Где находятся мощи Ефрема Сирина?
Преподобный Ефрем Сирин считается не только отцом сирийской литературы, но и одним из отцов Церкви. Однако вся жизнь Ефрема прошла на восточном краю Римской империи - в Нисибине и Эдессе, где привыкли слышать скорее сирийскую речь, нежели греческую и тем паче латинскую. Менее чем через сто лет после его кончины в тех местах бушевали свирепые религиозные конфликты, Ива сменял Раббулу, мелькиты пригоняли вооруженные отряды, - в общем, вся эта монофизитско-несторианская катавасия, которая впоследствии так тяжело сказалась на судьбе всего Ближнего Востока. Когда в 943 году под угрозой штурма Эдессы византийцы потребовали выдачи Мандилиона, им пришлось выбирать между тремя святынями - мелькитской, яковитской и несторианской. Византийцы почитали Ефрема Сирина, но, видимо, мало интересовались судьбой его останков. Судьба могилы Мар Апрема стала частью истории “нехалкидонских” Церквей.
Ефрем скончался в 373 году в Эдессе. Он завещал скромно похоронить себя среди нищих и преступников. Однако вскоре его останки перенесли в усыпальницу Эдесских епископов (1). Не вполне ясно, где именно находилась эта усыпальница: Эдессу окружали обширные кладбища, где стояли различные мартирии. Известно, что в V - VI вв. троих епископов - Нону, Асклепия и Андрея похоронили в церкви св. Барлахи за южными городскими воротами. Однако эта церковь была построена уже после смерти Ефрема, в начале V века (2).
С V века в Эдессе не утихали конфликты между мелькитами, монофизитами и несторианами. Первоначально большинство городских церквей, включая кафедральный собор, находилось в руках мелькитской партии, которую поддерживали византийские власти. Однако к монофизитам, пользовавшимся влиянием в народе, вероятно, перешли загородные храмы и монастыри (3). После захвата Эдессы арабами в 639 году именно монофизитская партия оказалась наиболее многочисленной и влиятельной, однако ее ослабляли внутренние разногласия - между сирийцами и армянами, отдельными церковными иерархами и так далее. Такое положение сохранялось во времена византийского, а затем и армянского контроля над городом в XI веке. Однако в 1098 г. в Эдессу прибыли крестоносцы во главе с Балдуином Бульонским, которые вскоре захватили власть. В 1099 г. в Иерусалиме был рукоположен католический Эдесский епископ Бенедикт. Важнейшие святыни города оказались в руках латинского клира. Епископская кафедра находилась в церкви Иоанна Предтечи, где почивали мощи св. Аддая и князя Абгара. Кафедра армянского архиепископа находилась в церкви св. Евфимии - по мнению Сегала, ошибка вместо “Ефрема”. В XII веке существовал и некий “нижний монастырь” св. Ефрема (4). Латиняне нашли в Эдессе много разных святынь, но в критический момент, перед захватом города эмиром Имад ад-Дином Зенги, вывезли оттуда только самое, на их взгляд, ценное - мощи апостола Фомы (5). Один из отрядов Зенги расположился перед западными воротами, на кладбище, где находилась гробница св. Ефрема (6). Крестоносцы, обеспокоенные потерей Эдессы, воспользовались гибелью Зенги и в 1146 году предприняли попытку вернуть город. Потерпев неудачу, они отступили в направлении Самосаты, и вместе с ними ушла большая часть эдесских христиан.
В истории Эдессы первого тысячелетия упоминаний о гробнице Ефрема Сирина почти нет. Можно полагать, что тогда она не принадлежала к числу главных святынь города. Положение изменилось после вывоза Мандилиона (византийцами в 943 году) и мощей апостола Фомы (латинянами в 1144 году), вероятного уничтожения других реликвий во время турецкого разгрома 1146 года.
Следующие упоминания о гробнице Ефрема Сирина принадлежат европейским путешественникам XIX века. Дж. Баджер посетил скромную армянскую часовню св. Сергия, которая стояла к западу от городских стен и в народе именовалась “Хызр Ильяс” (Khudhr Elias). По его свидетельству, во дворе часовни находился спуск в пещерку с четырьмя нишами в стенах, откуда можно было проникнуть в другую пещерку, с восемью гробницами. Самая большая гробница, по словам проводников Баджера, принадлежала Ефрему Сирину, другая - св. Феодору (7). Эти гробницы пользуются почитанием среди местных “яковитов и сирийцев” (?), которые устраивали за обладание пещеркой целые побоища. Однако иключительное право совершать литургию на гробнице Ефрема принадлежало яковитам (8). Баджер приводит план пещерки, однако, к сожалению, он не уточняет, как именно выглядели эти гробницы.
После Баджера гробницу Ефрема Сирина видел сэр Уоллис-Бадж. По его свидетельству, она находилась в армянском монастыре Дейр Саркис (Der Sarkis) и представляла собою убогое сооружение со странным декором (a poor structure, and its decorations quite out of place). Гробница пользовалась большим почитанием, землю с нее продавали паломникам. Уоллис-Бадж с англиканским осуждением упоминает о том, что молящиеся возлагают руки на гробницу Ефрема с надеждой на осуществление желаемого (9). Примечательно, что в его рассказе отсутствует всякое упоминание о пещерке, где, согласно Баджеру, находилась собственно могила Ефрема. Однако он пишет о том, что вокруг монастыря было много высеченных в скале гробниц с сирийским надписями.
