Пару слов о грузинском народе.

Aug 23, 2008 14:56


Неоднократно встречал суждения о неком экзистенциальном грузинском тунеядстве, любви жить за чужой (русский) счет. Тут и неплохой рассказ Горького вспомнили, и Крылов с другими националистами отметился.
Все же я хочу представить ко вниманию свои личные впечатления, несколько корректирующие эту уже установившуюся позицию. Моим друзьям и просто читателям известно, что я не отношусь к «тоже грузинам», да и моя позиция во время пятидневной войны однозначна, но личный опыт есть личный опыт.
Итак!
В эпоху гм… первоначального накопления и разгула реформ как-то меня угораздило позаниматься и торговлей вином. В том числе и с Грузией. Вино, что поставляли в Минск, было не очень высокого качества, да и цены… В связи с тем я отправился прямо в Грузию, дабы сориентироваться на месте. В Тбилиси я повстречался с нашими контрагентами, а затем выразил желание отправиться в глубинку, в бывшие колхозы, непосредственно вино производившие.
Сначала об этих контрагентах, жителях Тбилиси. Вот они полностью соответствуют сложившемуся стереотипу. От внешности и шарма, до безудержного хвастовства и непереносимой лености.
В начале определенное грузинское обаяние, несомненно, действует. Знакомства с новыми людьми, которые ведут себя с тобою так, будто ты их близкий друг, которого они встретили после долгой разлуки, приятные умные разговоры под вино, вкусная еда и обещания, обещания, обещания… Как будто каждый из встреченных тобою грузин имеет близкие знакомства везде, от Кремля, до Вашингтона, и сделает все, абсолютно все… потом… если тебе будет нужно, ты только скажи.
Но день, второй, и подобное счастье начинает приедаться. Как будто халвы обожрался. Я уже начинаю наставать, что пора де ехать, пора заканчивать праздник и заняться делом. Это было нелегко. Вдруг оказалась, что нас еще где-то ждут, что неудобно кого-то обижать, что кто-то еще приедет и уж он… все вино Грузии мне подарит совсем бесплатно, потому, что это такой человек!!! Вай!
Но я уперся, и мы все же поехали. А то, что бензин в конце концов пришлось оплатить мне (копейки, но ситуация, после всего грузинского хвастовства меня позабавила), Бог с ним. Главное поехали, сначала в Кахетию, а потом в Имеретию. Это основные винодельческие районы.
И вот там, в грузинской глубинке, я увидел совсем других грузин, совершенно не похожих на мою тбилисскую шелупонь.
Нет! Они бы вам на первый взгляд не понравились, эти грузинские крестьяне. Они внешне совсем не похожи на тбилисцев. Последние высокие, белокожие, с красивыми в основном лицами, а те крестьяне, что я встретил в кахетинских и позже имеретинских селах совсем другие. Они низкорослые, черные от солнца и от земли. Лица грубые и корявые. Если бы я их встретил в Минске или в Москве, я бы их принял… ну за азербайджанцев, что ли… в общем не знаю, но на Дато Туташие (из известного в свое время сериала) они никак не похожи. На русском говорили очень плохо.
Характер? Вот что я тогда подметил. В них было все, что приписывается грузинам, но в дозах гомеопатических, вполне переносимых. Меня так же угощали, но разумно, разговоры разговаривали, но не трещали как сороки, хвалились своим виноградом и вином, но не хвастались безудержно о чем попало. В общем, я вдруг заметил, что мои тбилисские знакомцы - это на самом деле шарж, карикатура на реальных, простых грузинских крестьян.
Беда в том, что мы русские знаем именно этих карикатурных грузин, именно они наехали в наши города, они составляют художественную и другую интеллигенцию, и они правят Грузией и определяют ее политику.
И грузинские крестьяне вовсе не бездельники, не тунеядцы, не любители сидеть на чужой шее. Их лица морщинисты и черны, а руки так же черны и все в мозолях. Они вкалывают и вкалывают с утра до вечера. Впрочем, а как же иначе? Это ведь не Тбилиси, где можно приткнуться в какую-нибудь конторку и получать пенсион. Крестьянин просто сдохнет с голоду, если будет ждать шею, на которую можно забраться.
Крестьян грузинский, как, наверное, и любой другой, прижимист, труд свой ценит, и торгуется изрядно, но когда договорились, можешь быть более-менее уверен. Тбилисский интеллигент наоборот, готов с полуслова наобещать с три короба, но добиться обещанного, особенно потом, по телефону, это уже сизифов труд.
Жили эти крестьяне весьма не богато, даже архаично, потому разговоры о Грузии, как об одной из самых богатых республик СССР мне представляются надуманными. Вернее, они результат грузинского же хвастовства. Элиты там, верно, и правда жили богато и на показ, но основная масса народу ничем не богаче других в СССР.
В общем, если заключить, то в Грузии живут как будто два разных народа, отличающихся и внешним видом, и характером. Такое, конечно, в определенной степени есть везде, и московский интеллигент отличается от русского крестьянина, но степень отличия именно в Грузии поразительна. Два разных народа!
В связи с этим полагаю, что, во-первых, к грузинам нужно относиться более взвешено, и развивать мифологию о тунеядстве грузинского народа ни к чему. Больны иждивенчеством элиты, интеллигенция, но это так не только в Грузии. Интеллигенция любого народа склонна к подобному поведению. Просто у грузинских «князей» это лучше получается.
Во-вторых, в отношениях с Грузией надо попытаться сделать ставку именно на этот настоящий народ. Кстати, не только с Грузией. Посмотрела бы Россия на отношения с Беларусью, если бы в Беларуси к власти пришел не Лука, председатель колхоза, а свядомый минский интеллигент.
Стоит поддерживать и даже «создавать» претендентов на президентские посты в сопредельных, постсоветских странах по социальному признаку. Из рабочих, так сказать и крестьян.
Вот с ними можно будет договариваться. А интеллигенция, - чмо в любой стране.
Previous post Next post
Up