СОлНЦе, дом, который построил Шмаков

Dec 07, 2013 21:45

Здравствуйте всем, друзья-коллеги.

Я сегодня подписала петицию "Министру образования и науки Российской Федерации Ливанову Дмитрию Викторовичу: Не допустите закрытия школы "СОлНЦе"!!!" и что-то меня дернуло написать об этом подробнее, хотя общественная деятельность в сети для меня, мягко говоря, нехарактерна. Какое-то странное желание объясниться, что это не просто галочка на ресурсе с петициями, не просто ленивый лайк чтобы поддержать хороших людей или там почувствовать себя причастной к движухе.

Начать с того, что школа Павла Анатольевича Шмакова (как бы она ни называлась - он возглавлял за прошедшие 20 лет не одну школу) для меня совсем не чужая, хотя я давно там не работаю. Позволю себе немного личной истории. В 1993 году я закончила университет, поступила в аспирантуру, и как-то ненавязчиво встал вопрос, а чем я заниматься-то на самом деле буду со своим дипломом. Даже если бы я защитила дисер (что с самого начала было под большим вопросом, потому что мой научрук уже фактически ушел тогда из универа), все равно нужно было какое-то настоящее дело, а не просиживание штанов и юбок в лаборатории без всяких перспектив. Я тогда уже начала заниматься всерьез играми, но это как бы не считалось, это было то ли хобби, то ли вообще какое-то малопочтенное занятие понарошку и исподтишка. Ну и вот какими-то судьбами Андрей Ермолаев меня привел в Академический Колледж при КГУ, потому что там искали учителя химии в гуманитарный класс, а мне было в общем все равно - учитель так учитель, гуманитарный класс, так гуманитарный класс. Мне сходу предложили интересную задачку - вот есть группа школьников, которые видали все точные науки в гробу, потому что им интересней история с социологией или литература, и они уже в любимых предметах успешны и знают, что будут делать дальше, но образование все-таки должно быть всесторонним, и что-то изучать из ненавистной области надо. Ну и сговорились мы на том, что я буду читать, попутно разрабатывая, курс истории химии, заодно изящно вкрапляя туда требования обязательной программы, чтобы хотя бы на нетвердую четверку школьный курс молодые коллеги знали. Потом я еще стала вести олимпиадный кружок уже для тех, кто химией интересовался, потом факультативом читала там соционику, которую завезла контрабандой из Питера, от коллег Переслегиных... Это было начало моей преподавательской деятельности, и я эту школу жизни до сих пор с благодарностью вспоминаю. Потом я преподавать прекратила, потому как моя жизнь устроилась слишком уж проектным образом - в любой момент я могу уехать, или переключиться с одной работы на другую, или три проекта в параллель и ничем другим невозможно заниматься. А для школы все-таки важно в любую погоду приходить и вести занятие согласно программе и расписанию. Но это все личные сантименты, просто чтобы было понятно, что меня с этой школой связывает.
А теперь о самой школе. Она с самого начала была необычным учебным заведением - туда брали с вступительными экзаменами старшеклассников, которые хотели углубленно изучать отдельные предметы и имели свой собственный интерес к образованию. Атмосфера была, скорее, ВУЗовская, а не школьная, дисциплина не являлась обязательным требованием, отчего дети частенько болтались по физфаку вместо нелюбимых предметов, расписание менялось постоянно, наверняка формальные требования выполнялись далеко не все (хотя тогда я этим мало интересовалась, но все равно некоторый налет творческого беспорядка был хорошо заметен). Зато Академический Колледж (далее АК) стабильно рвал на городских и республиканских олимпиадах почти по всем предметам обычные школы, деля пальмы первенства только с физмат-школой № 131 и своими соседями по физфаку и конкурентами - Экспериментальной школой-лицеем (это еще одна приуниверситетская школа тех же лет, и еще одна моя педагогическая байка, но более позднего времени, может, потом расскажу). Ну и еще, если даже вы просто посмотрите по поиску "Павел Анатольевич Шмаков выпускники", то очень хорошо заметно, что из АК вышло много неординарных людей. А я некоторых из них знаю, помню и радуюсь каждый раз, когда где-то удается пересечься и узнать, что у них все хорошо, или прямо сейчас не очень хорошо, но они справляются и справятся. Стиль шмаковской школы всегда был такой - там работали не с успеваемостью, а с