МАСТЕР-КЛАСС. Соображение двадцать пятое

Jul 16, 2009 20:38

Самое главное, что должен уметь репортер, - это чувствовать деталь. Это слух репортера. Если у человека нет этого таланта, если медведь на ухо наступил - лучше выбрать другую профессию.
Иногда можно побывать на месте и даже не понять, что происходит. И даже не разобраться, кто прав, кто виноват. При одном условии - вы успели увидеть событие на уровне детали. У вас появилось чувство уверенности, что этого добра достаточно. Когда Вы начинаете писать, из деталей, как из пазлов, складывается не только текст, но и суть события. И сложиться она может, как и любой пазл, единственно правильным образом. Потому что деталь - это мысль репортажа и его рифма.
Стихотворение осмысляется помимо смысла. С репортажем бывает та же фигня. У него вообще с поэтическим текстом больше общего , нежели с прозаическим. У них есть главное сходство - теснота. А в ней на первый план выступает ритм и дыхание. И дышит репортаж именно деталью.
Главное ее свойство - мотивированность. Немотивированная деталь - это мертвая деталь. Но не надо путать "мотивированность" со "смысловой нагрузкой". Слишком осмысленная деталь - это тоже мертвая деталь. Мотивированной может быть и соверешнно бессмысленная, на первый взгляд, деталь. Как это объяснить, я не знаю. Это надо чувствовать.
Пример удачного использования детали:
В репортаже Оли Тимофеевой про мусор, который выйдет в следующем номере "РР", все люди, занимающиеся отходами - чистюли и педанты (деталь). Потому что бизнес на мусоре промывает мозги и очищает душу (мотивация).

Мастер-класс

Previous post Next post
Up