «Тим Спирит» в Восточно-Китайском море.
Аэродром «Цветной», он же база ВВС ТОФ Хороль в историю космонавтики вошел под именем Восточного космопорта. После сдачи в эксплуатацию 29.06.1985 г ВПП-2 1-го класса на авиабазе Кневичи (Владивосток международный), туда временно перебазировали Ту-95РЦ 304 ОДРАП, 341 ОМРАЭ (Ту-16) была перебазирована на аэродром Леонидово (о. Сахалин). В 1985-88 г объект подвергся полной реконструкции. Было переделано покрытие ВПП, сама полоса увеличена до 3700 х 70 м, построены все объекты РЛС, ОКДП и даже небольшой звездный городок. К моменту первого полета «Бурана» 15.11.1988 г спецаэродром был почти готов для выполнения главной задачи, однако он так и не выполнил свою главную функцию - приемку космопланов. Последний полет Ту-95РЦ на авиабазе Хороль выполнен 24.06.1993 г 1.12.1993г. 141 МРАП и 304 ОДРАП были расформированы, авиационная техника полков (самолеты Ту-95РЦ и различные модификации Ту-16) была передана в 3723 авиационную базу хранения резерва самолетов, утилизации авиационной техники и вооружения ВВС ТОФ. Часть личного состава, вооружения и техники, гвардейский титул 141 МРАП были переданы в 568 МРАП.
В лихие 90-е МО просто бросило спецобъект. Теперь в Хороле появилась новая традиция: молодожены должны обязательно проехать на машине по огромной ВПП брошенного аэродрома. Был и план возрождения объекта силами гражданских ведомств и частных лиц, но аэродром до сих пор числится за МО, которое не отдает его никому.
Сегодня на территории фактически брошенного аэродрома Хороль функционирует 76 авиационная комендатура морской авиации Тихоокеанского Флота.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА:
Класс аэродрома: вне классов
Назначение аэродрома: Восточный космопорт
Владелец аэродрома: Министерство обороны РФ
Количество ВПП: 1
Класс ВПП: вне классов
Принимаемые типы ВС: все типы ВС, включая космопланы
Ограничения по нагрузке на ВПП: без ограничений
Размер ВПП: 3700 х 70 м + 2 КПБ по 500 м каждая
Покрытие ВПП: бронебетонные плиты
Метеоминимум ICAO: не категорировался
Ограничения по взлетно-посадочным траекториям: без ограничений
Ограничения по шумам на местности: без ограничений
Размер перрона: 30 стоянок под ВС 1 класса на перроне + 50 одиночных стоянок для ВС 1 класса
Наличие звездного городка: да
РЛС: комбинированная авиационно-космическая (ныне разграблена)
ЦУП ВВС: да
ЦУП ВКС: да
Железнодорожная ветка: да
Географические координаты центра ВПП:
- широта 44 градуса 27' 03,6''
- долгота 132 градуса 07' 27,9''
Высота над уровнем моря 95,23 м; истинный посадочный курс первого направления 153 градуса 27' 59,0'', второго - 333 градуса 27' 59,0''.
Магнитное склонение - 9 градусов 39'.
Высота точки посадки левая 86,99 м, правая 96,92 м.
Вид из космоса
http://www.wikimapia.org/#lat=44.4508155&lon=132.1253586&z=13&l=1&m=b --
От населенного пункта до главного КПП аэродрома едем еще 7 км. Главный КПП открыт, не официальных въездов тоже хватает.
Место для ночлега было выбрано практически на берегу "солдатскго озера" рядом с подземным командным пунктом аэродрома. Картина утром.
1.
Снимаем КП внутри
2.
3.
4.
5.
6.
Между капониров. Их там около 50-ти
7.
Первым делом решили смотаться в брошенную в/ч в паре км. от аэродрома. Сам аэродром решили оставить на закуску
8.
Бетонные дороги, столбики..
9.
Мост
10.
В/Ч была защищена "до зубов". Вот малоизвестная для историков огневая точка :)) Вокруг аэродрома массово встречаются СЖБОТы, СПСы, ДОТы и прочаяя хрень))
11.
12.
Часть показалась мне очень интересной - водонапорная башня для десятка непонятных домиков? Котельная тоже для них?
13.
Подходы
14.
За пару лет тут разобрали все строения
15.
16.
Вот и кульминация! Личные догадки и мифы местных были подтверждены. "Бункер в болоте" существует! Совсем недавно тут стоял часовой-сторож, теперь разводят пчел
17.
Подземный бункер спецаэродрома Хороль. Тут хранили и заряжали гептилом ракеты для Ту-16, Ту-95/Ту-142, бомбы разных калибров, в т.ч. и глубинные. Этот объект обслуживал авиацию ТОФ.
18.
Очень пожалел что не взял штатив, пришось насиловать вспышку..
19.
20.
21.
22.
23.
Скомуниздив у местных металистов кувалду, отправились изучать аэродром
24.
25.
26.
27.
28.
29.
На КПП уже давно никого нет
30.
Еще одна КПшка
31.
32.
еду из дома домой.. По пути во Владивосток нас несколько раз догоняет ливень
33.
и пробиваем колесо
34.
Приехали уставшие и довольные, кое-что оставили на это лето.
Вот только жалко бетонного летчика, который больше никогда не увидит взлетающий самолет..
35.
--
Архивные фотографии (2009-2009) с территории Восточного космопорта можно поглядеть
тут --
Выражаю огромную благодарность Андрею Шкурину (
http://andreskin.livejournal.com/ ) за подготовку исторической справки по объекту