Дальнейшая судьба гробницы Ефрема, как и христианской общины Урфы (прежней Эдессы), была довольно плачевной. По свидетельству Уоллис-Баджа, уже в конце XIX века местные мусульмане покушались на церкви и даже сожгли армянский собор - крупнейшее здание города. За этим события и связанной с ним резней 1895 года последовала война и закон о депортации неблагонадежного населения (1915 год), который привел к массовым убийствам армян. В монастыре св. Сергия хоронили погибших христиан. В 1920 - 1923 годах турки полностью очистили Урфу от христианского населения (10). Оставшиеся церкви были либо разрушены, либо приспособлены под хозяйственные постройки. Злополучный армянский собор во время посещений Урфы Сегалом служил электростанцией, а в 1994 г. был вновь открыт - теперь уже как мечеть Селааддин Эйюби.
По свидетельству Сегала, в середине XX века память о монастыре св. Сергия - “Хызр Ильяс” - еще сохранялась в Урфе, хотя его здания были, по-видимому, утрачены. Сегал приводит в своей книге фотографию, озаглавленную “Вид на запад от западных городских ворот. Здания слева находятся на месте гробницы св. Ефрема и Дейр-Саркис”. Действительно, на фотографии видна кучка унылых построек.
Вот так это место выглядит в GoogleMaps.
1. Частицы мощей Ефрема Сирина хранятся в различных греческих монастырях - Великая Лавра, Дионисиат и др., а также в Лавре Саввы Освященного (11). Увы, подлинность этих частиц вряд ли может быть доказана.
2. Некоторые монофизитские церкви также утверждают, что у них хранятся мощи Ефрема Сирина. Частицы мощей хранятся в сиро-яковитском монастыре св. Марка в Иерусалиме (12) и в коптском монастыре св. Паисия (Дейр Анба Бишой) в Вади-эль-Натрун (13). Особый интерес вызывают реликвии в монастыре Сирийцев (Дейр эль-Суриан). По некоторым сведениям, в VIII - IX веках купцы из Такрита выкупили монастырь у коптов, после чего в нем обосновалась крупная колония монахов-сирийцев. Лишь в XVI веке монастырь почти запустел и вновь был заселен коптами. От сирийцев в нем остались библиотека, росписи VIII - XIII веков, резные алтарные врата начала X века с изображениями апостола Марка, Игнатия Богоносца, Севера и Диоскора (14), а также разного рода предания. Согласно довольно ранней легенде, зафиксированной в сирийском житии Ефрема Сирина и в житии Паисия, Ефрем посетил Египет для встречи с Паисием. Во время беседы подвижников Ефрем воткнул в землю посох, который зацвел и пустил побеги. В Сирийском монастыре поныне сохраняется чудесное дерево Ефрема, о котором упоминали еще западные путешественники XVII века.
В монастыре хранился резной реликварий с инкрустациями из слоновой кости, в котором содержались мощи двенадцати святых, среди них - Иакова Персянина, Ефрема Сирина, Севера и Диоскора (15). Сейчас мощи хранятся отдельно в монастырской церкви. Возможность наличия в монастыре Сирийцев подлинных мощей Ефрема относительно высока. Связи монастыря с Сирией до XIII века не прерывались: известно, что в X веке его настоятель Моисей Нисибийский ездил в Сирию и Месопотамию за рукописями.
(1) Житие Ефрема.
(2) Segal, Edessa, 182; Эдесская хроника, № 92, 103. О церквах и некрополях города к VI в. см. Segal, 180 - 190.
(3) Segal, 189 - 191.
(4) Segal, 239.
(5) Зенги осадил Эдессу в ноябре 1144 г., (Segal, 244); перенесение мощей св. Фомы на Хиос датируется 6 октября того же года (
http://www.tommasoapostolo.it/apostolo_tra_c.php). Неясно, к чему относится эта дата - к вывозу мощей из Эдессы или, что вероятнее, к их прибытию на остров Хиос. Сейчас они хранятся в городе Ортона (Италия).
(6) Segal, 244.
(7) Кто такой этот св. Феодор - не вполне ясно. Сегал полагает, что имеется в виду “общий” Феодор Евхаитский, Стратилат или Тирон (Segal, 88 n. 1). Мощи св. Феодора, мелькитского епископа Эдессы в VIII в., покоились в Лавре Саввы Освященного (Паломничество Даниила). Возможно, могила в пещерке принадлежала Феодору абу Курре, мелькитскому епископу Харрана. В таком случае усыпальница св. Ефрема еще в IX в. находилась под контролем мелькитов.
(8) Badger G. P. The Nestorians and Their Rituals. Vol. 1. 1852. P. 327 - 328.
(9) Wallis Budge E. A. By Nile and Tigris: A Narrative of Journeys in Egypt and Mesopotamia… Between the Years 1886 and 1913. Vol. 1. 1920. P. 408 - 409.
(10) Об этом и последующем см. толковую статью К. Эктема, часть которой посвящена событиям в Урфе (
http://www.hks.harvard.edu/kokkalis/GSW5/oktem.pdf).
(11) Meinardus O. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Christianus. T. 54. 1970. P. 174.
(12)
http://sor.cua.edu/ChMon/HLand/YerusalemSMark.html (13) Watson J. H. Among the Copts. 2002. P. 15. (
http://books.google.ru/books?id=jP5RDWywAx8C&dq=Among+the+Copts+John+H.+Watson&printsec=frontcover&source=bn&hl=ru&sa=X&oi=book_result&resnum=4&ct=result)
(14) См.:
http://en.wikipedia.org/wiki/Syrian_Monastery;
http://www.touregypt.net/featurestories/surian.htm;
http://syrcom.cua.edu/Hugoye/Vol2No2/HV2N2Innemee.html (и другие статьи там же).
(15)
http://www.st-mary-mons.org/