Бессмертие? Не проблема!

Feb 25, 2019 17:16





Бессмертие не проблема! По крайней мере для миллиардов людей, верящих в бессмертие души или ее переселение. Добавьте сюда философов от солипсистов до убежденных «материалистов» - количество беспроблемных увеличится, хотя и не намного. Проблема возникнет, если остро встанет вопрос о сохранении человечества при неизбежном разогреве, а затем и затухании Солнца. Хотя до этого может и не дойти ввиду стремительного движения в сторону самоуничтожения современного человека в термоядерной войне, развязанной амбициозными элитами конфликтующих государств. Так что проблема бессмертия индивидуального человека крайне не актуальна. Хотя чрезвычайно интересна с позиции физиосоциологии.

С биологических позиций проблемы бессмертия индивидуального организма нет.  Тело одноклеточных организмов, согласно учению А. Вейсмана о наследственности, по существу бессмертно, т. к. при размножении делением  переходит непосредственно в тела дочерних особей. Стареют и умирают  многоклеточные организмы, но лишь отчасти  - их половые клетки потенциально бессмертны, давая начало следующим поколениям. Точнее бессмертна зародышевая плазма, которая формирует половые клетки, обладающие способностью создавать многоклеточный организм, обеспечивающий бессмертие зародышевой плазмы. Эта особенность живого определяет, с одной стороны, чрезвычайно высокую приспосабливаемость к условиям существования. С другой стороны, гибель отдельных организмов предотвращает гибель всего живого вследствие истощения ресурсов, обеспечивающих существование живой материи. Только представьте себе, что бы случилось, если бы все живые организмы от «сотворения мира» до сегодняшнего времени жили на Земле!

Несмотря на реально существующую непременную смерть многоклеточного организма, потенциально у него сохраняются предпосылки к бессмертию. По крайне мере у некоторых видов. Эмбриологи поражаются тому, как из одной клетки закономерно возникает высокоорганизованные организмы. Учитывая всю сложность процесса онтогенеза смерть - необъяснимый физиологический парадокс. Если гибель  организмов некоторых многоклеточных видов  растений, грибов, животных можно обосновать особенностями их физиологии, то для позвоночных животных такого обоснования, как правило, нет. Тем более для человека.

Весьма примечательно, что среди многоклеточных организмов различного уровня организации распространено бесполое размножение, при котором образуются  идентичные или практически идентичные особи. Что касается организмов, размножающихся половым путем, то каждая их особь биологически неполноценна - вид может существовать лишь при разделении популяции на два типа особей. Еще интереснее биология таких насекомых, как пчелы и муравьи,  улей или муравейник которых является вместилищем «сетевых организмов», представленных особями различного строения, выполняющих специфические функции в пределах такого организма-семьи. Поэтому полноценной единицей живого выступает, как правило, популяция или вид.

В то же время надо учитывать, что, теоретически возможное биологическое бессмертие препятствует реализации главной особенности живого, отличающей его от костной материи, - способности к эволюции, которая фактически отрицает бессмертие популяций и видов живых организмов. Таким образом, биологическое бессмертие в естественной природой среде невозможно в принципе. Однако в культурной среде, сформированной человеком, бессмертие не только теоретически возможно, но и необходимо, если исходить из антропного принципа.



Загадка Сфинкса иллюстрирует жизненный путь человека - от четвероногого животного к зрелому человеку и далее к старику, использующему первое достижение здравоохранения - костыль.

Высокоорганизованные животные, как например слоны, переживают смерть близких особей. Тем более это относится к человеку.  Психологически человеку трудно примириться со старением - неуклонным движением к смерти. Поэтому ему свойственна мечта если не о бессмертии то, по крайней мере, о долголетии. Исследования долголетия людей показали, что главные его причины в особенности социального положения человека. Но даже в тех случаях, когда отношение к пожилому человеку ближайшего окружения долгожителя весьма благожелательно,  он не доживает до  150 лет, теоретически обеспеченных уровнем развития медицины и современного здравоохранения в более чем благополучных странах. Уровень социально-экономического развития подавляющего большинства стран не позволяет эффективно повысить продолжительность жизни человека. Объективно, пожилые люди являются бременем государства, даже если оно провозглашает себя социальным. Если государству в лице его правящей элиты требуется выбирать между своим существованием и благополучием отдельных групп граждан, то оно, к сожалению для граждан, вынуждено выбирать собственное сохранение, что, увы, отвечает интересам большинства населения.  Таким образом, важнейшая социальная проблема не в достижении бессмертия, а в обеспечении возможности продлить свою индивидуальную жизнь хотя бы на пару-тройку десятков лет.