учениками, там учили детей очень хорошие педагоги, много было университетских преподавателей, сильных не только в своем в предмете, а как личности, как образцы для детей. (Это я не про себя говорю, я туда, скорее, заходила пару раз в неделю, чем работала в полном смысле слова, я была такой гость из дальних стран, а не педагог - не единственный, кстати, гостей там тоже привечали, звали повести факультативные занятия, прочитать публичную лекцию, рассказать детям что-то взрослое, интересное, про науку, искусство, про что-то новое в культуре). Мне всегда казалось, что из школы, которую построил Шмаков, не могло совсем ничего не получиться - если вкладываться во что-то и не отступать перед трудностями, оно обязательно принесет плоды рано или поздно, так или иначе.
А теперь про  трудности и про не отступать. Трудности у Шмакова и его школы были всегда - такое хорошее, редкое место очень уязвимо и его постоянно надо защищать от внешних сил. Не скажу даже, что это всегда были вихри враждебные - ну да, надо выполнять административные нормы, полезно это делать в среднем. Но в АК всегда был приоритет - сначала дети и творческая работа с ними, потом бумажки и прочая лабуда. Конечно, это привлекало проверки, вызывало предписания, провоцировало скандалы, даже когда еще все было хорошо. А потом все стало плохо, экспериментальное образование начали прикрывать, объединять и приводить к единым стандартам, и вот этого АК точно пережить не мог. Его слили с ЭШЛ, потом преобразовали, потом Павел Анатольевич долго судился с администрацией, потом уехал в Финляндию, пару лет назад вернулся по приглашению мэра Казани... Это долгая печальная история, уже подробно описанная в прессе, вот здесь, например, http://kazan.mk.ru/article/2013/12/04/954622-komu-meshalo-solntse-pavla-shmakova.html на мой взгляд неплохо написано, довольно точно и объективно. Ну и еще можно найти кучу материалов, сейчас о новой шмаковской школе СОлНЦе и ее предыстории много говорят. Потому что идет драка за эту школу, драка в очень хорошем смысле слова - люди в этой школе делают важное дело и готовы за него драться до последнего.
А теперь к чему я это все. Почти с момента возвращения Пал Анатольича в Казань, я наблюдаю через общих знакомых и в сети за этой дракой. И мне казалось, что это все и без меня прекрасно себе происходит - подписи собираются, пресса пишет, дети аж на митинги выходят по собственному почину. А сегодня мне написал в личку Павел Шмаков и попросил ему помочь. Просто, по-человечески. Замечу, мы с Павлом Анатольевичем не друзья и даже не приятели, я не вхожу в шмаковский фан-клуб (хотя и к его явным противникам никогда не относилась), это просто мой бывший начальник и коллега из совсем другой жизни. Я и его недостатки прекрасно знаю, и понимаю, что некоторые из нападок на его школу обоснованы. Но, знаете, появилось какое-то странное чувство - "Если мяса с ножа ты не ел ни куска, если руки сложа, наблюдал свысока..."
Я поймала себя на том, что я в эту историю с подписями и публикациями в соцсетях толком не верила - захотят закрыть, все равно закроют. И вдруг сейчас поняла, что Павел-то Анатольевич верит, и продолжает драться, и может быть - скажем, если все, к кому он обращается за помощью, ему помогут - может быть он даже победит. Там уже тронулся лед, и деньги управление образования выделило (чтоб освоить их за оставшийся месяц, ха-ха...), и все равно еще до спокойной жизни школе СОлНЦе далеко - есть решение суда, есть законные требования санэпиднадзора и пожарников, которые почти нереально выполнить в оставшиеся сроки. Но хочется верить, что шансы все равно есть. Когда доносятся вести из СОлНЦа, даже возникает подозрение - а не гражданское ли у нас местами общество? Нет, серьезно, похоже, раз есть общественные деятели, которые способны добиться признания своего дела и своей правоты.
Никого не агитирую, но если вас эта история каким-то боком касается, то вот ссылки на петицию:
на русском http://chn.ge/1huTRqI ,
на английском https://www.change.org/en-GB/petitions/the-russian-minister-of-education-and-science-dmitry-livanov-don-t-allow-closing-the-solnce-school-in-kazan
на французском https://www.change.org/petitions/a-m-dmitri-livanov-ministre-de-l-%C3%A9ducation-et-des-sciences-de-russie-ne-fermez-pas-l-%C3%A9cole-soleil-de-la-ville-de-kazan
Спасибо.



СОлНЦе, образование

Previous post Next post
Up