Жизнь «Звезды»: крупнейшему заводу по ремонту кораблей исполнилось 60 лет

Dec 03, 2014 23:38

Дальневосточный завод "Звезда", расположенный в приморском ЗАТО Большой Камень сегодня, 3 декабря, отмечает 60-летний юбилей.


Сегодня на Дальневосточном заводе «Звезда», входящем в состав Дальневосточного центра судостроения и судоремонта, проходят ремонт и модернизацию боевые корабли Тихоокеанского флота, утилизируются атомные подводные лодки. Параллельно на территории большекаменского предприятия возводится верфь, которая станет одной из самых больших в России.

1.

Панорама на строительство судоверфи, открывающаяся с видовой площадки завода
2.

Уже в 2016-17 годах на заводе «Звезда» начнут строить новые суда для снабжения офшорных проектов: танкеры для сырой нефти, химовозы, балкеры, специальные и рыболовные суда, газовозы (в том числе ледового класса, для работы в условиях Арктики), платформы - буровые и технологические, трубоукладчики, а также верхние строения платформ. На строительство выделяется более 111 млрд рублей. Но это - в будущем. А сейчас на заводе растут объемы заказов на ремонт и модернизацию боевых кораблей ТОФ.
3.

Всего на заводе более 80 цехов основного и вспомогательного производства, управлений и отделов, обеспечивающих работу. Трудится в этих подразделениях около 4000 человек. Кстати, порядка 40% работников завода - женщины, в некоторых цехах численность прекрасного пола доходит до 70%.
4.

Идем в цеха №15 и 16. Рядом с ними - зона, на которой уже в ближайшие пару лет вырастут новые цеха судостроительного комплекса, которые сейчас проектируются. По территории завода ходят составы. Например, трубу перископа, которую сейчас ремонтируют в 15-м цехе, как раз подвезли на тепловозе. Хотя, по словам директора, по современным технологиям всё возят на колесном транспорте - на новых площадях железнодорожных путей не будет.
5.

15-й цех занимается механической обработкой различных деталей, которые применяются при строительстве кораблей. 16-й - монтажно-сдаточный, он устанавливает все на борту корабля, проверяет работоспособность - производит швартовые испытания. И сдает работу заказчику.
6.

Гул станков здесь не умолкает даже по выходным. Оборудование немолодое, но работает безотказно. Каждый корабль, рассказывают заводчане, уникален. И порой тот или иной станок стоит очень долго, прежде чем в нем возникнет необходимость. Детали здесь делаются штучные и высокоточные.
7.

«Вот 65-го года станок. Я сам лет на пять его постарше. На завод я пришел в 1975 году, когда поступил на первый курс ГПТУ. И до сих пор здесь, токарем. Мы делимся опытом - вон, на первом станке работает Андрей - любую работу делает. На зарплату не жалуюсь - 100 тысяч в месяц», - говорит токарь Владимир Мещеряков.
8.

Начальник монтажно-сдаточного цеха №16 Николай Ополоник пришел на завод в 1968 году, после Николаевского кораблестроительного института. Cегодня, по прошествии многих лет, уверен: не ошибся - каждый день просыпается с ощущением востребованности. И специалистами своими гордится. «Смежные цеха ведут ремонт и поставки. Мы сдаем объекты и вводим их в строй. Монтируем готовое оборудование, выхаживаем его, испытываем. Молодежи в цеху много. 51 % людей старше 50 лет - как без стариков, они передают опыт и знания. Большинство остальных - до 35 лет. И желающих немало. Здесь зарабатывают больше, чем в любом другом цеху», - отмечает начальник цеха.
9.

10.

11.

12.

13.

14.

В цеху № 15 шлифуют перископ подлодки
15.

«Работа, - говорит директор, - непростая. Но и зарплата хорошая: среднее жалование по заводу - 46 тысяч рублей, рабочие могут заработать 70 тысяч и больше. Сегодня в цехах по всей стране, и Большой Камень не исключение, ждут рабочих и технологов, - делится Юрий Фильчёнок. - Даже с Минобороны обсуждали вопрос, чтобы толковых ребят после колледжа судостроения и судоремонта направляли отдавать долг Родине не в любую армейскую часть, а в специализированную бригаду, которая "привязана" к заводу. Дело в том, что многие мальчишки после "срочки" остаются служить на контрактной основе, а предприятие теряет потенциально ценных специалистов».
16.

Надеются здесь и на приток иностранных специалистов - в следующем году с Большого Камня снимут статус ЗАТО, и на завод смогут приехать работники в том числе из Украины. По словам Юрия Фильчёнка, завод совместно с администрациями края и муниципалитета разработал проект по строительству трех микрорайонов и субсидирует покупку жилья для вновь прибывших сотрудников.
17.

