(no subject)

Jul 21, 2010 18:26



Продолжение статьи
О русской программе - первый подход к экономике
Часть2
Нейтрализация отрицательных последствий глобализации

Предприниматели во всем мире заинтересованы в понижении зарплат на своем предприятии. Благодаря глобализации и дешевому труду иммигрантов, в промышленности возникла не только возможность, но неизбежная необходимость снижать за счет зарплаты себестоимость производства. В то же время для общества в целом, как и для класса предпринимателей, нуждающихся в большом платежеспособном спросе, выгодно повышение зарплат, увеличивающее спрос и обеспечивающее высокий уровень жизни. Текущий кризис, прежде всего закономерное последствие глобализации, и пока это не будет осознано, он не прекратится. Поэтому для блокирования современного мощнейшего давления на зарплаты в промышленности и выталкивания ее в Юго-Восточную Азию (где труд очень дешев), следует предпринять нетривиальные и очень сильные меры стимулирующие развитие передовой промышленности и рост зарплаты.

1.Стимулирование налоговыми льготами

Мы можем отказаться для обрабатывающей промышленности (кроме первого передела) от налога на прибыль на пять лет и от взимания НДС (на не ограниченный срок) и, при этом, резко повысить общую сумму доходов бюджета за счет налогообложения всех производств добывающих природные ресурсы России. В свое время успех на выборах «Родины», агитировавшей за взимание государством адекватной нефтяной ренты, подвиг правящую группировку на примитивное заимствование этого предложения, которое позволило при бездефицитном бюджете значительно увеличить расходы государства и немного поделиться с народом. Догадаться, что в России имеется много других природных богатств, на которых паразитируют местные и всероссийские олигархи и чиновники, правящий класс не смог или не захотел.  В результате самым рентабельным делом вместо нефтянки стала металлургия (туда и перекочевал Абрамович).

Я произвел расчет возможного увеличения налоговых поступлений в бюджет от дополнительного налогообложения отраслей, связанных с добычей и первичной переработкой полезных ископаемых, при предоставлении налоговых льгот обрабатывающей промышленности на основе данных за 2006 год. Напомню, что в этот период цена на нефть колебалась между 60 и 70 долларов за баррель, ряд цен на природные ископаемые и металлы были ниже  или не намного выше цен текущего года.


Расчет увеличения налоговых поступлений в бюджет при усилении налоговой нагрузки на отрасли связанные с добычей и первичной переработкой полезных ископаемых и налоговых льготах обрабатывающей промышленности (млрд. руб.)

Виды экономической деятельности

Рентабельность продукции

Рентабельность активов

Прибыль за 2006 год за минусом убытков

Планируемый процент добавочного изъятия прибыли в бюджет

Сумма дополнительных доходов бюджета

Сумма потерь бюджета от льгот обрабатывающей промышленности

Производство машин и оборудования, включая электрооборудование и транспорт

8

6

106,7

-20%

-

-21

Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

29,5

16,5

588,7

50%

294

Добыча других полезных ископаемых

41,8

16,3

124,2

60%

75

Производство кокса и нефтепродуктов

17,9

24,3

509,7

50%

255

Металлургическое производство

36.3

27,8

503,7

60%

302

Связь

33,5

13,4

185,5

40%

74

Оптовая торговля, кроме торговли автотранспортом [1]

14,1

10

740,3

60%

444

Приблизительная сумма теряемого НДС при ставке 18% на основе данных за 2006 год

-100

Всего

1444

-121

Общее увеличение бюджета после изменений налогообложения

1323

Таким образом, мы можем увеличить доходную часть бюджета на 1,3 триллиона рублей (18,7% от планируемых доходов федерального бюджета в 2010 году) даже если предоставим большие налоговые льготы обрабатывающей промышленности. При этом при увеличении мировых цен на сырьевые товары и металлы, дополнительные доходы будут соответственно увеличиваться. Кроме того, мой расчет базируется на показываемой в отчетности официальной прибыли, которая сильно занижается. После тщательного анализа результатов работы вышеуказанных отраслей после прихода русских к власти, вероятно, удастся обнаружить еще много полезных «излишков». Очевидно, что налогом будет облагаться единица продукции, а не непосредственно прибыль, которую легче спрятать. Дополнительным обоснованием усиления налогообложения служит то, что в основном платить придется структурам, приватизированным почти за бесценок.

