По инициативе
hgr’а подумал о примитивности своего мышления.
Какое-нибудь пелагианство, адопционизм, - это еще более или менее понятно. Но когда речь заходит о сущностях и энергиях, я просто теряюсь. Это выбивает меня из колеи. Сразу вспоминаются разные высказывания в том смысле, что греки вообще повально были еретиками, а надо только учить каноны
(
Read more... )
"Рим в византийское время именно окраиной и был. варварская дикость. отсюда и августинизм. каролинги -- это первый опыт "третьего рима". такая же тухлятина."
даже комментарии, считаю, не нужны :)
Вашу аналогию с Павлом Смирнским не понял. на Западе к тому времени споры об энергиях (акте-потенции) были намного более дифференцированными и сложными, нежели на Востоке.
а Павел сей потом имел ещё дискуссию с Иоанном Кантакузиным, в которой последний убедил Павла, что они об энергии учат так же, как латиняне. Схоларий позже это доказывал в богословских трактатах. но в реальности язык умозаключений был совершенно различный, а потому сравнивать эти богословские интерпретации (томистские и восточные) очень сложно. у меня было несколько записей на
ту тему под названием "Фома Аквинский sub specie palamitica" (еще неоконченнные, - возможно в будуще м будет большая статья на эту тему).
Reply
+озицию Киреева поддержал одобрявший идею объединения со старокатоликами В. В. Болотов, но сделал это лишь в частной переписке; по вопросу о термине «пресуществление» Болотов писал, что его офиц. статус в правосл. богословии основан на сочинениях «пресловутого Petrus von Mohila» (т. е. свт. Петра (Могилы)) и «турецких graeculi («гречишках».- Авт.)» с их «соломенными патриархами», но не предлагал никаких вариантов изменения этого статуса (Письма В. В. Болотова А. А. Кирееву / Д. Н. Якшич, прот., изд., предисл. и примеч. Сремски Карловци, 1931. С. 33-34). +
http://www.pravenc.ru/text/%D0%95%D0%92%D0%A5%D0%90%D0%A0%D0%98%D0%A1%D0%A2%D0%98%D0%AF%20%20%D0%A7%D0%90%D0%A1%D0%A2%D0%AC%20II.html
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Есть такая книжица -- "Диспут Паламы с Григорой Философом". Я от нее с непривычки даже окосел слегка. Там в предисловии сказано, что диспут был устроен для развлечения легата Павла Смирнского, хотя сей легат, грубый латинянин, не мог, конечно, уразуметь развернувшейся перед ним философической феерии. Это я и имел в виду.
Reply
Reply
Если бы я в своих раннесредневековых вещах нормально разбирался, и то было бы немало. Эриугена, конечно, не в счет, мне до него в жизни не добраться. Что до схоластики, томизма и всевозможных сумм, тут я полный профан. Заглядывал только в Сумму богословия, понравилось, что Фома пишет внятно и сравнительно четко)
Reply
Reply
Reply
Reply
католик--правосл. монах--мирянин...
Но Синаита и Симеона он паршиво издал, надо признать (ср. посл. БТ)... Зато Иоанна Карпафийского -- весьма прилично.
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment