Л..Гумилёв, его мама и бабушка, середина 1920-х годов
Чтобы разобраться в пассионарной теории этногенеза, необходимо ознакомиться с биографией ее автора -
Л. Н. Гумилёва (1912-1992) , «человека со сложной судьбой и непростым характером», которым он стал ввиду весьма интересной среды, в которой формировалась его личность. Сын выдающихся поэтов Серебряного века в детстве и юности он оказался на попечении бабушки сначала в Царском селе (современный Пушкинский район Санкт-Петербурга) и родовом имении в Слепнёве, а затем в районном центре - городке Бежецке (Тверская область). Бабушка «весьма прохладно» относилась к Советской власти, не находил общего языка со сверстниками и ее внук. Как писал он сам: «Я всегда воспитывался в духе ненависти к ВКП(б) и Советскому правительству», что, впрочем, было вполне объяснимо. После окончания школы, осенью 1929 года, Л. Гумилёв переехал из Бежецка к матери,
Анне Ахматовой, в Ленинград. К этому времени его отец,
Николай Гумилев, был уже расстрелян (1921 г). В Ленинграде Л.Гумилев жил на содержании матери и ее мужа Н.Пунина, отношения с которыми у него не сложились. В 1930-1933 гг. Л.Гумилев был в экспедициях в Прибайкалье и Таджикистане, из которых вернулся в Москву, где тесно общался с О. Мандельштамом, видевшим в нём «продолжение его отца». В декабре 1933 года произошёл первый из четырёх арестов Л.Гумилёва, который продлился всего 9 (девять) дней. В 1934 году Л.Гумилёв поступил на исторический факультет Ленинградского университета, однако из-за арестов в 1935 и 1938 гг его систематическое образование ограничилось четырьмя курсами. В 1943 году пятилетний срок заключения Л.Гумилёва в Норильлаге истёк, некоторое время он работал в геофизической экспедиции, а в 1944-1945 гг, будучи призванным, служил в Советской армии, причем за время службы удостоился двух советских медалей - «За взятие Берлина» и «За победу над Германией». В 1945-1946 гг. Л.Гумилев закончил высшее образование в ЛГУ, сдав экстерном экзамены за два курса. В конце 1948 года Л.Н.Гумилев защитил диссертацию на тему «Политическая история первого тюркского каганата», а в 1949 году был вновь арестован в рамках
Ленинградского дела и «за принадлежность к антисоветской группе, террористические намерения и антисоветскую агитацию» осужден на десять лет лагерей. В 1956 году Л.Н.Гумилев был реабилитирован. В общей сложности из первых 44-х лет своей жизни он провел в тюрьмах и лагерях около 14 лет. С перерывом на 4-ре года, за которые закончил обучение в университете и защитил кандидатскую диссертацию. Причиной проблем Л.Гумилева с Советской властью было его неприятие советской действительности и идеализация собственного дворянского происхождения.
Помимо этих, чисто социальных особенностей, на формирование личности Л.Н.Гумилева оказал, несомненно, психологический фактор - давление на него окружавшей его гуманитарной интеллигенции, как на сына выдающихся поэтов. В то же время сам Л.Н.Гумилев отличаясь острым умом, обладая прекрасной памятью и обширными знаниями. Помимо этого у него был несомненный писательский талант и, к тому же, был замечательным рассказчиком. Поэтому ему было трудно мириться с тем, что его считали лишь тенью гениальных родителей. Вероятно в этом была одна из причин болезненного конфликта со своей матерью.
Исходя из этого, пассионарную теорию этногенеза, предложенную Л. Н. Гумилёвым, можно рассматривать, как его попытку доказать интеллектуальную равнозначность своим родителям. Поэтому в этой работе слишком много личного, а ее эмоциональность вступает в конфликт с научностью. Но несмотря на то, что предложенная Л.Н.Гумилевым теория вызывает много
вопросов, в нашей стране она стала значимым элементом общекультурного
дискурса.
Несомненным научным достижением Л.Н.Гумилева явилось формулирование
понятия пассионарности и его введение в научный тезаурус. Пассионарность, согласно Л.Н.Гумилеву, это непреодолимое внутреннее стремление к деятельности, направленной на изменение своей жизни, окружающей обстановки, статуса-кво. Деятельность эта представляется пассионарной особи ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни, счастья современников и соплеменников. Она не имеет отношения к этике, одинаково легко порождает подвиги и преступления, творчество и разрушение, благо и зло, исключая только равнодушие; она не делает человека героем, ведущим толпу, ибо большинство пассионариев находятся в составе толпы, определяя её потентность в ту или иную эпоху развития этноса. Такое понятие мог сформулировать только человек такой судьбы, как Л.Н.Гумилев. По сути в этом понятии он изложил историю собственной жизни, сформулировал свое жизненное кредо.
Понятие пассионарность Л.Н.Гумилев положил в основу
теории этногенеза. Толчком к разработке этой теории послужил поразившие Л.Н.Гумилева многочисленные исторические факты миграции людей на весьма и весьма значительные расстояния. Введение понятия пассионарность потребовалось для того, чтобы обосновать причины переселения народов. Л.Н.Гумилёв считал, что пассионарность индивида по сути является психологической переменной и зависит от мутаций, вызываемых космическим излучением. Таким образом, он попытался связать воедино социальное, психологическое и биологическое измерения человеческого бытия - по сути вошел в сферу интересов
физиосоциологии. Но не совсем удачно...