Обещания бюджетникам по увеличению финансирования

Учитывая, что в федеральном бюджете 2010 года выделяется на национальную оборону - 678 млрд. рублей, финансирование органов внутренних дел - 268 млрд. рублей, образование - 386 млрд. рублей, здравоохранение, физическую культуру и спорт - 325 млрд. рублей, дорожное хозяйство - 237 млрд. рублей, фундаментальные исследования 77 млрд. рублей, мы можем, благодаря вышеуказанному увеличению доходов бюджета, удвоить расходы на образование, здравоохранение, физическую культуру, спорт и фундаментальные исследования, а финансирование обороны, органов внутренних дел и дорожного хозяйства увеличить на 45%.

2. Стимулирование таможенными пошлинами

Т. к. на старте внедрения новых технологий у начинающего производителя продукция, как правило, проигрывает по качеству изделиям известных фирм или воспринимается потребителем как уступающая раскрученным брендам, ему требуется защита высокими импортными пошлинами. Для переноса производства опытными производителями в Россию нужны стимулы - тоже высокие пошлины. Но эти пошлины крайне неприятны потребителям - всем жителям страны, кроме того пошлина ограничивает конкуренцию, замедляя совершенствование новой продукции и приводит к застою. Поэтому примитивное повышение пошлин приносит больше вреда, чем пользы. Гораздо продуктивней будет волнообразный режим установления импортных пошлин. Государство гарантирует установление повышенной пошлины только после запуска большого производства с новым качественным продуктом. При этом потребитель в период до запуска современного предприятия не мучается от повышенных цен на импортные товары при невозможности приобрести качественные аналоги отечественного производства. После того как первое новое предприятие окупится (при рентабельности производства 20% - 5 лет) и бонусный год, пошлины снова снижаются для стимулирования конкуренции и быстрой модернизации (до нуля пошлины не снижаются). Такой ограниченный режим импортной защиты будет больше всего награждать того, кто первым освоил новою качественную продукцию, и заставит торопиться остальных производителей, пока окно возможностей не закрылось. Т. е после начала выпуска импортных аналогов на 6 лет будет вводится повышенная пошлина (25%-40%). Идеальным доказательством качественности товара был бы экспорт в развитые страны без экспортных субсидий. В противном случае государству совместно с обществами потребителей придется устанавливать обязательные качественные показатели продукции, защищаемой повышенными пошлинами с соответствующим контролем выпускаемых товаров. Отказ от повышенных пошлин до запуска передового производства затрудняет отечественным производителям накопить средства для модернизации, поэтому надо будет предоставлять льготные кредиты на организацию производства или государственное финансирование для экспорта или замещения импорта с усилением контроля и наказанием за возможные махинации (об этом ниже).

3. Преодоление противоречия между потребностью повышать зарплату для роста уровня жизни и необходимостью снижать себестоимость для выживания в конкурентной борьбе с одновременным стимулированием качественной работы

В современном мире конкурентоспособность экономики определяется не только наличием передовых технологий, большими льготами для инвесторов и способностью вложить большой объем средств в развитие промышленности без значительного разворовывания, но и прежде всего, дешевизной квалифицированной рабочей силы.
Дешевизна работников, готовых напряженно трудится, является, пожалуй, сейчас решающим фактором. При достойной оплате русская промышленность сможет привлечь достаточно работников способных ответственно и производительно трудиться (современной промышленности не требуется много людей, в Германии там занято 23%, в Великобритании - 13%, а в США лишь 10% от числа работающих). Найти среди всей рабочей силы 15-20% процентов работников готовых и способных напряженно и качественно работать можно, но их надо стимулировать, что не способствует снижению себестоимости. Кроме того, если не повышать зарплаты в промышленности - не будет устойчивого развития сферы услуг из-за ослабленного спроса и не удастся добиться главной цели для населения - резкого поднятия уровня жизни.