Особенность человека - его высокоорганизованная психическая деятельность, обеспечившая развитие его главной адаптации к окружающей среде - культуры.  Поэтому, смирившись с неизбежностью смерти, люди мечтают о бессмертии индивидуальной психики (души).  Теоретически это возможно, но встает большая чисто физиологическая проблема - психика человека нуждается в непрерывной стимуляции через возбуждение многочисленных рецепторов нервной системы, обеспечивающей ее взаимодействие с внешней средой. Описан клинический случай, когда у человека были поражены все органы чувств, кроме одного глаза - когда этот глаз закрывали, человек моментально засыпал. Исходя из этого, переселение души в другой живой организм или в искусственную систему фактически должно уничтожить переселенную душу. С другой стороны, психика человека - результат длительного индивидуального развития человека. Фактически душа - результат воспитания и обучения в определенной культурной среде. При этом на формирование психики оказывают особенности анатомии и физиологии каждого человека. Но  индивидуальность анатомии и физиологии конкретного человека весьма относительна -  соционика возникла не на пустом месте.



К.Э.Циолковский (1857 - 1935)

К.Э.Циолковский писал о том, что наша «планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели». Уже не вызывает сомнение, что  «человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство».  Для этого есть реальные технические и медико-биологические предпосылки. Проблема возникает в случае необходимости переселения человека за пределы Солнечной системы. Теоретически возможно создание гигантских межпланетных станций, где будет поддерживаться среда, идентичная среде, обеспечивающей  жизнь не Земле.  Вопрос в том, позволят ли ресурсы Земли создать такие станции. В любом случае сначала возникнет необходимость посылать в межгалактические путешествия небольшие команды космонавтов. Люди в таких экипажах должны быть, если не бессмертными, то хотя бы обладать долголетием, обеспечивающим полет до цели путешествия, ее исследование и возвращение на Землю. Могут ли такие экспедиции обеспечить роботы, обладающие искусственным интеллектом? Навряд ли. Интеллект не может быть искусственным по определению. Интеллект - это свойство высокоразвитой психики. Искусственные кибернетические системы - это совсем другая реальность, хотя в них заложены те же основные принципы, что и принципы по которых функционирует физиологические системы.

Главная проблема создания «искусственного интеллекта» в практической невозможности полной вербализации знаний. Есть большой пласт знаний, которые передаются непосредственно при контакте людей (личностные знания) - легче показать как что-то сделать, чем дать прочесть подробнейшую инструкцию (которую еще необходимо грамотно составить). В медресе, готовящих священников,  основной тип обучения - разъяснение муфассиром своим ученикам текста Корана. Так же, через посредника, изучают в богословских учебных заведениях книги, священные для других религий. В естественных науках - тоже самое.  Для ученого важна научная школа - сообщество специалистов, работающих над решением определенной проблемы. Особенно важна передача личностного знания при передаче навыков ручной работы - от обучения ремесленников до подготовки специалистов в области сложнейших экспериментальных исследований в естественных науках (биологии, физике и химии).  На важность непосредственной передачи знания указывает так же то, что в истории человечества имеется множество свидетельств гибели цивилизаций, не сумевших передать на личностном уровне накопленные ими знания. От них остались лишь немые свидетельства былого могущества некогда великих культур. Дальний космос может освоить только бессмертный человек. Или способных к долголетию, необходимому для того, что бы добраться до подходящей для жизни планете и закрепиться на ней.

Ресурсы космоса практически безграничны. Человек теоретически способен достичь бессмертия.  Однако реально проблема достижения бессмертия встанет лишь тогда, когда будет устранена возможность самоуничтожения человечества и встанет необходимость в осуществлении межгалактических путешествий. 

межгалактические путешествия, антропный принцип, physiosociology, физиосоциология, зародышевая плазма, Циалковский, социальный дарвинизм, перспективы человечества

Previous post Next post
Up