«Завод сегодня занимается ремонтом и утилизацией атомных подводных лодок (АПЛ). Сейчас на предприятии утилизируется АПЛ проекта 667 БДР. Большой гособоронзаказ идет в основном на лодки третьего поколения. У нас за спиной - два таких примера, АПЛ класса «Антей» пришли на предприятие для ремонта. Коллектив обслуживает корабельные механизмы и главные энергоустановки, которые базируются на атомных реакторах.
18.

В 1990-2000-х годах завод утилизировал старые корабли первого-второго поколения, которые были выведены из боевого состава ТОФ.
19.

Сейчас металлолом продан, а так называемые трехотсечные блоки, которые содержат в себе отработавшие свой срок атомные реакторы, находятся на постоянных местах хранения для последующей утилизации.
20.

Практически все работы по заделу старых АПЛ, которые скопились до середины 90-х в водах, прилегающих к югу края, выполнены в полном объеме. Сейчас по мере вывода из боевого состава ТОФ старых кораблей планово их утилизируем.
21.

Работы выполняются под методическим руководством Росатома. Программа утилизации прежде всего была профинансирована со стороны правительства России, в ней также участвовали страны АТР. В рамках контракта по утилизации сейчас работаем с США, и на нашу работу санкции не влияют, - говорит директор Дальневосточного завода «Звезда» Юрий Фильчёнок. - Финансирование на ремонт со стороны Министерства обороны с каждым годом увеличивается. На предприятии сегодня много работы. Если в конце 90-х, начале 2000-х годов стояла проблемы загрузки производственных рабочих и инженерно-технического персонала, то сейчас задача иная. Нужно находить квалифицированные кадры, учить молодежь».
22.

Каждому выпущенному заказу соответствует своя табличка
22.

Каждому выпущенному заказу соответствует своя табличка
23.

Сейчас ТОФ вооружается атомными подлодками четвертого поколения. Время ремонта для новой АПЛ наступает уже через 10-15 лет после ее ввода в строй. Есть и так называемый «доковый ремонт» - примерно раз в два года корабль надо доставать из воды, чистить все отверстия, арматуру, красить…
24.

Так что к этому времени завод тоже должен быть готов к новым системам и механизмам, причем не только технически: модернизация предприятия - это в том числе строительство новых участков и ввод новых специальностей.
25.

Вообще, именно кадры - главная гордость и основная потребность завода. К юбилею на заводе выпустили новую книгу - «Звезда российского флота». Как и пять лет назад, на ее страницах говорится именно о людях. Многие работники сами предлагали, как и что написать об их труде.
26.

Торжества по случаю юбилея предприятия пройдут 5 декабря. В Большой Камень на праздник съедутся «друзья завода» - специалисты разного профиля со всех частей России: из Москвы, Санкт-Петербурга, севера страны и Дальнего Востока.
Тематические репортажи у меня в блоге:
Строительство суперверфи на Дальневосточном заводе «Звезда» в Большом Камне
В Большом Камне с 2011 года реализуется проект по возведению судостроительного комплекса. Здесь будут строиться танкеры, газовозы, суда ледового класса, элементы морских платформ и многое другое. Стоимость проекта - 111,7 млрд руб.


Первый этап сейчас в самом разгаре, он будет реализован до 2015 года. Здесь построят открытый горизонтальный стапель (в декабре по нему уже будет готово заключение экологической экспертизы), блок корпусообрабатывающих производств, встанут два крана грузоподъемностью 1200 и 320 тонн…

«Аскольд» и «Посьет» «почувствовали» запах моря: уникальные суда сошли с верфи завода «Звезда»
Два бонопостановщика-нефтемусоросборщика спущены на воду на заводе «Звезда» в Большом Камне. Специализированные суда, уникальные по функциям и конструкции, - первый за последнее время реализованный гражданский заказ завода.


С 2010 года на верфи завода «Звезда» шло синхронное строительство двух судов экологического назначения для нефтеналивного порта под Находкой. Бонопостановщики-нефтемусоросборщики проекта Р2010 предназначены для ликвидации разливов нефти, очистки льяльных вод, сбора мусора с акватории, а также выполнения рядовых функций портовых судов.
--
Спасибо за внимание!
--
-Использование фотоматериала разрешается только при моем личном согласии.
-Если вы используете фотографии в некоммерческих целях не забывайте ставить активную ссылку на мой журнал.
-Все снимки, размещенные в этом журнале, моего авторства, если не написано обратное.
-Текстовое описание объектов использовано из открытых источников
smitsmitty

флот, репортаж, приморье, производство

Previous post Next post
Up