а) приобретение в основном технологий, используемых в высокоразвитых странах

Самый выгодный для нас способ решить эту проблему - приобретать только технологии, используемые в странах с высокой зарплатой и не интересоваться технологиями, по которым производят товары в странах с дешевой рабочей силой. Для максимальных выгод от международной торговли надо стремиться закупать для потребления как можно больше продукции приемлемого качества в странах с маленькой зарплатой и конкурировать только с высокозарплатными развитыми странами. В этом случае мы могли бы, даже значительно подняв зарплаты (чуть ниже чем в развитых странах для обеспечения при одинаковых технологиях меньшей себестоимости), выпускать конкурентоспособные товары.  При этом мы можем, имея зарплаты немного ниже, чем передовых странах, достигнуть сопоставимого уровня жизни. Для этого нам надо справиться с чиновниками-взяточниками, земельными спекулянтами, элетро-газо и прочими монополистами, которые ограничивают рост промышленности и строительства, собирают всеобщую дань, в конечном итоге грабя население и повышая затраты на поддержание достойного уровня жизни, делают себестоимость продукции неконкурентоспособной, лишая Россию возможности стать высокоразвитой страной.

О преодолении коррупции я уже написал выше, а теперь представлю мои предложения по обузданию спекулянтов землей и монополистов.

б) изменение порядка владения и приобретения земли

Для создания производства необходимо иметь в наличии деньги, квалифицированный персонал и землю со всеми коммуникациями. Денег у современного государства и банков имеется даже больше, чем нужно. Обучить людей в соответствии с потребностями высокоразвитой промышленности - дело нескольких лет. А для решения земельной проблемы и обуздания спекулянтов землей (для промышленности и жилищного строительства) придется кардинально менять сложившиеся общепринятые порядки.

В развитых странах стоимость жилья в основном состоит из цены земли, а не расходов на постройку зданий. В Японии, где земля в большом дефиците, ситуация в этом плане наиболее трагична, в 1990 году жилье стоило в 18 раз больше годового дохода среднего японца, заставляя некоторых покупателей жилья брать кредит на сто лет. Гигантский объем дани, выплачиваемый японцами земельным спекулянтам, вероятно, стал одной из важнейших причин попадания японской экономики в тупик.

В США в 2008 году на оплату финансовых обязательств, связанных с покупкой недвижимости, уходило 11,5% от дохода домохозяйств за вычетом налогов (90% жителей владеют жильем). Предполагая, что 5% наиболее богатых семей достаточно богаты, что бы, как правило, не брать кредит на покупку дома и зная, что их доход составляет около 40% от всего дохода населения США, высчитываем ориентировочную цифру вышеуказанных финансовых обязательств остальной части населения, имеющей жилье (11,5% : (1-0,4) = 19,2%).  Если цена земли составляет две трети от общей цены жилья, то получается, что дань, которую американцы платят земельным спекулянтам и финансистам составляет около 12,8% от располагаемого дохода (19,2% х 2 : 3 = 12,8%). Так как 10% жителей США, не имеющих собственного жилья, как правило, имеют низкие доходы, мы эти доходы в расчете не учитываем. Кроме оплаты собственного жилья потребители вынуждены оплачивать «завышенную» стоимость товаров и услуг из-за чрезмерно высокой цены производственной, торговой и офисной недвижимости. Очень приблизительно, (если офисно-производственная площадь составляет примерно 50% от жилой) можно оценить такую переплату в половину от жилой - 6,4%. Всего получается 12,8+6,4=19,2% от дохода после вычета налогов. Если бы в России удалось избавиться от дани спекулянтам землей то, например, можно было, имея зарплату на 10% ниже американской, потреблять на 9% больше (при той же структуре расходов). Впрочем, в России резервов для экономии еще больше из-за значительно более высокой коррупции и неэффективности госаппарата, которая приводит к относительно большим затратам на получения права пользоваться землей и объектами на ней. Например, по декабрьским 2009 года данным журнала Forbes Russia (http://www.forbesrussia.ru/ekonomika/torgovlya/36415-pochemu-my-platim-za-odezhdu-i-obuv-vtridoroga) в России «хорошо, если впишешься в 15-25%» стоимости аренды в цене проданных товаров, тогда как в Европе на аренду площадей расходуется 7-12% от оборота, т.е. в России затраты на аренду в два раза больше. При очень консервативной оценке доли чиновников-вымогателей в стоимости аренды в размере двух третей, мы имеем возможность, избавившись при русской власти от их назойливого присутствия в нашей экономике, сэкономить не менее 7% от сегодняшних продажных цен -[(15+25):2 - (7+12):2] х 0,66 = 7%.