Причины ошибки Л.Н.Гумилева чисто социально-психологические. Будучи рафинированным либералом-гуманитарием, он оказался очарованным перспективами формальной генетики, которые красочно расписывали ее адепты («антисоветчики» и «мухолюбы-человеконенавистники») после полного подавления в 1964 года своих конкурентов «сталинистов-мичуринцев». Не имея полноценного систематического университетского образования, не являясь специалистом в области биологии, будучи заряжен на гениальное открытие, ставящего его вровень с родителями, Л.Н.Гумилев совершил грубую ошибку, попытавшись обосновать социальный феномен мутацией, определяющей психику человека, в то время, как это не представляется возможном сделать даже сейчас, исходя из
генетики поведения. В результате стройной и красивой теории, увы, не получилось.
ВАК СССР не утвердила докторскую диссертацию Л.Н.Гумилева, а лишь депонировала в виде рукописи «Этногенез и биосфера Земли» в ВИНИТИ РАН. Несмотря на это Л.Н.Гумилев и его почитатели широко пропагандируют пассионарную теорию этногенеза в многочисленных популярных изданиях и СМИ.
Как бы то ни было с обоснованием пассионарной теории этногенеза, данным Л.Н.Гумилевым, проблема, поднятая им, остается. Переселение народов - факт. Причины переселения бесспорно связаны с психикой и физиологией человека. Пассионарность - вполне приемлемое научное понятие. Проблема в том, как все это связать.
Как это не парадоксально, но обратившись к генетике, при обосновании своей теории Л.Н.Гумилев, встал, вероятно, на верный путь. Но по-порядку.
Изучая причины миграции рыб, ихтиологи обнаружили, что рыбы периодически изменяют длину проплыва по прямой и его направление. Причем в чередовании и величине пар зона «рысканья» и длинна «проплыва по прямой» наблюдается
фрактальная размерность. Более того удается связать чередование поведенческой пары «проплыв-рысканье» с чередованием специфической электрической активности в головном мозге. Также происходит и миграция косяка рыб. Таким образом, на уровне поведения весьма низкоинтеллектуального позвоночного проявляется склонность к закономерной миграции его популяции, обусловленной физиологией животного. Без высокоорганизованной психики и каких либо признаков психологии толпы! Хотя физиологические предпосылки к сложной психической деятельности налицо.
При изучении этногенеза нельзя не учитывать данные лингвистики. Неоспоримым фактом является то, что на
финно-угорских языках говорят народности, далеко расположенные друг от друга - от центральной Европы до Западной Сибири, от Севера Европы до низовья Волги. На что это может указывать? Среди прочих причин - на склонность к миграции предков носителей этих языков, имеющей биологические предпосылки. Примечательно, что в русском языке 6-ть падежей, в немецком - 4-ре, в английском и французском - три, в итальянском и испанском падежей нет. А вот в финском языке падежей 15-ть! Из них 6-ть падежей места (внутриместных и внешнеместных)! При этом в финском языке есть еще и предлоги, и послелоги. Для чего нужно так много местных падежей? Вероятно для того, чтобы точнее описать положение объекта на местности. Для кого это важно? Естественно для того, кто много путешествует.
Немного из теории образования биологических видов и их исчезновения. Прогрессивный вид постепенно завоевывает большой ареал. Когда этот вид исчезает, то обычно на окраинах этого ореала остаются его реликтовые подвиды. Если исходить из синергетической парадигмы, то можно предположить, что прафинно-угорский язык был господствующим на значительной территории, а потом он был вытеснен другим языком (языками). На Русской равнине таким языком стал славянский, в котором сохранились лишь 6-ть падежей. Славяно-финские корни современных финнов (карел, вепсов и т.д.) и русских прослеживаются не только в лингвистике, но и в топонимике, сказаниях, особенностях деревянного зодчества, быта...
Если обратиться к проблеме объяснения этногенеза и влияние на него миграции человека, то трудно обойтись без учета фактов, выявленных
ДНК-генеалогией. Несомненно, что только на ДНК-генеалогии нельзя обосновать историю этноса. Но нельзя и не учитывать факты, обнаруженные при анализе ДНК различных во времени и пространстве популяций человека. А факты таковы, что частота встречаемости гаплотипов в разных популяциях современного человека различна. Более того, наблюдается определенная закономерность динамики этой частоты при изучении захоронений людей. Но при этом не все так просто. Трудности использования ДНК-генеалогии связаны с тем, что существует несколько
уровней исходных данных и их обработки. Один - конкретные мутации в гаплотипах (стиры) и необратимые мутации (снипы), они однозначные и практически абсолютно воспроизводятся в разных лабораториях. Второй - это математический аппарат расчета по стирам и снипам, его точность зависит от числа исходных «точек» - чем более протяженные гаплотипы и чем больше их число в выборке, тем точнее данные. Третий - это интерпретации полученных данных в применении в истории, археологии и сопряженным дисциплинам. При этом напрямую связывать определенный гаплотип с тем или иным этносом не корректно, так как этнос формируется далеко не только на основе генотипа. Особенности генотипа весьма опосредованно сказываются на физиологии человека и, тем более, на его психике и социальных связях, которые в конечном итоге и формируют тот или иной этнос. Весьма примечательно, что частота «скандинавских» гаплотипов в популяции русскоязычных с севера на юг России падает, а «славянских» - растет. И этот факт неоспорим и соотноситься с другими фактами, указывающих на близость угро-финнов и русских.
И какой же итог? Все указывает на то, что пассионарная теория онтогенеза - заблуждение гениальной личности, нацеленной на широкое признание. При этом Л.Н.Гумилев совершил выдающийся научный прорыв, попытавшись воедино соединить социологию, психологию и биологию при попытке объяснить чрезвычайно политизированную проблему этногенеза.