Все запреты или разрешения на использование земли для производства и жилья в России должны быть оставлены в прошлом, кроме зонального разграничения жилой зоны и производственной и запретов на использование заповедных и природоохранных территорий. При этом должны быть преимущества у тех, кто использует единицу земли с пользой для большего количества людей.

Чтобы иметь большой объем предложения дешевой земли для строительства, придется оказать очень сильное давление на владельцев больших земельный участков путем  введения налога на «излишнюю и неиспользуемую» землю в ежегодном размере, допустим, 10% от цены подобной земли (определение излишества лучше устанавливать исходя из местных особенностей в каждой области, например, в пригородной зоне большинства крупных городов - «излишек» это участок больше 15 соток на человека при отсутствии производства сельхозпродукции). Вышеуказанный налог заставит как можно быстрее продавать неиспользуемую землю и резко понизит цены на нее.

Для предотвращения малоэффективного использования земли и для наделения промышленников и строителей жилья дешевой землей, можно установить предельную цену земли в размере 20 средних годовых доходов от ее текущего использования (зарплата плюс прибыль или минус убыток с которых платились налоги за последние пять лет) с правом принудительного приобретения при отсутствии свободной земли и значительном уровне безработицы (для принудительного приобретения земли необходимо обеспечить работой с высокой зарплатой в десять раз больше местных жителей, чем было у прежнего владельца участка). Если налогооблагаемых доходов излишек земли не приносил, он может изыматься бесплатно (через суд), но перед этим прежнему владельцу предоставляется право попытаться продать такой участок в течение полугода или начать его общественно-выгодное использование (новый владелец будет обязан начать свой бизнес-проект в течение этого полугода).

В Китае вся недвижимость находится на арендованной земле. Отсутствие необходимости платить огромные суммы владельцам земли значительно удешевляет и строительство, и себестоимость китайских товаров. Успешный опыт практически бесплатной массовой раздачи земли гражданам имеется у США. В 1862 году в этой стране за незначительную пошлину всем желающим гражданам начали раздавать по 65 гектаров свободной земли. После пятилетнего использования участок переходил в собственность. До 1900 года было роздано 81 миллион гектаров. Русское государство также может бесплатно раздавать неиспользуемую землю коренным жителям для обустройства жилья или производства. Наши предки проливали кровь за Россию, не для того чтобы спекулянты землей или продажные чиновники брали с нас дань за право достойно жить и работать на родной земле.

в) укрощение монополистов

Монополисты (местные и федеральные), из-за отсутствия конкуренции, должны стимулироваться к оперативной, качественной и недорогой работе специальными государственными мерами. Компании, занимающиеся поставками газа, электричества, тепла, воды, канализацией должны быть ОБЯЗАНЫ в установленные законодательством сроки (например, в течение года после подачи заявки любым физическим или юридическим лицом и оплаты аванса за квартальный объем услуг) обеспечивать по регулируемым ценам своими услугами в запрошенном объеме. Если монополисты не удовлетворили в срок заявку - они компенсируют упущенную прибыль или потери, руководитель и другие ответственные лица увольняются и на работу берутся более толковые специалисты. Естественно, средняя зарплата и зарплата руководителей у монополистов должна не превышать среднюю по региону.

[1] По мнению экспертов, значительная часть прибыли оптовой торговли составляют доходы от операций с продуктами добывающей промышленности и металлургии.

программа развития, экономика

Previous post Next post
Up